Внешняя торговля России и Южной Кореи

Автор: Лена Фролова, 19 Сентября 2010 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны "(New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Характеристика внешнеэкономических связей Южной Кореи И РФ…………………………………………….
5
1.1. Международные соглашения между Россией РФ……………………… 5
1.2. Торгово-экономическое сотрудничество Южной Кореей и РФ………. 8
глава 2. Анализ показателей статистики внешней торговли Южной кореей и Рф……………………………………….
13
2.1. Сравнительный анализ экспортно-импортных показателей российско-корейской торговли……………………………………………….
13
2.2. Перспективы российско-корейских отношений и отношений Азиатско-тихоокеанского региона……………………………………………
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

захарова кур работа юкорея.doc

— 238.50 Кб (Скачать)
  1. на российском рынке южнокорейские импортеры имеют реальную возможность приобрести практически все основные необходимые им виды промышленного и частично сельскохозяйственного сырья, в первую очередь энергоносители — нефть, газ, уголь;
  2. в России южнокорейские импортеры могут закупать по вполне благоприятным ценам и относительно высокого качества многие виды промышленных изделий, в первую очередь те, которые отличаются высокой материало- и энергоемкостью (полуфабрикаты, узлы и компоненты, продукцию базовой химии);
  3. на российском рынке южнокорейские импортеры имеют также доступ к закупкам весьма сложной и нередко уникальной продукции и связанных с ее использованием технологий, например, научно-технические разработки в космической сфере, а также в военно-промышленном комплексе;
  4. и наконец, последний, весьма существенный и характерный как для экспортных, так и для импортных операций на российском рынке фактор — это их относительно высокая прибыльность. Конечно, конкретная информация об уровне прибыльности торговли с Россией, как правило, имеет конфиденциальный характер, однако она, по мнению разных южнокорейских компаний, в 1996 г. составляла 50—100% от вложенного капитала. В последнее время уровень прибыльности значительно снизился, однако он поддерживается на уровне 20—30%.

     Организация внешнеторговых операций с Россией в целом не отличается особой оригинальностью и сложностью. В последние годы, по данным посольства Республики Корея в Москве, в торговле с Россией уже участвовали более 900 южнокорейских компаний. Около 50 из них имели свои постоянные представительства в Российской Федерации. При этом на долю примерно 20 крупнейших компаний приходилось около 80% оборота взаимной торговли, а на 4 из них — Самсунг (Samsung), Элджи (LG), Хендэ (Hyundai), Дэу (Daewoo) — почти 70%. Эти данные достаточно убедительно свидетельствуют о чрезвычайно высокой степени концентрации внешнеторгового оборота в руках крупного бизнеса, что вообще свойственно для Южной Кореи.

     Крупные предприятия уже с периода, предшествовавшего 90-м гг., имели разнообразный опыт маркетинга в отношении социалистических государств Восточной Европы, а после установления в 1990 г. дипломатических отношений между Южной Кореей и Россией на основе богатых финансовых ресурсов постоянно проводили исследования российского рынка, разрабатывали маркетинговые стратегии, направленные исключительно на российский рынок. Мелкие и средние предприятия, напротив, не имели возможностей проводить такого рода исследования, поэтому приоритет здесь не мог не оказаться на стороне крупных предприятий. Кроме того, малым и средним южнокорейским фирмам из-за отсутствия государственного кредитования и надежного страхования внешнеторговых сделок, а также из-за общей политической и экономической нестабильности в России, особенно в первой половине 90-х годов, было чрезвычайно сложно конкурировать с крупными южнокорейскими компаниями на российском рынке.

     Большая часть экспортных операций южнокорейских  фирм в России проходит по традиционной схеме: «производитель» — «экспортер» (чаще всего они объединены в одной компании) — «оптовик» — «розничная сеть». Однако при реализации ряда товаров (почти исключительно потребительских) в 90-е годы широко практиковалась также оригинальная схема экспортных поставок из Республики Корея в Россию, известная как «челночный» импорт. В этой схеме мелкие российские импортеры, и чаще просто частные лица, закупают необходимые им товары непосредственно в Южной Корее и самостоятельно вывозят их в Россию.

