Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа
Актуальность данной темы определяет то, что таможенные платежи одни из важнейших статей пополнения государственного бюджета Российской Федерации. В данное время они занимают первое место в его формировании и составляют примерно сорок процентов. В государстве с нормально функционирующей экономикой это место занимают налоги, в России же это не так, поэтому тема требует особого внимания.
Введение …………………………………………………….….…...…..….. 3
Глава 1 Понятие и виды таможенных платежей …..............................…... 5
1.1 Понятие таможенных платежей и их значение ...…………..….……... 5
1.2 Виды таможенных платежей, их классификация ….………………… 7
Глава 2 Особенности уплаты таможенных платежей …….…………..… 12
2.1 Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей …………..…. 12
2.2 Уклонение от уплаты таможенных платежей, как объект
преступления …….……………………………………..………….….… 15
Глава 3 Правовое регулирование уплаты таможенных платежей ……… 19
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей …………. 19
3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей …………… 23
Заключение .…………………..…………………….………..…….……….. 26
Список использованной литературы ..……………..…….…………..……. 28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………….….…...…..
Глава 1 Понятие
и виды таможенных платежей ….............................
1.1 Понятие таможенных
платежей и их значение ...…………..….……...
5
1.2 Виды таможенных
платежей, их классификация ….…………………
7
Глава 2 Особенности
уплаты таможенных платежей …….…………..…
12
2.1 Порядок исчисления
и уплаты таможенных платежей …………..….
12
2.2 Уклонение от
уплаты таможенных платежей, как объект
преступления …….……………………………………..………….….…
15
Глава 3 Правовое
регулирование уплаты таможенных платежей
……… 19
3.1 Проблемы определения
величины таможенных платежей ………….
19
3.2 Предоставление
льгот по уплате таможенных платежей ……………
23
Заключение .…………………..…………………….………..…….………
Список использованной
литературы ..……………..…….…………..…….
28
ВВЕДЕНИЕ
Таможенная политика государства играет решающую роль в развитии экономических отношений России с другими странами.
Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Особенно эта тема вызывает интерес в свете завершающегося вступления России во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.
Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.
Принципиально иная ситуация наблюдается в России. Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные приоритеты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары.
Опираясь
на работы Х.А. Андриашина1, В.Г. Драганова2,
А.В.
Брызгалина3, О.Ю. Бакаевой4,
О.А. Стрижовой5, М.Е. Верстовой6,
А.Н. Козырина7, А.А. Журавлева8
и др. можно сделать вывод, что несовершенный
механизм исчисления и уплаты таможенных
платежей – следствие их неадекватной
современным реалиям роли в экономике.
Все это наносит дополнительный ущерб
отечественным товаропроизводителям,
чьи товары становятся неконкурентоспособными.
Теоретико-
Актуальность данной темы определяет то, что таможенные платежи одни из важнейших статей пополнения государственного бюджета Российской Федерации. В данное время они занимают первое место в его формировании и составляют примерно сорок процентов. В государстве с нормально функционирующей экономикой это место занимают налоги, в России же это не так, поэтому тема требует особого внимания.
Структура работы отражает порядок исследования и решение поставленных задач.
Следует сказать, что тема не новая и уже достаточно разработанная. Информация по таможенным платежам присутствует во многих источниках, поэтому работа носит, скорее, реферативный, нежели исследовательский характер.
В процессе работы, помимо учебной литературы, были использованы такие источники, как Таможенный кодекс Таможенного Союза (далее – ТКТС), Временная инструкция о взимании таможенных платежей, приказы Государственного таможенного комитета России и другие нормативные акты.
Глава 1
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ
1.1 Понятие таможенных платежей и их значение
В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Подобная ситуация происходит из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей.
Соответственно,
одной из целей таможенного
В большом юридическом словаре9 понятие «таможенные платежи» характеризуется как все виды платежей, взимаемых таможенными органами Российской Федерации при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в других случаях, установленных законодательством.
Таможенные платежи, их виды, порядок исчисления и уплаты, случаи предоставления таможенных и тарифных льгот и другие вопросы регламентируются значительным числом законодательных актов, среди которых основными являются Таможенный кодекс Таможенного союза10 (далее – ТКТС) (раздел 2, глава 9, 20, ст. 70-74) и закон «О таможенном тарифе»11. Кроме того, важное значение имеют многие положения Налогового кодекса Российской Федерации12 в части налога на добавленную стоимость и акцизов. Большую роль в регулировании рассматриваемых отношений играют ведомственные акты, издаваемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации.
Таможенный кодекс Таможенного союза определяет таможенные платежи как таможенную пошлину, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. Таким образом, в состав таможенных платежей входят:
таможенная пошлина;
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;
сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
таможенные сборы за таможенное оформление;
таможенные сборы за хранение товаров;
таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
плата за информирование и консультирование;
плата за принятие предварительного решения;
плата за участие в таможенных аукционах.
Приведенный
перечень не является исчерпывающим. Помимо
названных платежей, таможенные органы
получают и другие виды оплаты, предусмотренные
в установленных законом
Взимаются таможенные платежи с юридических, физических лиц, а также с предпринимателей без образования юридического липа. По российскому таможенному законодательству плательщиками таможенных платежей могут быть непосредственно декларанты, либо иные лица. Причем право уплаты таможенных платежей предоставляется любому заинтересованному лицу, за исключением случаев, специально оговоренных Таможенным кодексом Таможенного союза.
Таможенные платежи в зависимости от их вида могут уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.
ТКТС определено, что таможенные платежи уплачиваются до или в момент принятия к таможенному оформлению товара и документов на него.
Сроки уплаты таможенных платежей установлены для каждого вида таможенных платежей. В соответствии с ТКТС по отдельным видам таможенных платежей в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, относящихся к товарам, на срок не более двух месяцев.
1.2 Виды таможенных платежей
Как уже было отмечено раннее, все виды таможенных платежей указаны в главе 9 ТКТС. Важнейшим из них являются таможенные пошлины.
В соответствии с законом «О таможенном тарифе» товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной.
Таможенная пошлина – важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров за пределы страны. Она используется государством для стимулирования внешнеторговых поставок, в расширении экспорта которых государство заинтересовано, регулирования ввоза импортных товаров с учетом состояния внутреннего рынка, платежного баланса и т.д.
Таможенная пошлина представляет собой один из видов неналоговых платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу.
В зависимости от характера осуществляемых внешнеэкономических операций таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные).
Импортными пошлинами облагаются товары, ввозимые на территорию России. Виды импортных пошлин, порядок их применения регламентируются законом «О таможенном тарифе», а также рядом постановлений Правительства Российской Федерации.
Что касается экспортных пошлин, то постановлением Правительства Российской Федерации13 с 1 апреля 1996 г. отменены вывозные таможенные пошлины на все товары, за исключением нефти и газового конденсата.
Ставки таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации, размер их дифференцируется с учетом состояния экономики и конкретных целей, поставленных в данный период.
В соответствии со ст. 3 закона «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных этим законом. Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины по способу взимания согласно статье 4 закона «О таможенном тарифе» подразделяет на:
- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.