Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для реализации намеченной цели необходимо решение следующих задач:
1) Изучить и проанализировать нормативно-правовую и специальную литературу по теме исследования;
2) Дать понятие и характеристику тарифных льгот;
Введение
Глава 1. Тарифные льготы как инструмент обеспечения эффективности внешнеэкономических связей
1.1 Понятие и характеристика тарифной льготы
1.2 Виды тарифных льгот
Глава 2. Порядок предоставления и правовое регулирование тарифных льгот
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Содержание
Введение
Глава 1. Тарифные льготы как инструмент обеспечения эффективности внешнеэкономических связей
1.1 Понятие и характеристика тарифной льготы
1.2 Виды тарифных льгот
Глава 2. Порядок предоставления и правовое регулирование тарифных льгот
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
В условиях развивающихся рыночных отношений государству необходимо уделять большое внимание регулированию внешнеторговой деятельности. Причины тому очевидны: благосостояние государства, в частности проживающих в нем граждан, всецело зависит не только от внутреннего состояния экономики, но и от степени развития и благополучия внешнеэкономических связей государства и занимаемого им в лучшем случае не последнего места на мировом рынке.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, широко используемое во всем мире, в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей.
В условиях становления рыночных механизмов в экономике России при осуществлении государственного управления важное значение приобретают правовые, а также экономические методы, базирующиеся на таможенном законодательстве, обеспечивающие стабильность внешнеторговых отношений и эффективность решения текущих социально-экономических задач. Особое место в механизме государственного регулирования внешнеторговых отношений на современном этапе ускорения интеграционных процессов в мировой экономике занимают правовые льготы в области таможенного дела. С помощью данного инструмента в одних случаях законодатель заинтересовывает субъекта внешней торговли в законопослушном поведении, в других - поощряет ввоз (вывоз) определенных категорий товаров, благоприятно влияющих на развитие экономики страны, в третьих - стремится к реализации принципов международного права, в том числе режима наибольшего благоприятствования, в четвертых - поддерживает лиц, нуждающихся в получении преимуществ при перемещении товаров через таможенную границу.
В настоящее время увеличивается значимость развития партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности, непосредственно способствующие ее росту. Различные льготы по уплате таможенных платежей повышают активность участников внешнеторговой деятельности и, таким образом, играют исключительно позитивную роль в решении данной задачи.
Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для реализации намеченной цели необходимо решение следующих задач:
1) Изучить и проанализировать нормативно-правовую и специальную литературу по теме исследования;
2) Дать понятие и характеристику тарифных льгот;
3) Рассмотреть порядок предоставления и правовое регулирование таможенных льгот по действующему законодательству РФ;
4) Охарактеризовать виды тарифных льгот.
В качестве объекта настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления и применения тарифных льгот в области таможенного дела.
Предметом исследования являются: законодательные положения таможенного, финансового права, которые определяют порядок предоставления тарифных льгот, а также судебная практика в данной области.
Теоретической основой исследования послужили работы следующих авторов: А.Д. Ершова, А.Н. Козырина, К.А. Сизовой, Т.Н. Трошкиной, С.В. Халипова, В.В. Хрешковой и других, а также нормативные акты и материалам правоприменительной практики (таможенных органов, судов).
Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в сложную систему таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин1, С.В. Халипов2, М.В. Миляков3, Е.В. Романова4, Т.Н. Трошкина5, И.В. Тимошенко6) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся правил, установленные таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров. В соответствии со ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость (далее - НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины (далее - НДС), акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме предоставления, субъектам, юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты. Традиционно льготы по уплате таможенной пошлины делят на две группы: тарифные льготы и тарифные преференции.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» «под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара». Тарифная льгота, иными словами, представляет собой льготу по ставкам таможенного тарифа.
Анализ положений ст. 34 рассматриваемого закона позволяет говорить о том, что в определении законодатель использует понятия тарифная льгота и тарифная преференция как синонимы, что является не вполне точным.