     Общие масштабы такого рода операций весьма впечатляют, хотя учитываются официальными органами лишь в очень небольшой степени. По оценке МИД РФ в 1993 г. объем незарегистрированного «челночного» импорта из Кореи достигал почти 300 млн. долл. Для сравнения, официальная таможенная статистика Республики Корея в том же году зафиксировала вывоз товаров из Республики Корея на сумму 601,2 млн. долл.

     В первой половине 90-х гг. у российских «челноков» не было южнокорейских деловых  партнеров, которым они могли  доверять, кроме того, им было необходимо самим выбирать товары, обходя южнокорейские  рынки, однако в результате многократных посещений южнокорейских рынков с целью приобретения товаров у них устанавливались регулярные деловые отношения с южнокорейскими экспортерами, а, с другой стороны, южнокорейские экспортеры тоже до определенной степени ознакомились с тенденциями закупок товаров российскими «челноками», и сейчас наступил этап, когда можно заключить сделку по факсу или электронной почте, не обязательно посещая при этом Южную Корею.

     Со  второй половины 90-х гг. объем торговли, осуществляемой через «челноков», значительно сократился. Несмотря на это, по оценке Б. Х. Пака, экономического атташе посольства Республики Корея в Москве, в последнее время (1999—2008 гг.) объем «челночного импорта» все еще составляет 10—15% от общего объема импорта из Южной Кореи в Россию, и в 1999 г. Южную Корею посетило примерно 150 тыс. граждан России, из них по коммерческим делам — свыше 120 тыс.

     Импортные операции южнокорейских фирм на российском рынке также не отличаются большим  разнообразием и проходят, как  правило, по традиционной схеме «производитель» — «экспортер» (эти два звена все чаще объединены) — «оптовый покупатель» (обычно крупная промышленно-торговая компания, или южнокорейская государственная организация), являющийся конечным потребителем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     глава 2. Анализ показателей  статистики внешней  торговли Южной кореей и Рф

     2.1.  Сравнительный анализ экспортно-импортных показателей российско-корейской торговли 

     В развитии торгово-экономических отношений между РФ и РК можно выделить четыре основных этапа.

  • Первый — этап политической конфронтации и взаимного непризнания: вплоть до апреля 1989 г.;
  • Второй — этап активизации: 1989—1996 гг.;
  • Третий — этап застоя: 1997—1998 гг.;
  • Четвертый — этап повторного прыжка: 1999 г. — до настоящего времени.

     Первый  этап — до открытия представительства KOTRA (Торгового отдела посольства Республики Корея в Москве) в Москве и представительства  ТПП (Торгово-промышленной палаты РФ) в  Сеуле в 1989 г. Это период, когда  между Южной Кореей и РФ отсутствовали  дипломатические отношения как таковые, его можно назвать периодом официально политического и соответственно торгово-экономического непризнания.

     В середине 70-х гг. начался процесс  постепенного установления торгово-экономических  отношений между двумя странами, стали робко разворачиваться первые непрямые торговые связи. В этот период наблюдалась тенденция к росту объемов торговли между двумя странами, несмотря на то, что она ограничивалась экспортно-импортными операциями, осуществлявшимися через торговых посредников из США, Канады, Японии, Сингапура, Германии и др. Но, несмотря на быстрый темп прироста объемов торговли, удельный вес ее по сравнению с большинством других торгово-экономических связей обеих стран оставался на чрезвычайно низком уровне. Поэтому можно констатировать, что торгово-экономические отношения между двумя странами до 1989 г. фактически не играли сколько-нибудь важной роли как по объему, так и по торговой номенклатуре.

     Начало  второго этапа — активизации  — можно отнести к апрелю 1989 г., когда в Сеуле было открыто отделение Торгово-промышленной палаты СССР, а в Москве — представительство KOTRA (Торгового отдела посольства Республики Корея в Москве), что фактически означало установление официальных торговых отношений между двумя странами (табл. 1).

     Этот этап длился вплоть до экономического кризиса в обеих странах в 1997 и 1998 гг. и характеризовался существенной активизацией двусторонних связей по всем направлениям сотрудничества. Значительно вырос объем внешней торговли, заметно диверсифицировалась ее структура. Получили развитие новые формы внешнеэкономических связей, в том числе инвестиционное и научно-техническое сотрудничество.

     Правительство Южной Кореи сделало серьезную  ставку на деловые контакты с Россией, полагая, что освоение этого огромного  рынка может вызвать подъем южнокорейской экономики. В свою очередь, правительство России надеялось найти в лице Южной Кореи новый, в противовес Японии, источник приобретения современной техники и технологий, относительно недорогих товаров массового спроса, значительных финансовых ресурсов и, разумеется, новый рынок сбыта своих сырьевых и промышленных товаров.  
 
