Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:29, доклад
Как видно, в определении ГАТТ фигурируют внутренняя (а) и внешняя (б) составляющие таможенного союза. Однако характеристики таможенного союза согласно Генеральному соглашению с точки зрения авторов Договора об учреждении ЕС не являются достаточными для обеспечения свободы передвижения товаров и построения общего рынка. Требования статей Договора об учреждении ЕС о запрещении таможенных пошлин и равнозначных сборов во взаимной торговле государств–членов, а также об установлении общего таможенного тарифа для торговли с третьими странами, дополняются условиями о запрещении количественных ограничений и любых равнозначных мер в товарообороте внутри Сообщества.
антидемпинговые и компенсационные пошлины;
сборы, имеющие равнозначный эффект;
налоги с оборота (налог на добавленную стоимость);
акцизы.
От таможенных
платежей необходимо отличать таможенные
сборы: сборы за таможенное оформление
и другие аналогичные сборы, а
также взимаемые в силу пересечения
товарами таможенной границы. Но их правовой
основой являются национальные нормы
государств-членов, действующие в
пределах, допускаемых правом ЕС. Таможенные
сборы не поступают в бюджет Сообщества.
3.1. Таможенные пошлины в ЕС. Классификация таможенных пошлин
Цель
взимания таможенных пошлин имеет, во-первых,
защитный характер: пошлины защищают
национальных товаропроизводителей. Во-вторых,
пошлины могут взиматься в
фискальных целях, обеспечивая доходы
в национальный бюджет. В тех случаях,
когда последняя причина
Существует несколько критериев классификации таможенных пошлин:
I. По характеру внешнеторговой сделки различают импортные и экспортные пошлины. В настоящее время в ЕС экспортные пошлины используются в редких случаях (в основном для сырьевой продукции), поскольку их взимание противоречит принципам ГАТТ/ВТО.
II. По способу установления ставки:
- Адвалорные пошлины (от лат. ad valorem) фиксируются в виде процента с цены облагаемого товара. В настоящее время основная масса таможенных пошлин, взимаемых в ЕС, относится к адвалорным. Подобный способ установления размеров импортных и экспортных пошлин связан с повышением роли регулятивной (защитной) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в условиях формирования общего рынка. Переход на адвалорный способ взимания пошлин поддерживается также международными торговыми организациями и соглашениями (в частности, правилами ВТО).
- Специфические пошлины – их ставка устанавливается в зависимости от каких-либо специфических качеств товара (веса, объема, мощности и др.), но не от цены этого товара (примеры: соль – 2,6 евро/1000 кг; шампанские вина – 32 евро/литр; винный уксус – 6,4 евро/литр). Подобный способ обложения товаров позволяет избежать колебаний в поступлении средств в казну при значительных изменения рыночной стоимости товаров, а также уклонения от уплаты пошлин путем искусственного занижения фактурной цены товара при его импорте или экспорте.
- Смешанные (альтернативные) пошлины сочетают в себе способы исчисления ставки, используемые для специфических и адвалорных пошлин. Чаще всего используются в случаях недостаточной эффективности адвалорных пошлин в целях предотвращения возможности искусственного занижения цены облагаемого товара.
Особым
видом таможенных пошлин в ЕС являются
сельскохозяйственные пошлины. Их цель
– реализация требований общей сельскохозяйственной
политики Сообщества. До второй половины
90-х годов Сообщество использовало
особую систему компенсационных
сельскохозяйственных сборов, принцип
которых – повышение стоимости
ввозимых продуктов до уровня стоимости
аналогичных продуктов внутри Сообщества.
Однако под влиянием ВТО такие
компенсационные сборы были заменены
сельскохозяйственными
Разновидность сельскохозяйственных пошлин – сезонные пошлины, применяются для некоторой сельскохозяйственной продукции с целью защиты сельхозпроизводителей Сообщества в период продажи их продукции. Примеры: картофель – повышенная пошлина в период с 16 мая по 30 июня; клубника – повышенная пошлина в июле.
