Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для реализации намеченной цели необходимо решение следующих задач:
1) Изучить и проанализировать нормативно-правовую и специальную литературу по теме исследования;
2) Дать понятие и характеристику тарифных льгот;
Введение
Глава 1. Тарифные льготы как инструмент обеспечения эффективности внешнеэкономических связей
1.1 Понятие и характеристика тарифной льготы
1.2 Виды тарифных льгот
Глава 2. Порядок предоставления и правовое регулирование тарифных льгот
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Законом предусмотрено освобождение от таможенных пошлин следующих видов товаров:
1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также имущество, необходимое для их эксплуатации;
2) предметы материально-технического снабжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию РФ;
3) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ;
4) валюта РФ и иностранная валюта, кроме используемой для нумизматических целей, а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами РФ;
5) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
6) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи: в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
7) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и (или) вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и (или) на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
8) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенные для третьих стран;
9) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами для личного использования;
10) оборудование, приборы, материалы, ввозимые на таможенную территорию РФ в целях реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих, создания центров переподготовки военнослужащих, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи международных организаций и иностранных юридических и физических лиц;
11) пожарно-техническая продукция, ввозимая на территорию РФ;
12) оборудования (машины, механизмы, материалы), ввозимые на таможенную территорию (за исключением подакцизных) в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами РФ;
13) товары, ввозимые для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, в том числе ввозимые по лизингу11.
Следующим видом тарифных льгот является снижение ставки пошлины, так, например, в соответствии со статьей 36 комментируемого Закона тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины может предоставляться в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности льгота. Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом РФ, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода (п. 2 ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Следует отметить, что в практике таможенно-тарифного регулирования встречаются и иные формы льгот по уплате таможенных пошлин. Особого внимания заслуживает вопрос о таком способе уплаты таможенных платежей, как отсрочка или рассрочка. Изменение срока уплаты таможенных платежей предусмотрено гл. 30 ТК РФ и по своей сути, как представляется, выступает одной из форм льгот в части таможенного обложения. Государство кредитует субъектов внешнеэкономической деятельности, предоставляя им возможность перенести срок уплаты таможенных платежей на более позднее время. В соответствии со ст. 334 ТК РФ основаниями для предоставления отсрочки (рассрочки) являются:
- причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
- перемещение через таможенную границу товаров, подвергающихся быстрой порче;
- осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.
Между тем ТК РФ предусмотрено взимание процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, тогда как ст. 4.16 Киотской конвенции установлено, что при отсрочке взимания таможенных платежей проценты, по мере возможности, не взимаются12.
Мы разделяем точку зрения О.Ю. Бакаевой и И.С. Кочубея13 о том, что правило, используемое в международной практике, следовало бы распространить и на российской территории. Поскольку отсрочка и рассрочка имеют характер правовой льготы, ценность ее нивелируется ввиду применения процентных ставок. В этом случае смысл существования института изменения срока уплаты таможенных платежей, сводится к нулевой отметке.
Еще одна форма тарифной льготы, встречающаяся на практике, - применение единых ставок таможенных платежей в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации. Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 года № 718 (в ред. от 31 мая 2010 г. № 375 г.) 14.
В заключении необходимо сказать о том, что таможенное законодательство, устанавливая ту или иную тарифную льготу, может закрепить требование обязательного соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы. В этом случае товары, в отношении которых представлены тарифные льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми льготы были предоставлены. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и иных процедур.
тарифная льгота таможенная пошлина
Тарифные льготы участникам внешнеэкономической деятельности предоставляются в соответствии со следующими законами РФ:
- О таможенном тарифе15:
- Таможенный кодекс РФ16;
- Об иностранных инвестициях в Российской Федерации17;
- Налоговый кодекс Российской Федерации18.
Кроме названных законов тарифные льготы участникам внешнеэкономической деятельности могут предоставляться в соответствии с межправительственными соглашениями РФ19.
Далее рассмотрим порядок предоставления тарифных льгот.
