Внешняя торговля России и Южной Кореи

Автор: Лена Фролова, 19 Сентября 2010 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны "(New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Характеристика внешнеэкономических связей Южной Кореи И РФ…………………………………………….
5
1.1. Международные соглашения между Россией РФ……………………… 5
1.2. Торгово-экономическое сотрудничество Южной Кореей и РФ………. 8
глава 2. Анализ показателей статистики внешней торговли Южной кореей и Рф……………………………………….
13
2.1. Сравнительный анализ экспортно-импортных показателей российско-корейской торговли……………………………………………….
13
2.2. Перспективы российско-корейских отношений и отношений Азиатско-тихоокеанского региона……………………………………………
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

захарова кур работа юкорея.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.  Характеристика внешнеэкономических  связей Южной Кореи  И РФ…………………………………………….  
5
1.1. Международные соглашения между Россией РФ……………………… 5
1.2. Торгово-экономическое сотрудничество Южной Кореей и РФ………. 8
глава 2. Анализ показателей  статистики внешней  торговли Южной кореей и Рф……………………………………….  
13
2.1.  Сравнительный анализ экспортно-импортных показателей российско-корейской торговли……………………………………………….  
13
2.2. Перспективы  российско-корейских отношений и отношений Азиатско-тихоокеанского региона……………………………………………  
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     На  протяжении трех последних десятилетий  человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых  государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны "(New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

     О быстром  экономическом росте  Республики Корея говорилось немало.  Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную,  среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место  в  списке  ведущих торговых государств мира.

     На  стремительный рост экономики Южной  Кореи оказывали и оказывают  влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические  и  политические,  внутренние  и внешние, такие как:

     - ориентированная на экспорт, на  взаимодействие с внешним миром  стратегия развития;

     - благоприятный  международный   экономический   климат 60-х-первой  половины 70-х годов,  облегчивший  доступ к внешним источникам  ресурсов;

     - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных     правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития;

     - относительно малые затраты на  содержание военно-промышленного  комплекса  (2-3%  против 60-70%  северо-корейских     затрат);

     - привлечение иностранных  капиталовложений - как финансовых, так и технологических:  промышленное  оборудование  и     "know how";

     - этническая и культурная однородность,  а также конфуцианская традиция, придающая особую ценность трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

     Эти и  многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея.

     К сожалению,  вопросы, касающиеся экономического развития Южной Кореи в настоящее время недостаточно широко  освещены в  России.  Именно поэтому, особую актуальность приобретают вопросы анализа торгово-экономических отношений между нашими странами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. Характеристика внешнеэкономических связей Южной Кореи И РФ

     1.1. Международные соглашения между Россией РФ 

     Ситуация, складывающаяся в отношениях между  Россией и Южной Кореей, неоднозначна.

     Еще в конце 1980-х Ли Мён Бак выступил одним из первопроходцев осуществления  торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами. Затем, будучи мэром Сеула, он посещал Москву и активно работал для развития двусторонних связей. В Сеуле сегодня отдают себе отчет в том, что Россия быстро восстанавливает свое экономическое и политическое присутствие в АТР и становится страной, способной все активнее влиять на обстановку на Корейском полуострове и вокруг него.

     Администрация Ли Мён Бака исходит из того, что  деятельное участие Москвы в шестисторонних переговорах по северокорейской  ядерной проблеме и устойчивый характер развития ее отношений с Пхеньяном в перспективе повысят значимость России и для Южной Кореи, и в деле построения в будущем системы мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. 
Благоприятствующим моментом является отсутствие сколько-нибудь заметных политических проблем, способных тормозить развитие отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. Весь спектр южнокорейской политической элиты – от крайне правого до левого фланга – исходит из убеждения, что Россия всегда будет оставаться важным соседом и партнером Южной Кореи, с которым желательно поддерживать дружественные связи, выстраивать двусторонние отношения в расчете на долгосрочную перспективу. Вместе с тем специфика менталитета сеульской администрации, позиционирующей себя в качестве «прагматической», отразилась и на выборе приоритетов. Укрепление связей с Россией рассматривается в первую очередь с точки зрения создания условий для стабильного обеспечения Южной Кореи энергоресурсами и минеральным сырьем. Учитывается и важность расширения экспорта в нашу страну промышленной и потребительской продукции южнокорейского производства.

     Ставка  делается на инициативы межгосударственного  уровня, касающиеся участия национальных компаний в освоении газовых, нефтяных, угольных месторождений Сибири и  Дальнего Востока. Речь идет о совместной разработке, аренде или приобретении в собственность наиболее лакомых с позиций южнокорейского бизнеса участков. В Республике Корея подключены к этой деятельности не только экономические ведомства, но и МИД, президентская администрация, которые навязчиво ставят перед российской стороной вопросы участия южнокорейского бизнеса в реализации наиболее перспективных, по их мнению, энергетических и сырьевых проектов.

     В некоторых аналитических документах Сеула красной нитью проходит мысль о том, что одной из главных целей контактов с Москвой должно стать получение Южной Кореей возможности занять место ключевого партнера России в Северо-Восточной Азии применительно к энергетической сфере – по аналогии с позицией, которую в европейской политике России занимает Германия.

