Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа
Актуальность данной темы определяет то, что таможенные платежи одни из важнейших статей пополнения государственного бюджета Российской Федерации. В данное время они занимают первое место в его формировании и составляют примерно сорок процентов. В государстве с нормально функционирующей экономикой это место занимают налоги, в России же это не так, поэтому тема требует особого внимания.
Введение …………………………………………………….….…...…..….. 3
Глава 1 Понятие и виды таможенных платежей …..............................…... 5
1.1 Понятие таможенных платежей и их значение ...…………..….……... 5
1.2 Виды таможенных платежей, их классификация ….………………… 7
Глава 2 Особенности уплаты таможенных платежей …….…………..… 12
2.1 Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей …………..…. 12
2.2 Уклонение от уплаты таможенных платежей, как объект
преступления …….……………………………………..………….….… 15
Глава 3 Правовое регулирование уплаты таможенных платежей ……… 19
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей …………. 19
3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей …………… 23
Заключение .…………………..…………………….………..…….……….. 26
Список использованной литературы ..……………..…….…………..……. 28
При не поступлении таможенных платежей на счет таможенного органа по истечении 14 календарных дней со дня принятия банком к исполнению платежного поручения таможенный орган принимает меры к их взысканию.
Особый порядок предусмотрен для уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров: часть таможенных платежей уплачивается при покупке марок акцизного сбора, а оставшаяся часть обеспечивается залогом, гарантией банка или иного кредитного учреждения, либо внесением на депозит причитающихся сумм и уплачивается в общеустановленном порядке при таможенном оформлении товаров. По желанию плательщика ему предоставляется право уплачивать таможенные платежи как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курс которых котируется Центральным банком России.
При взимании таможенных сборов за таможенное оформление дополнительный сбор в размере 0,05 процентов таможенной стоимости товаров может уплачиваться только в перечисленных выше иностранных валютах, если иное не будет установлено нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
По общему правилу уплата денежных сумм (за исключением уплаты сборов за таможенное оформление) по одному виду таможенного платежа должна осуществляться одним видом валюты. Иное допускается только с согласия таможенного органа.
Пересчет иностранной валюты в валюту РФ при уплате пошлин, налогов, относящихся к товарам, и сборов за таможенное оформление производится по курсу Центрального банка РФ, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации. Пересчет иностранной валюты в валюту РФ при уплате остальных таможенных платежей производится по курсу Центрального банка РФ, действующему на день установленного срока их уплаты.
При отсутствии у таможенного
органа валютного счета
Если
при перемещении товаров с
декларанта были взысканы таможенные
платежи в большем, чем требовалось
размере, суммы излишне уплаченных
или взысканных платежей подлежат возврату
по письменному заявлению
Таможенные платежи могут рассматриваться как излишне уплаченные или взысканные, в частности, когда это произошло в результате изменения ставок таможенных пошлин и налогов, изменения размера таможенных сборов, курса валюты на день принятия таможенной декларации к таможенному оформлению, в период действия льгот по уплате таможенных платежей, а также когда в отношении товара восстановлен режим наиболее благоприятствуемой нации или преференциальный режим.
Возврат
излишне уплаченных сумм осуществляет
таможенный орган, на счета которого
эти суммы уплачивались, либо который
производил их взыскание при условии,
что указанные платежи действительно
поступили на счет таможенного органа
и у плательщика, которому производится
возврат, нет задолженности перед таможенными
органами по уплате платежей, штрафов
и т.п. При возврате таможенных платежей
проценты с них не выплачиваются, суммы
не индексируются, банковская комиссия
выплачивается за счет переводимых средств.
Излишне уплаченные таможенные платежи
возвращаются, по общему правилу, в той
валюте, в которой производился платеж,
либо списание.
2.2 Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей
Реализация политического курса на переход России к открытой экономике и интеграцию в систему международного разделения труда обусловила либерализацию режима внешнеэкономической деятельности. Сфера внешней торговли с начала 90-х годов была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономические операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование внешнеэкономической деятельности и контроль за законностью в этой сфере.
Экономическая активность в последние годы сопровождается интенсивным правотворчеством в сфере таможенного регулирования. Обновление таможенного законодательства прямо влияет на Уголовный кодекс Российской Федерации18 (далее – УК РФ) в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиций соответствующей группы преступлений (ст. 188-190, 194 УК РФ).
Строго говоря, описание признаков составов данных преступлений корреспондирует с положениями таможенного законодательства, а наличие оснований уголовной ответственности прямо зависит от наличия тех конструктивных критериев (предмет преступления, место совершения, способ и т.д.), признаки которых закреплены не в уголовном, а в таможенном законодательстве.
