Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:29, доклад
Как видно, в определении ГАТТ фигурируют внутренняя (а) и внешняя (б) составляющие таможенного союза. Однако характеристики таможенного союза согласно Генеральному соглашению с точки зрения авторов Договора об учреждении ЕС не являются достаточными для обеспечения свободы передвижения товаров и построения общего рынка. Требования статей Договора об учреждении ЕС о запрещении таможенных пошлин и равнозначных сборов во взаимной торговле государств–членов, а также об установлении общего таможенного тарифа для торговли с третьими странами, дополняются условиями о запрещении количественных ограничений и любых равнозначных мер в товарообороте внутри Сообщества.
Меры
в области косвенного налогообложения.
Помимо запрещения таможенных пошлин
и равнозначных сборов между странами
Сообщества Договор о ЕС ставит целью
единообразное регулирование
Статья
95 (н. н. 90) Договора гласит: «Ни одно
государство-член не будет облагать
прямо или косвенно продукцию
других государств-членов внутренними
налогами любого характера в размерах,
превышающих обложение прямое или
косвенное которому подвергается аналогичная
национальная продукция. Кроме того,
ни одно государство-член не будет облагать
продукцию других государств-членов
внутренними налогами с целью
косвенной защиты другой продукции».
Данная статья имеет прямое действие
с 1 января 1962 г.1 Смысл статьи сводится
к недопущению налоговой
Примерами
допустимых с точки зрения Римского
договора косвенных налогов являются:
налоги с оборота, общий потребительский
налог и специфические
Реализация положений Договора об учреждении ЕЭС, предусматривающих постепенную гармонизацию всех косвенных налогов в соответствии со ст. 99 (н.н. 93), началась с гармонизации правил по налогам с оборота, поскольку именно эти налоги влекут за собой массу формальностей при пересечении товарами границ. Первоначально, цели гармонизации не распространялись на устранение подобных формальностей. 17 мая 1977 г. Совет принимает Шестую директиву по НДС2 с целью устранения формальностей на внутренних границах Сообщества. Мотивом принятия резолюции являлось решение о переходе от финансирования Сообщества за счет вкладов государств-членов к созданию собственных финансовых ресурсов ЕЭС. Эти собственные ресурсы формируются за счет перечисления на счета Сообщества определенного процента (в настоящее время 0,75%) от базы налога на добавленную стоимость, взимаемого в государствах-членах. Целью Шестой директивы стало создание единых правил исчисления базы для НДС в странах Сообщества. Тем не менее, налоговые границы между странами ЕЭС остались, сохраняя необходимость пограничных формальностей. 1 января 1993 г., после завершения периода создания единого рынка, вступили в силу изменения к Шестой директиве, устраняющие налоговые границы между странами Сообщества. Переходный механизм устранения налоговых границ строился на соблюдении принципа места назначения.
Специфические налоги на потребление, акцизы, подобно общим потребительским налогам, всегда базировались на принципе места назначения, работающем в системе существовавших налоговых границ внутри Сообщества. Статья 99 (н.н. 93) Договора об учреждении ЕЭС поручала Комиссии предоставить Совету предложения по гармонизации законодательства государств-членов в области акцизов. Окончательно система акцизов Сообщества была установлена в 1993 г.3
Практика Суда ЕС знает немало примеров рассмотрения споров, связанных с 95-ой (н. н. 90-й) статьей Договора об учреждении ЕЭС. В качестве примеров можно привести дело “Comission v. Italy”4, в котором Суд ЕС обязал Италию ликвидировать различное налогообложение собственной и импортируемой регенерированной нефти; дело “Hansen”5, где Суд ЕС постановил, что налоговые льготы на фруктовые спиртные напитки производства немецких малых и коллективных предприятий должны в равной степени распространяться на импорт подобных товаров в Германию из других стран Сообщества.
Общий
таможенный тариф. Важнейшим условием
существования таможенного
Составление тарифа вызвало ряд трудностей, связанных с разбивкой товаров на товарные группы и подгруппы. В частности, страны Бенилюкса подразделяли продукцию из группы «пластмассы» на основе их формы: порошок, гранулы, блоки и т. д., тогда как остальные страны ЕЭС использовали классификацию по химическому составу пластмасс: полиэтилен, полипропилен и т. д. Первоначально составители единого тарифа пошли по пути максимального отражения товарных подгрупп, существовавших в тарифах стран Сообщества. Таким образом, применительно к примеру с пластмассами, пять подпозиций, классифицированных по форме, умножались на десять подпозиций, показывающих химический состав, давали в общей сложности пятьдесят подпозиций в едином тарифе. Общее количество товарных подпозиций, включенных подобным образом в новый тариф, превышало 20 тысяч. После редактирования тарифного списка их число удалось сократить вполовину. Позже, специально созданная группа экспертов в области таможенного регулирования сократила количество товарных подпозиций до 2809 (Регламент 960/68). Общий таможенный тариф Европейского Сообщества вступил в силу 1 июля 1968 г. Именно в этот момент, по мнению Суда ЕС, произошел переход полномочий в области таможенного регулирования от государств-членов к Сообществу.1 Благодаря положениям статьи 28 Договора об учреждении ЕЭС Совет имеет возможность без ограничений изменять и сокращать тарифный список товаров.
