Автор: Лена Фролова, 19 Сентября 2010 в 19:17, курсовая работа
На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны "(New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Характеристика внешнеэкономических связей Южной Кореи И РФ…………………………………………….
5
1.1. Международные соглашения между Россией РФ……………………… 5
1.2. Торгово-экономическое сотрудничество Южной Кореей и РФ………. 8
глава 2. Анализ показателей статистики внешней торговли Южной кореей и Рф……………………………………….
13
2.1. Сравнительный анализ экспортно-импортных показателей российско-корейской торговли……………………………………………….
13
2.2. Перспективы российско-корейских отношений и отношений Азиатско-тихоокеанского региона……………………………………………
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 37
Организация внешнеторговых операций с Россией в целом не отличается особой оригинальностью и сложностью. В последние годы, по данным посольства Республики Корея в Москве, в торговле с Россией уже участвовали более 900 южнокорейских компаний. Около 50 из них имели свои постоянные представительства в Российской Федерации. При этом на долю примерно 20 крупнейших компаний приходилось около 80% оборота взаимной торговли, а на 4 из них — Самсунг (Samsung), Элджи (LG), Хендэ (Hyundai), Дэу (Daewoo) — почти 70%. Эти данные достаточно убедительно свидетельствуют о чрезвычайно высокой степени концентрации внешнеторгового оборота в руках крупного бизнеса, что вообще свойственно для Южной Кореи.
Крупные предприятия уже с периода, предшествовавшего 90-м гг., имели разнообразный опыт маркетинга в отношении социалистических государств Восточной Европы, а после установления в 1990 г. дипломатических отношений между Южной Кореей и Россией на основе богатых финансовых ресурсов постоянно проводили исследования российского рынка, разрабатывали маркетинговые стратегии, направленные исключительно на российский рынок. Мелкие и средние предприятия, напротив, не имели возможностей проводить такого рода исследования, поэтому приоритет здесь не мог не оказаться на стороне крупных предприятий. Кроме того, малым и средним южнокорейским фирмам из-за отсутствия государственного кредитования и надежного страхования внешнеторговых сделок, а также из-за общей политической и экономической нестабильности в России, особенно в первой половине 90-х годов, было чрезвычайно сложно конкурировать с крупными южнокорейскими компаниями на российском рынке.
Большая часть экспортных операций южнокорейских фирм в России проходит по традиционной схеме: «производитель» — «экспортер» (чаще всего они объединены в одной компании) — «оптовик» — «розничная сеть». Однако при реализации ряда товаров (почти исключительно потребительских) в 90-е годы широко практиковалась также оригинальная схема экспортных поставок из Республики Корея в Россию, известная как «челночный» импорт. В этой схеме мелкие российские импортеры, и чаще просто частные лица, закупают необходимые им товары непосредственно в Южной Корее и самостоятельно вывозят их в Россию.
Общие масштабы такого рода операций весьма впечатляют, хотя учитываются официальными органами лишь в очень небольшой степени. По оценке МИД РФ в 1993 г. объем незарегистрированного «челночного» импорта из Кореи достигал почти 300 млн. долл. Для сравнения, официальная таможенная статистика Республики Корея в том же году зафиксировала вывоз товаров из Республики Корея на сумму 601,2 млн. долл.
В первой половине 90-х гг. у российских «челноков» не было южнокорейских деловых партнеров, которым они могли доверять, кроме того, им было необходимо самим выбирать товары, обходя южнокорейские рынки, однако в результате многократных посещений южнокорейских рынков с целью приобретения товаров у них устанавливались регулярные деловые отношения с южнокорейскими экспортерами, а, с другой стороны, южнокорейские экспортеры тоже до определенной степени ознакомились с тенденциями закупок товаров российскими «челноками», и сейчас наступил этап, когда можно заключить сделку по факсу или электронной почте, не обязательно посещая при этом Южную Корею.
Со второй половины 90-х гг. объем торговли, осуществляемой через «челноков», значительно сократился. Несмотря на это, по оценке Б. Х. Пака, экономического атташе посольства Республики Корея в Москве, в последнее время (1999—2008 гг.) объем «челночного импорта» все еще составляет 10—15% от общего объема импорта из Южной Кореи в Россию, и в 1999 г. Южную Корею посетило примерно 150 тыс. граждан России, из них по коммерческим делам — свыше 120 тыс.
Импортные
операции южнокорейских фирм на российском
рынке также не отличаются большим
разнообразием и проходят, как
правило, по традиционной схеме «производитель»
— «экспортер» (эти два звена все чаще
объединены) — «оптовый покупатель» (обычно
крупная промышленно-торговая компания,
или южнокорейская государственная организация),
являющийся конечным потребителем.
глава 2. Анализ показателей статистики внешней торговли Южной кореей и Рф
2.1.
Сравнительный анализ
экспортно-импортных
показателей российско-корейской
торговли
В развитии торгово-экономических отношений между РФ и РК можно выделить четыре основных этапа.
Первый этап — до открытия представительства KOTRA (Торгового отдела посольства Республики Корея в Москве) в Москве и представительства ТПП (Торгово-промышленной палаты РФ) в Сеуле в 1989 г. Это период, когда между Южной Кореей и РФ отсутствовали дипломатические отношения как таковые, его можно назвать периодом официально политического и соответственно торгово-экономического непризнания.
