Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа
Актуальность данной темы определяет то, что таможенные платежи одни из важнейших статей пополнения государственного бюджета Российской Федерации. В данное время они занимают первое место в его формировании и составляют примерно сорок процентов. В государстве с нормально функционирующей экономикой это место занимают налоги, в России же это не так, поэтому тема требует особого внимания.
Введение …………………………………………………….….…...…..….. 3
Глава 1 Понятие и виды таможенных платежей …..............................…... 5
1.1 Понятие таможенных платежей и их значение ...…………..….……... 5
1.2 Виды таможенных платежей, их классификация ….………………… 7
Глава 2 Особенности уплаты таможенных платежей …….…………..… 12
2.1 Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей …………..…. 12
2.2 Уклонение от уплаты таможенных платежей, как объект
преступления …….……………………………………..………….….… 15
Глава 3 Правовое регулирование уплаты таможенных платежей ……… 19
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей …………. 19
3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей …………… 23
Заключение .…………………..…………………….………..…….……….. 26
Список использованной литературы ..……………..…….…………..……. 28
В отдельную группу выделены так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов России. К ним относятся специальные, антидемпинговые, компенсационные (ст. 7-11 указанного закона).
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины (ст. 6 указанного закона). При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.
Специальные пошлины14 применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию России в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Кроме того, специальные пошлины применяются как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины действуют в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров по иене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства этих товаров в России.
Компенсационными пошлинами облагаются ввозимые на территорию России товары, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства в России.
Налог на добавленную стоимость. Следующим видом таможенных платежей выступает налог на добавленную стоимость (далее – НДС). С 1 февраля 1993 г. товары и транспортные средства, ввозимые на российскую таможенную территорию, облагаются налогом на добавленную стоимость, который относится к категории косвенных налогов и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Применение налога осуществляется в соответствии с главой 10 ТКТС, главой 21 Налогового кодекса РФ15 и рядом других нормативных актов.
Ставка НДС регулируется статьей 164 Налогового кодекса РФ. По общему правилу ставка НДС на продовольственные товары (исключая подакцизные), на товары для детей, книжной продукции, лекарственных средств – 10 процентов, на остальные, включая подакцизные – 18 процентов.
Ставки НДС не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную территорию РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Следует обратить внимание на то, что ряд товаров освобождается от уплаты НДС. К ним относятся:
товары,
предназначенные для
российская и иностранная валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты, векселя и др.);
товары, являющиеся гуманитарной помощью в соответствии с порядкам, определяемым Правительством России;
оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей;
технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства;
товары, происходящие с территории государств – участников СНГ и ввозимые в Россию;
товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями;
товары, ввозимые в рамках безвозмездной технической помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями, а также в соответствии с договорами с иностранными организациями и фирмами о проведении совместных научных работ и др.
Акцизы. Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии со ст. 70 ТКТС и главой 22 Налогового кодекса РФ.
Отдельные импортные товары, ввозимые на территорию России, облагаются акцизами, которые представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товара. Акциз имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от него своей привязкой к конкретным товарам.
Ставки
акцизов устанавливаются
Таможенные сборы. За таможенное оформление товаров, их хранение, таможенное сопровождение взимаются в соответствии со ст. 72 ТКТС и главой 14 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»16 таможенные сборы.
Таможенные сборы по своей природе не являются налогами. Этим они отличаются от НДС и акцизов и взимаются в качестве платы за предоставляемые таможенными органами своим клиентам услуги.
Сборы на таможенное оформление уплачиваются при оформлении товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товаров, не предназначенных для коммерческих целей, перевозимых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом. Такие сборы уплачиваются также при изменении таможенного режима в размерах, установленных для вновь избранного режима.
Таможенные сборы уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации. Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных сборов за таможенное оформление не предоставляется. Согласно общему правилу возврат уплаченных сумм сборов за таможенное оформление не производится. Исключением является случай, когда таможенными органами не производилось никаких действий, связанных с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, в том числе и предварительных операций.
Суммы таможенных сборов за таможенное оформление перечисляются через учреждения банков на депозитные счета таможенных органов, либо вносятся наличными в кассу таможни.
Государственному таможенному комитету предоставлено право уменьшать размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях изменять валюту, в которой может быть уплачен дополнительный сбор.
Если
таможенное оформление производится вне
определенных для этого мест и вне времени
работы таможенных органов, сборы за таможенное
оформление взимаются в двойном размере.
Глава 2
ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ
ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
2.1 Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей
Следует сказать, что с 1 января 2010 г. правовые нормы установления, исчисления и уплаты ввозных таможенных платежей, определения и применения тарифных льгот регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом установление, введение и применение НДС и акцизов, по-прежнему, будет регулироваться нормами Налогового кодекса РФ.
Уплата таможенных платежей17 является обязанностью участников внешнеэкономической деятельности – юридических и физических лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу. Исключением из этого правила могут быть случаи, когда законодательство освобождает от их уплаты отдельные категории лиц или товаров. Порядок уплаты таможенных платежей регулируется ст. 86 ТКТС и принятыми подзаконными актами. Так, таможенные платежи могут уплачиваться либо непосредственно декларантом, либо иными лицами. По общему правилу любое заинтересованное лицо вправе уплатить их. В зависимости от конкретной ситуации, от того, где находятся в данный момент товары, законодательство определяет лиц, ответственных за уплату таможенных платежей: декларант, перевозчик, владелец склада временного хранения и др.
Перевозчик отвечает за уплату таможенных платежей до помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под определенный таможенный режим, либо их помещение на склад временного хранения.
Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения, возлагается на владельца такого склада, кроме случаев, когда договором между ним и лицом, помещающим товары на склад, предусмотрено иное, и владелец склада в этой ситуации несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей. Если владелец склада временного хранения – таможенный орган, ответственность возлагается на лицо, поместившее товары на этот склад, а при отсутствии такого лица – на собственника или владельца этих товаров.
При производстве таможенного оформления товаров ответственным за уплату таможенных платежей является декларант. Если лицо, перемещающее товары, не является декларантом, оно несет солидарную с декларантом ответственность.
За уплату сборов за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий, а также сборов за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата отвечает лицо, которому выдается лицензия или аттестат.
Срок уплаты таможенных платежей регулируются ст. 80 ТКТС. Таможенные пошлины, налоги, относящиеся к товарам, и сборы за таможенное оформление уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях таможенный орган может предоставить отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей.
С согласия таможенного органа, в котором будет проводиться таможенное оформление товаров, плательщику предоставляется право вносить авансом на счет этого органа денежные средства в зачет будущих таможенных платежей.
Авансовый платеж вносится как в рублях, так и в иностранной валюте по конкретному виду платежа, либо общей суммой без указания вида платежа и может находиться на счете таможенного органа без расходования не более года.
Порядок уплаты таможенных платежей регулируется статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227-228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 ТКТС. По общему правилу они уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров или на складах которого происходит хранение товаров, либо осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения, выдающему лицензии и квалификационные аттестаты, а также таможенным лабораториям, научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, перечисляющему их на счета таможенных органов.
Платежи могут уплачиваться таможенному органу, как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в его кассу в пределах сумм, установленных законодательством России.