 

     Таблица 1 
Динамика товарооборота между Республикой Корея и Россией в 1977—2008 гг., млн. долл. США*

Год Объем товарооборота Экспорт РК (ФОБ) Импорт РК (СИФ) Сальдо
1977 0.86 0.38 0.48 -0.10
1978 0.98 0.98   0.98
1979 7.3 1.0 6.3 -5.3
1980 12.0 2.4 9.6 -7.2
1981 11.4 1.5 9.9 -8.4
1982 17.4 1.0 16.4 -15.4
1983 257 1.4 24.3 -22.9
1984 44.9 3.4 41.5 -38.1
1985 58.3 16.2 42.1 -25.9
1986 80.3 12.5 67.8 -55.3
1987 150.7 17.4 133.1 -115.7
1988 204.3 26.0 178.3 -152.3
1989 599.4 207.7 391.7 -184.0
1990 88S.8 519.1 369.7 149.5
1991 1202.4 625.1 577.3 47.8
1992 192.9 118.1 74.8 43.3
1993 1576.0 601.2 974.8 -373.6
1994 2191.6 961.9 1229.7 -267.8
1995 3308.8 1415.9 1892.9 -477.0
1996 3777.8 1967.5 1810.3 157.2
1997 3271.5 1767.9 1503.6 264.3
1998 2112.3 1113.8 998.5 115.3
1999 2227.4 637.0 1590.4 -953.4
2004 2846.3 788.1 2058.2 -1270.1
2008     2867.6 938.1 1929.5 -991.4
 

     Торговля  между Южной Кореей и Россией  начала быстро развиваться, и за 7 лет  с 1989 по 1996 г., ее среднегодовые темпы  роста сохранялись на исключительно  высоком уровне. Распад Советского Союза в 1991 г., естественно, оказал немалое  негативное влияние на сохранение прежних темпов и объемов взаимного товарооборота. Немаловажными факторами было также то, что РФ в ходе крупномасштабных реформ по переходу к рыночной экономике столкнулась с серьезными трудностями. В результате объем южнокорейско-российской торговли в 1992 г. резко упал. Однако уже с 1993 г. южнокорейско-российское торгово-экономическое сотрудничество стало быстро выходить из шокового состояния и начало набирать темпы.

     Фактором  столь быстрого роста объема торговли служило быстрое повышение спроса российских граждан на бытовую электронику и прочие потребительские товары, однако представляется, что немалое воздействие здесь оказали также маркетинговые стратегии крупных южнокорейских предприятий. В первой половине 90-х гг., когда российские граждане имели меньше наличных денег, чем в настоящее время, они определили стратегию продаж, ориентирующуюся не на дорогие, но на дешевые товары, а установив продажные цены намного ниже, чем в самой Южной Корее, они определили такую стратегию маркетинга, которая привела к распространению в России понимания того, что качество корейских товаров намного выше по сравнению с их ценой. С первой половины 90-х гг. последовательно разворачивалась реклама товаров в СМИ, кроме того, в целях создания положительного имиджа, южнокорейские предприятия оказывали поддержку (выступали также в качестве спонсоров) популярным в России футбольным и хоккейным командам.

     Несмотря  на это, объем торговли с Россией  составлял лишь 0,8% в 1991 г. и 1,3% в 1996 г., когда был максимальный пик по объему торговли между двумя странами, от объема южнокорейской внешней торговли в целом.

     С валютно-финансового кризиса в  Южной Корее, имевшего место в 1997 г., начался третий этап (этап застоя) торгово-экономического сотрудничества между Республикой Корея и Российской Федерацией. В условиях общего ухудшения экономической ситуации в обеих странах, включая российский частичный дефолт в августе 1998 г., торговля несколько ослабла, обнаружив тенденцию к сокращению. В 1997 г. объем торговли между двумя странами понизился на 12,6% от уровня предыдущего года, а в 1998 г. еще на 36%.

     В частности, значительно сократился объем экспорта бытовых электротоваров, автомобилей и текстиля, составлявших основные товарные позиции южнокорейского экспорта в Россию.

Информация о работе Внешняя торговля России и Южной Кореи