С уголовно-правовой точки зрения представляют интерес ситуации, когда субъект получает право не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Помимо общих уголовно-правовых обстоятельств, освобождающих субъекта от ответственности, в данной области действуют и особые обстоятельства:
изучения
фактических обстоятельств
необходимости устанавливать:
а) правовой режим перемещаемых предметов (товаров, автотранспортных средств) именно применительно к уплате таможенных платежей;
б) правовое и фактическое значение действий субъекта уплаты, т.е. установить, что они являются уклонением в уголовно - правовом смысле, - неправомерны и направлены на отказ от уплаты или уменьшение уплаты; определить размер суммы неуплаченных таможенных платежей;
в) умысел субъекта на уклонение от уплаты;
своевременности
решения в интересах
Предмет уклонения. Он правильно, хотя и неполно, определяется как таможенные платежи, они взимаются не с любых товаров и иных предметов. В соответствии со ст. 128 ТКТС может быть запрещен, либо ограничен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств по соображениям государственной безопасности, защиты общественного порядка, экономической политики и иным. Запрещенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы РФ, либо возврату на территорию РФ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств.
Таможенные же платежи взимаются с товаров и транспортных средств, не запрещенных к ввозу и вывозу и не подпадающих полностью или частично под ограничения на ввоз и вывоз. Поэтому предмет уклонения от уплаты таможенных платежей распространяется только на таможенные платежи и, соответственно, товары и транспортные средства, разрешенные к ввозу и вывозу при условии уплаты этих платежей20.
Разрешенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства, являясь предметом уклонения от уплаты таможенных платежей, по общему правилу не являются предметом контрабанды. Эта позиция опирается как на предписания Таможенного кодекса, разграничивающего перемещаемые предметы по их правовому положению, так и на решение законодателя о выделении ч. 2 ст. 188 УК РФ (по признаку предмета преступления), что позволило наиболее четко выразить основной объект посягательства контрабанды – национальную безопасность страны, ее политические, международные и иные интересы21.
Таким образом, предмет посягательства отграничивает уклонение от уплаты таможенных платежей от контрабанды. При нарушении системы таможенных платежей следует выделить субъективную и объективную стороны преступления.
Преступление совершается путем уклонения субъекта от исполнения возложенной на него юридической обязанности уплатить таможенные платежи (объективная сторона). Уклонение от уплаты таможенных платежей может осуществляться путем действия или бездействия, состоящего, в частности, в:
заявлении в документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для неуплаты (полной или частичной) таможенных платежей;
представлении таможенным органам ненадлежащих финансовых документов, подтверждающих факт уплаты или являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
отзыве плательщиком платежных документов на перечисление банком денежных средств на счета таможенных органов;
нарушении сроков уплаты таможенных платежей.
Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, обязанное в соответствии с таможенным законодательством уплатить таможенные платежи.
Таким образом, «умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах физическим лицом, должностным лицом, либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации»22.
Уклонение от уплаты таможенных платежей признается преступлением только в том случае, если оно совершено в крупном размере, то есть сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 1000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (примечание к ст. 194 УК РФ).
Поправки, внесенные в ст. 194 УК РФ в 1998 г.23, нацелены, прежде всего, на ужесточение санкций за преступное деяние, связанное с неуплатой таможенных платежей.
В настоящее время уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от 100,0 до 500,0 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо лишением свободы на тот же срок.
Таким
образом, было бы правильно разграничивать
действия по уклонению от уплаты таможенных
платежей, образующие при наличии указанных
условий состав данного преступления,
и действия, которые, будучи, возможно,
неправомерными, образуют предмет спора,
решаемого в судебном порядке. Это трудная
проблема, и следует в каждом конкретном
случае использовать помощь специалистов
в области таможенного дела, которые могут
дать объективную правовую оценку положения.
Глава
3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей
В условиях экономического кризиса при формировании бюджета страны государство уделяет особое внимание тем сферам деятельности, которые менее всего затронуты кризисом. Одной из таких областей является внешняя торговля товарами, характеризующаяся бурным развитием и обновлением таможенного законодательства.
Ключевая цель деятельности таможенных органов – максимальное содействие международным экономическим отношениям, ускорение товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически формировалась как государственный фискальный аппарат, основная задача которого – пополнение федерального бюджета.
Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы – таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования24.
Как уже упоминалось ранее закон «О таможенном тарифе» предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров25:
по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
по стоимости сделки с идентичными товарами;