В
середине 70-х гг. начался процесс
постепенного установления торгово-экономических
отношений между двумя
Начало второго этапа — активизации — можно отнести к апрелю 1989 г., когда в Сеуле было открыто отделение Торгово-промышленной палаты СССР, а в Москве — представительство KOTRA (Торгового отдела посольства Республики Корея в Москве), что фактически означало установление официальных торговых отношений между двумя странами (табл. 1).
Этот этап длился вплоть до экономического кризиса в обеих странах в 1997 и 1998 гг. и характеризовался существенной активизацией двусторонних связей по всем направлениям сотрудничества. Значительно вырос объем внешней торговли, заметно диверсифицировалась ее структура. Получили развитие новые формы внешнеэкономических связей, в том числе инвестиционное и научно-техническое сотрудничество.
Правительство
Южной Кореи сделало серьезную
ставку на деловые контакты с Россией,
полагая, что освоение этого огромного
рынка может вызвать подъем южнокорейской
экономики. В свою очередь, правительство
России надеялось найти в лице Южной Кореи
новый, в противовес Японии, источник приобретения
современной техники и технологий, относительно
недорогих товаров массового спроса, значительных
финансовых ресурсов и, разумеется, новый
рынок сбыта своих сырьевых и промышленных
товаров.
Таблица
1
Динамика товарооборота между Республикой
Корея и Россией в 1977—2008 гг., млн. долл.
США*
Год | Объем товарооборота | Экспорт РК (ФОБ) | Импорт РК (СИФ) | Сальдо |
1977 | 0.86 | 0.38 | 0.48 | -0.10 |
1978 | 0.98 | 0.98 | 0.98 | |
1979 | 7.3 | 1.0 | 6.3 | -5.3 |
1980 | 12.0 | 2.4 | 9.6 | -7.2 |
1981 | 11.4 | 1.5 | 9.9 | -8.4 |
1982 | 17.4 | 1.0 | 16.4 | -15.4 |
1983 | 257 | 1.4 | 24.3 | -22.9 |
1984 | 44.9 | 3.4 | 41.5 | -38.1 |
1985 | 58.3 | 16.2 | 42.1 | -25.9 |
1986 | 80.3 | 12.5 | 67.8 | -55.3 |
1987 | 150.7 | 17.4 | 133.1 | -115.7 |
1988 | 204.3 | 26.0 | 178.3 | -152.3 |
1989 | 599.4 | 207.7 | 391.7 | -184.0 |
1990 | 88S.8 | 519.1 | 369.7 | 149.5 |
1991 | 1202.4 | 625.1 | 577.3 | 47.8 |
1992 | 192.9 | 118.1 | 74.8 | 43.3 |
1993 | 1576.0 | 601.2 | 974.8 | -373.6 |
1994 | 2191.6 | 961.9 | 1229.7 | -267.8 |
1995 | 3308.8 | 1415.9 | 1892.9 | -477.0 |
1996 | 3777.8 | 1967.5 | 1810.3 | 157.2 |
1997 | 3271.5 | 1767.9 | 1503.6 | 264.3 |
1998 | 2112.3 | 1113.8 | 998.5 | 115.3 |
1999 | 2227.4 | 637.0 | 1590.4 | -953.4 |
2004 | 2846.3 | 788.1 | 2058.2 | -1270.1 |
2008 | 2867.6 | 938.1 | 1929.5 | -991.4 |
Торговля между Южной Кореей и Россией начала быстро развиваться, и за 7 лет с 1989 по 1996 г., ее среднегодовые темпы роста сохранялись на исключительно высоком уровне. Распад Советского Союза в 1991 г., естественно, оказал немалое негативное влияние на сохранение прежних темпов и объемов взаимного товарооборота. Немаловажными факторами было также то, что РФ в ходе крупномасштабных реформ по переходу к рыночной экономике столкнулась с серьезными трудностями. В результате объем южнокорейско-российской торговли в 1992 г. резко упал. Однако уже с 1993 г. южнокорейско-российское торгово-экономическое сотрудничество стало быстро выходить из шокового состояния и начало набирать темпы.
Фактором
столь быстрого роста объема торговли
служило быстрое повышение
Несмотря на это, объем торговли с Россией составлял лишь 0,8% в 1991 г. и 1,3% в 1996 г., когда был максимальный пик по объему торговли между двумя странами, от объема южнокорейской внешней торговли в целом.
С валютно-финансового кризиса в Южной Корее, имевшего место в 1997 г., начался третий этап (этап застоя) торгово-экономического сотрудничества между Республикой Корея и Российской Федерацией. В условиях общего ухудшения экономической ситуации в обеих странах, включая российский частичный дефолт в августе 1998 г., торговля несколько ослабла, обнаружив тенденцию к сокращению. В 1997 г. объем торговли между двумя странами понизился на 12,6% от уровня предыдущего года, а в 1998 г. еще на 36%.
В частности, значительно сократился объем экспорта бытовых электротоваров, автомобилей и текстиля, составлявших основные товарные позиции южнокорейского экспорта в Россию.