Представление тарифных льгот предусмотрено в законе для следующих товаров:
1) временно ввозимых на таможенную территорию РФ;
2) вывозимых для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями;
3) вывозимых с таможенной территории РФ в пределах объектов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд;
4) ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции.
Закон «О таможенном тарифе», определяя право беспошлинного ввоза имущества в качестве вклада в уставный капитал, не указывает статуса инвестора, статуса предприятия с их участием, характера инвестиционных проектов. По закону «О таможенном тарифе» правило едино для всех.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) выражается в установлении доли ввозимого (вывозимого) товара с освобождением от уплаты пошлины или в снижении ставок пошлин для товара, происходящего из государства, которому предоставлен преференциальный режим, или следующего в такое государство. В соответствии с Таможенным кодексом РФ предоставляются льготы при перемещении товаров через таможенную границу РФ в следующих случаях:
1. От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, в том числе ввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат или вывозимые из таможенной территории РФ. В таком случае взимание импортных (ввозных) и экспортных (вывозных) таможенных пошлин заменяется разделом продукции на условиях соглашения о разделе продукции.
2. Освобождается от уплаты пошлин перемещение через границу товаров дипломатических представительств иностранных государств, если товары предназначены для официального пользования.
Под товарами дипломатических представительств понимаются товары, ввозимые и вывозимые работниками представительств (члены дипломатического представительства и их семьи, сотрудники административно-технического персонала дипломатических представительств и их семьи, консульские служащие и их семьи) для личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения.
3. Таможенные льготы предоставляются для представителей и членов делегаций иностранных государств, которые приезжают в РФ для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях.
4. Предоставляются таможенные льготы для международных организаций (персонал организаций, члены семей персонала организаций) при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу РФ.
В законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении приоритетного инвестиционного проекта.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать различные формы поддержки инвестиционного проекта.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогом на добавленную стоимость не облагаются товары и услуги (освобождаются от налогообложения):
1) сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;
2) реализация на территории РФ медицинских товаров зарубежного производства и услуги медицинских организаций (перечень других товаров и услуг ст. 149 Налогового кодекса);
3) ввоз технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему в качестве вклада в уставный капитал организации;
4) ввоз товара для иностранных дипломатических представительств;
5) ввоз других товаров (ст. 150 Налогового кодекса);
6) экспорт товара с таможенной территории РФ20.
В соответствии с Налоговым кодексом (часть II) не подлежат налогообложению акцизом некоторые операции (ст. 183), из которых к внешнеэкономической деятельности относятся:
1) экспорт за пределы РФ;
2) при ввозе;
3) при выборе режимов (транзит, таможенный склад, реэкспорт, переработка под таможенным контролем, свободная таможенная зона, свободный склад, уничтожение и отказ в пользу государства).
Одним из основных критериев предоставления тарифных преференций выступает страна происхождения товара. Влияние данного фактора на объем таможенных пошлин проиллюстрировано таблицей № 1 (Приложение 1).
Анализируя указанную систему преференций, следует отметить, что в ее основе находится уровень развития страны, ее экономическое положение. При этом в России список развивающихся и наименее развитых стран формируется по принципам, принятым в ЕС, -- в зависимости от дохода на душу населения. Средний показатель данного фактора в развивающихся странах принимается равным от 2 до 6 тыс. долл. США, что в 5 раз ниже среднеевропейских показателей. При таком соотношении предоставление преференций со стороны развитых европейских государств развивающимся странам вполне оправданно. Однако соотношение между среднедушевым доходом в России и в названных развивающихся странах будет явно не в пользу нашего государства. Возникает вопрос: почему Российская Федерация должна предоставлять тарифные преференции в отношении товаров из стран с более высоким уровнем дохода на душу населения? Как представляется, такая льгота не является обоснованной с учетом действующих экономических реалий. В данной связи целесообразно было бы пересмотреть перечень стран-пользователей преференций, ограничив его лишь теми государствами, в которых принятый за основу показатель (среднедушевой доход) ниже российского.