Таможенный
тариф Сообщества, созданный на основе
брюссельской номенклатуры и неоднократно
измененный, действовал вплоть до 1 января
1988 г. В сентябре 1987 г. Сообщество ратифицировало
международную конвенцию о
а) номенклатуру гармонизированной системы; и
б) особые товарные подгруппы, установленные в Сообществе для ряда товаров.
На основе
комбинированной номенклатуры ЕЭС
Регламентом 2658/87 от 23 июля 1987 г. был
принят интегрированный таможенный
тариф Европейского Сообщества (TARIC).1
2.2. Таможенная территория ЕС
Для определения
понятия «таможенная
Таможенная территория ЕС включает: 1) Сухопутную территорию; при этом статья 3 Кодекса исключает некоторые территории внутри государственных границ стран-членов из территории таможенного союза. Так, в состав таможенной территории ЕС не входят датские Фарерские острова и остров Гренландия, испанские острова Сеута и Мелилья, германский анклав на швейцарской территории Бюсинген и остров Хельголанд. Не являются территорией таможенного союза французские заморские территории и территориальные коллективы с особым статусом, но в качестве части территории Франции в состав таможенной территории ЕС входит княжество Монако. Из таможенной территории Италии изымаются муниципалитеты Ливиньо и Кампионе д’Италия и территориальные воды озера Лугано, но включается территория республики Сан-Марино. Как правило, территории государств-членов ЕС, изъятые из состава таможенной территории Cоюза - это географически обособленные регионы, наделенные конституциями соответствующих стран правом самостоятельно (автономно) решать вопрос о вхождении в межгосударственные союзы. Что касается присоединенных к таможенной территории Сообщества территорий государств, не являющихся членами ЕС, то их статус, как правило, регулируется специальными международными договорами: Парижская конвенция 1963 г. по таможенному регулированию в отношении Монако; конвенция 1939 г. в отношении Сан-Марино и др.
2) Территориальные
воды и воздушное пространство
– в соответствии с
Свободные зоны в ЕС входят в состав таможенной территории.
Соглашения
ЕС о таможенном союзе с Андоррой,
Сан-Марино и Турцией не создают
единую таможенную территорию. Так, таможенный
союз с Турцией не распространяет
свободу передвижения товаров на
сельскохозяйственные продукты и товары
номенклатуры ЕОУС; беспошлинный ввоз
таких товаров на территорию одной
из сторон соглашения возможен только
при предъявлении особого сертификата,
подтверждающего свободное
Необходимо заметить, что таможенная территория Союза не совпадает с территорией, на которую распространяются единые правила ЕС в отношении НДС (так называемая “фискальная территория”). Некоторые части таможенной территории ЕС не входят в фискальную территорию, в частности:
- Канарские острова (Испания);
- заморские департаменты Франции;
- гора Атос (Athos, Греция);
- Нормандские острова (Великобритания);
- Аландские
острова (Финляндия).
3. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В ПРАВЕ ЕС
Исторически
сложился порядок, при котором пересечение
товаром границ государства влечет
за собой взимание с товара пошлины
(сбора) и прохождение других таможенных
формальностей. Момент, когда при
пересечении товаром
Таможенные формальности предполагают, как правило, уплату определенных пошлин, налогов и сборов, а также другие меры, направленные на регулирование потока товаров через границу. В Европейском Сообществе обязательство по оплате таможенных платежей возникает, по общему правилу, либо в момент ввоза товаров на таможенную территорию ЕС, либо в момент вывоза товаров за пределы таможенной территории. Основанием для взимания таких платежей служат нормы права Европейского Сообщества. Таким образом, таможенные платежи в ЕС – это обязательные сборы, взимаемые во всех государствах-членах на основе единообразных правовых норм Сообщества на основании факта пересечения товарами таможенной границы Сообщества. В той или иной степени таможенные платежи служат для формирования собственных средств (бюджета) Сообщества.1 Виды таможенных платежей в ЕС:
таможенные пошлины, включая собственно пошлины (импортные либо экспортные), установленные Общим таможенным тарифом ЕС;
сельскохозяйственные пошлины и другие сборы в рамках общей сельскохозяйственной политики;