По целям взимания таможенные пошлины делятся на обычные (основанные на таможенном тарифе) и специальные. К последним относятся антидемпинговые и другие защитные пошлины. Защитные пошлины в ЕС являются инструментом общей торговой политики и служат для защиты интересов товаропроизводителей Сообщества в случаях дешевого импорта из третьих стран. Нормативно-правовые акты ЕС, регулирующие применение защитных пошлин, приведены в полное соответствие с нормами и принципами ГАТТ/ВТО. Защитные пошлины вводятся как средство противодействия так называемой «несправедливой торговой практике», к которой относятся:
- демпинговый
экспорт, наносящий серьезный
ущерб производителям в
- субсидирование
экспорта в странах-
- несоблюдение
странами – торговыми
- Защитные
пошлины вводятся решениями
- С целью
облегчения таможенного
Общий таможенный тариф предусматривает усредненную пошлину в 3,5% на товары:
- пересылаемые одним физическим лицом другому физическому лицу, либо
- содержащиеся в багаже пассажиров;
- при
условии, что ввоз этих
- среди товаров нет табачных изделий;
- совокупная
стоимость товаров не
Усредненные
пошлины также используются для
партий товаров, соответствующих различным
тарифным подгруппам, если отдельная
классификация каждого товара вызывает
непропорционально большой
Следуя договоренностям, достигнутым в ходе нескольких раундов торговых переговоров в рамках ГАТТ и ВТО, Сообщество последовательно снижает ставки импортных пошлин. По данным ВТО, средняя ставка пошлин в ЕС в 1999 г. составляла 6,9%, причем, для сельскохозяйственной продукции средняя ставка равнялась 17,3%, для остальных товаров (кроме бензина) – 4,5%. Разница между минимальной и максимальной ставками пошлин составляла: для сельскохозяйственной продукции от 0 до 236,4%, для остальной продукции от 0 до 26%. Кроме того, значительный ряд товаров получает в Сообществе тарифные преференции.
Таможенный
кодекс ЕС приравнивает к таможенным
пошлинам сборы, имеющие равнозначный
эффект, что позволяет распространить
нормы таможенного права
3.2. Налоги с оборота и акцизы
Налоги с оборота. Основной разновидностью налогов с оборота в странах ЕС является налог на добавленную стоимость. Характер НДС предполагает, что товары внутреннего производства и импортируемые товары подлежат равному обложению, поэтому НДС на импорт товаров уплачивается так же, как и при внутреннем обороте. (Следует заметить, что с 1 января 1993 г. при ввозе товаров из одной страны ЕС в другую основания для обложения НДС не возникает1). Сбор НДС при импорте товаров в ЕС из третьих стран носит не дискриминационный (как импортные пошлины), а компенсационный характер, поскольку обеспечивает равенство между товарами внутреннего производства и импортируемыми. Таким образом, природу НДС можно определить как уравнительную. Косвенный характер налога подкрепляется правилом о возврате НДС при экспорте товара в соответствии с положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле.
Несмотря
на значительные успехи в гармонизации
права государств-членов в области
косвенного налогообложения, до сих
пор не решен вопрос о введении
единой ставки НДС в Сообществе.
Ставки НДС устанавливаются
Акцизы. Если НДС является общим налогом с оборота, то акцизы представляют собой пример специального потребительского налога, так как налагаются только на отдельные виды товаров, пользующихся особым спросом на внутреннем рынке. В ЕС к категории подакцизных товаров относятся пиво, вино, крепкие спиртные напитки, минеральные масла, некоторые виды топлива, табачные изделия, некоторые предметы роскоши. В отношении облагаемых товаров акцизы также носят уравнительный характер, поскольку распространяются и на внутренние, и на импортируемые товары данной категории. Аналогично НДС, с 1 января 1993 г. акцизы не взимаются при ввозе подакцизного товара из одной страны ЕС в другую, но взимаются при импорте подакцизных товаров на таможенную территорию ЕС. Ставки акцизов устанавливаются государствами-членами на основе гармонизированных правил. В отличие от НДС и таможенных пошлин, которые преимущественно являются адвалорными, (то есть, исчисляемыми в процентах от таможенной стоимости товара), акцизы, как правило, представляют собой специфические сборы: они исчисляются в фиксированной ставке на единицу товара (массы товара, содержания алкоголя и т. п.). При экспорте подакцизных товаров стоимость акцизов, аналогично НДС, возвращается экспортерам, что предусмотрено правилами ГАТТ.
3.3. Таможенные сборы
Таможенное законодательство ЕС допускает, в ряде случаев, взимание таможенными органами государств-членов таможенных сборов в качестве платы за дополнительные услуги, оказываемые по запросам декларантов. К таким услугам относятся:
- анализ
и экспертная оценка образцов
товаров, а также их почтовая
пересылка при запросах по
применению таможенного
- хранение товаров на складах временного хранения сверх установленных сроков;
- проверка
товара импортером до
- уничтожение товара, если это влечет расходы таможенных органов;
- проверка
товаров с целью верификации,
если это влечет расходы
- проведение
таможенного оформления в
Условия взимания таможенных сборов:
- недискриминация товаров,
- реальность предоставления услуг,
- соизмеримость
суммы сборов и стоимости