Отличие тарифных льгот от преференции, прежде всего, состоит в том, что их предоставление осуществляется в разных формах. Также предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот необходимо определить иные критерии, такие, например, как временно ли и под каким режимом ввозится товар, в каких целях ввозится товар и т.д. То есть тарифные льготы, и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления.
На основе вышеизложенного можно дать следующие определения тарифных льгот и тарифных преференций. Тарифные льготы - льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в зависимости от избранного таможенного режима, цели ввоза товаров или их предназначения. Тарифные преференции - это льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в зависимости от страны происхождения товаров.
Далее остановимся более подробно на основных характеристиках тарифных льгот.
Во-первых, тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и могут предоставляться исключительно по решению Правительства РФ, и оформляется такое решение принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ в форме указа или распоряжения.
В последнее время произошло значительное сокращение тарифных льгот, которые в различных формах предоставлялись отдельным организациям, но эти действия должны рассматриваться не как ужесточение режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления.
Другой основной характеристикой тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 («Освобождение от пошлины»), 36 («Предоставление тарифных преференций») и 37 («Предоставление тарифных льгот») Закона РФ «О таможенном тарифе». Этот запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации7.
Третьей основной характеристикой тарифных льгот является то, что она представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться, как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право), при этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (данное положение нашло закрепление в статье 38 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
В большинстве случаев льготы предоставляются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, при условии соблюдения их целевого использования8.
Таким образом, к принципам предоставления тарифных льгот относятся следующие принципы: «предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется только на основании закона», «запрет индивидуализации тарифных льгот и преференций», «предоставление льгот на условиях взаимности или в одностороннем порядке», «обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы».
Проводя соотношение понятий «таможенная льгота» и «тарифная льгота» Т.Н. Трошкина приходит к выводу, что под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота) - это следует и из определения, приведенного выше. Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы. Примером может служить следующий пример: товары, происходящие с таможенной территории Югославии, подпадают под действие тарифных преференций, предусмотренных в статье 36 Закона «О таможенном тарифе», однако это не означает, что такие товары освобождаются от таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. Не означает это также и того, что товары, страной происхождения которых является Югославия, освобождаются от уплаты всех таможенных платежей9.
Далее рассмотрим виды тарифных льгот.
К основным видам тарифных льгот относятся: возврат ранее уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Эти виды тарифных льгот нашли правовое закрепление в статье 34 Закона «О таможенном тарифе».
Остановимся более подробно на особенностях каждого из перечисленных видов тарифных льгот.
Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, например, при реимпорте товаров (ст. 236 Таможенного кодекса РФ); при помещении на таможенный склад российских товаров, предназначенных для вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат сумм внутренних налогов, если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе указанных товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 220 Таможенного кодекса РФ) и т.д.
Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривают и такие таможенные режимы, как переработка товаров на таможенной территории (статьи 58, 63 Таможенного кодекса РФ), свободный склад; свободная таможенная зона (статья 84 Таможенного кодекса РФ), переработка товаров вне таможенной территории (статья 93 Таможенного кодекса РФ), реэкспорт товаров (статьи 100, 101 Таможенного кодекса РФ).
Суммы возвращаемых таможенных пошлин не индексируются, и с них не выплачиваются проценты. Возврат осуществляется в той валюте, в которой производился платеж (это правило допускает исключения при наличии разрешения ГТК РФ). Банковская комиссия выплачивается за счет переводимых средств. Как правило (если иное не предусмотрено таможенным законодательством), возврату не подлежат проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин, а также пеня за просрочку ее уплаты10.
Возврат сумм ранее уплаченных таможенных пошлин при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, штрафов и других плат может быть осуществлен только после ее погашения. Таможенные органы обязаны информировать органы налоговой службы, расположенные по месту регистрации плательщика, о причине и сумме произведенного возврата.
Исчерпывающий перечень случаев освобождения от оплаты пошлиной содержится в статье 35 комментируемого Закона. Отметим, что действие отдельных пунктов статьи 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» может быть приостановлено в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.