     Таким образом, наша страна все-таки воспринимается прагматичным Ли Мён Баком в первую очередь как «сверхдержава природных  ресурсов», или – попросту – «энергетическая  кормушка». При всем понимании важности энергетического сотрудничества курс на энергодипломатию может быть расценен не иначе как объективное снижение уровня двусторонних отношений. Достаточно вспомнить, что в 2004 году на саммите в Москве президенты Владимир Путин и Но Му Хён объявили об установлении многостороннего доверительного партнерства между обеими странами. В соответствии с таким комплексным подходом в предшествующие годы во всех межправительственных документах упор делался на кооперацию в широком спектре отраслей, в первую очередь в области высоких технологий, космоса, инфраструктурных проектов и т. д.

     Так что и на российском направлении  в первые месяцы деятельности новой  администрации Южной Кореи вопросов, по-видимому, накопилось больше, чем  ответов. В процессе подготовки первого  саммита новых руководителей Российской Федерации и Республики Корея, который состоялся в конце сентября 2008 года в Москве, официальные представители обеих стран пытались максимально наполнить его программу серьезным и многогранным содержанием.

     На  первый взгляд визит был успешным: принят крупный политический документ – совместное заявление, где стороны договорились поднять взаимоотношения до уровня стратегического партнерства, а также наладить стратегический диалог по вопросам внешней политики и безопасности. Южная Корея гарантированно остается одним из ведущих экономических партнеров России в АТР, объем торговли уже в ближайшие два-три года может вырасти до 30–40 млрд долларов.

     Однако  свыше 90 % российского экспорта в  Южную Корею приходится на энергоносители, сырье и металлы, в то время как та поставляет в Россию готовую промышленную продукцию. Вопрос об изменении столь неблагоприятного соотношения в экономической кооперации обсуждался на переговорах в Москве, но реально изменить его в ближайшее время вряд ли удастся хотя бы потому, что южнокорейская сторона заинтересована именно в таком «разделении труда».

     Иными словами, под «стратегическим партнерством»  администрация Ли Мён Бака понимает прежде всего политическое сопровождение  усилий бизнеса для облегчения доступа  к российским природным ресурсам и обеспечение более выгодных конкурентных условий по сравнению с такими странами, как Китай и Япония. Планы Сеула под маркой «стратегического партнерства» предусматривают создание в отношениях с Россией такой договорно-правовой базы, которая давала бы южнокорейским компаниям уникальные возможности и преимущества над другими странами в деле освоения природных богатств, и в первую очередь углеводородного сырья Сибири и Дальнего Востока.

     Что же касается более высоких сфер партнерства, в частности координации по актуальным международным вопросам, то эту задачу в Южной Корее относят на второй план и не считают на данном этапе актуальной.

     Последние контакты показали, что Сеул остается для Москвы привлекательным, но непростым  партнером. Будучи объективно заинтересованы в развитии отношений с Россией по широкому спектру вопросов и не испытывая идеологически мотивированной предвзятости к Российской Федерации, власти да и бизнес Республики Корея все же вынуждены выстраивать свои подходы с постоянной оглядкой на Вашингтон.

     Весьма  неопределенной, хотя и по другим причинам, остается судьба многосторонних экономических  проектов на Корейском полуострове, таких, к примеру, как соединение транскорейской железной дороги с Транссибом, строительство газопровода через территорию Северной Кореи на юг полуострова, сотрудничество в области доставки электроэнергии за счет ее переброски из энергоизбыточных регионов России. Неурегулированность ядерной проблемы, а также напряженность в межкорейских отношениях, возникшая отчасти по причине непродуманных действий Сеула, откладывают реализацию многих из важных начинаний, представляющих несомненный интерес для России. 

     1.2. Торгово-экономическое сотрудничество Южной Кореей и РФ 

     Российский  рынок рассматривается деловыми кругами Республики Корея как потенциально очень емкий, с достаточно высоким платежеспособным спросом практически по всем товарным группам, которые представляют первостепенный интерес для южнокорейских экспортеров. Эксперты КОТРА (Торгового отдела посольства Республики Корея в Москве) считают его одним из самых перспективных рынков в мире, потому что в российской экономике сегодня наблюдаются положительные тенденции, имеются богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы, отсутствует серьезная конкуренция со стороны российских производителей и имеется реальная возможность получения сверхприбыли для многих фирм из Южной Кореи. Кроме того, российский рынок считается одним из немногих, где спрос на потребительские товары остается очень высоким, а относительная узость их предложения по ассортименту при общем не столь уж высоком качестве открывает широкий простор для диверсификации товарной структуры за счет поставок именно южнокорейскими экспортерами. Примечательно, что спрос на российском рынке по своей структуре ближе к спросу характерному для большинства промышленно развитых стран. Основная масса потребителей в РФ стремится в максимальной степени имитировать типичную структуру потребления именно в таких странах. Это также создает дополнительные благоприятные стимулы для южнокорейских экспортеров, тем более, что конкуренция на российском рынке пока не достигла того уровня, который характерен для рынков большинства других стран. По мнению южнокорейских деловых кругов, на нем еще достаточно долго будет существовать немало свободных ниш, заполнить которые относительно легко могут именно корейские экспортеры.

     В плане расширения южнокорейского импорта  Россия, как внешнеторговый партнер, также представляет большой интерес  ввиду следующих обстоятельств:

Информация о работе Внешняя торговля России и Южной Кореи