Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:29, доклад
Как видно, в определении ГАТТ фигурируют внутренняя (а) и внешняя (б) составляющие таможенного союза. Однако характеристики таможенного союза согласно Генеральному соглашению с точки зрения авторов Договора об учреждении ЕС не являются достаточными для обеспечения свободы передвижения товаров и построения общего рынка. Требования статей Договора об учреждении ЕС о запрещении таможенных пошлин и равнозначных сборов во взаимной торговле государств–членов, а также об установлении общего таможенного тарифа для торговли с третьими странами, дополняются условиями о запрещении количественных ограничений и любых равнозначных мер в товарообороте внутри Сообщества.
2. ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕС
2.1. Понятие таможенного союза. Принципы таможенного союза ЕС
Статья
23 Договора о ЕС гласит, что основой
Сообщества служит таможенный союз, охватывающий
всю торговлю товарами и предусматривающий
запрещение импортных и экспортных
таможенных пошлин и любых равнозначных
сборов в торговых отношениях между
государствами–членами, а также
установление общего таможенного тарифа
в их отношениях с третьими странами.
Условия таможенного союза
а) пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением некоторых необходимых ограничений) были бы отменены в отношении практически всей торговли между территориями, составляющими союз, или, по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий; и
б) с некоторыми оговорками по существу одни и те же пошлины и другие меры по регулированию торговли применялись бы каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз.
Как видно,
в определении ГАТТ фигурируют внутренняя
(а) и внешняя (б) составляющие таможенного
союза. Однако характеристики таможенного
союза согласно Генеральному соглашению
с точки зрения авторов Договора
об учреждении ЕС не являются достаточными
для обеспечения свободы
Обобщая
вышеназванные положения
Ликвидация
таможенных пошлин. Статья 12 в первоначальном
тексте Римского Договора
Консолидированный текст Договора об
учреждении Европейского Сообщества заменяет
бывшую статью 12 статьей 25, гласящей: «Таможенные
пошлины на импорт и экспорт или равнозначные
сборы должны быть запрещены между государствами-членами.
Данный запрет распространяется также
на таможенные сборы фискального характера».
Формулировка статьи 25 Договора об учреждении
ЕС частично включает в себя положения
бывшей статьи 16 Римского договора, исключенной
из консолидированного текста.
Практическое осуществление положений
Римского договора, касающихся поэтапной
отмены импортных и экспортных таможенных
пошлин, не вызвало в странах Сообщества
особых трудностей, прежде всего в силу
ясности определений: понятие «таможенная
пошлина» непосредственно фигурировало
в национальных тарифах (а также в общем
тарифе Бенилюкса). Гораздо сложнее дело
обстояло с квалификацией равнозначных
сборов или, если переводить дословно,
“сборов, имеющих равнозначный эффект”
(charges having equivalent effect). Необходимость поэтапной
отмены подобных сборов являлась логическим
продолжением требований Договора, касающихся
устранения таможенных пошлин. Идея об
отмене равнозначных таможенным пошлинам
сборов соответствует задачам и целям
Договора, в особенности положениям об
обеспечении свободы перемещения товаров.
Споры о признании тех или иных сборов,
вводимых государствами-членами ЕЭС, имеющими
равнозначный эффект, неоднократно разрешались
в практике Суда ЕС. Именно Суд ЕС сыграл
решающую роль в детализации понятия равнозначных
сборов.
В ходе рассмотрения подобных дел Суд
ЕС выработал формулировку, согласно которой
сборами, имеющими равнозначный таможенным
пошлинам эффект, признаются любые сборы
независимо от их размера, предназначения
и метода взимания, которые налагаются
в одностороннем порядке на внутренние
и импортные товары на основании факта
пересечения ими границы, не являясь таможенными
пошлинами в прямом смысле. При этом подобные
сборы могут быть признаны Судом ЕС равнозначными
таможенным пошлинам даже в том случае,
если они не взимаются в доход государства,
не носят дискриминационный или протекционистский
характер и налагаются на товары, не имеющие
конкурентных товаров внутреннего производства.
Таким образом, практически любой мыслимый
денежный сбор, налагаемый на ввоз или
вывоз товаров, может толковаться как
мера, попадающая под запретительные нормы
Договора о ЕС.
Допустимыми, по мнению Суда, сборами являются
только те, которые удовлетворяют одно
из следующих условий:
- сбор является частью национальной налоговой системы и в равной мере относится и к внутренним, и к аналогичным импортируемым товарам;
- сбор
является компенсацией за
- сбор
компенсирует затраты на
В дополнение
к вышесказанному, Суд ЕС рекомендовал
институтам Сообщества провести работу
по гармонизации взимаемых государствами-
Статьи 30 - 36 Договора об учреждении ЕЭС (н.н. 28 - 30) формируют основополагающие нормы Сообщества в сфере запрета количественных ограничений и мер, имеющих равнозначный эффект, в торговле между государствами-членами. Статья 30 (н.н. 28) содержит запрет количественных ограничений на импорт, а также любых иных мер, имеющих равнозначный эффект (measures having equivalent effect). Статья 34 (н. н. 29) запрещает количественные ограничения и меры, имеющие равнозначный эффект, в отношении экспорта из одной страны Сообщества в другую. В статье 36 (н. н. 30) содержится перечень оснований, допускающих применение государствами-членами количественных ограничений и мер, имеющих равнозначный эффект, во взаимной торговле. Определение собственно количественных ограничений ни у Суда ЕС, ни у национальных органов власти сложностей не вызывало. В деле “Geddo” Суд ЕС определил их следующим образом: меры, ведущие к полному или частичному ограничению, в зависимости от обстоятельств, импорта, экспорта или транзита.
Наиболее
распространенной формой количественных
ограничений является квотирование.
Что касается мер, имеющих равнозначный
количественным ограничениям эффект,
то их квалификация, подобно проблеме
равнозначных сборов для таможенных пошлин,
достаточно сложна. В 1970 г. Комиссия приняла
Директиву 70/50, согласно которой к таким
мерам приравнивались «все закрепленные
в законодательных и административных
актах условия, а также административная
практика, создающие барьеры для импорта...,
либо делающие импорт сложным и дорогим
по сравнению с продажей продуктов внутреннего
производства». Статья 2 Директивы содержит
перечень мер, которые могут рассматриваться
как имеющие равнозначный количественным
ограничениям эффект:
- фиксирование
минимальной или максимальной
цены на импортируемую
- установление менее благоприятных цен на импортную продукцию;
- снижение
объема импорта продукции
- установление
таких условий оплаты для
- установление
условий для упаковки, состава,
маркировки, размера, веса и т.
п., которые применяются только
к импортируемой продукции
- предоставление льгот при покупке продукции внутреннего производства либо создание каких-либо неудобств при покупке импортной продукции;
- ограничение
рекламно-информационной
- применение
более сложных складских
- применение
условия об обязательном для
импортера наличии
Отношение Суда ЕС к проблеме определения мер, имеющих равнозначный эффект, ярко выражено в решении по делу “Dassonville”:1 все торговые правила, принимаемые государством-членом Сообщества, которые способны прямо или косвенно, реально или потенциально причинить ущерб торговле внутри Сообщества, должны рассматриваться как меры, имеющие равнозначный количественным ограничениям эффект.
Из решения
Суда ЕС видно, что решающим фактором
в определении мер, запрещенных
статьей 30 (н. н. 28), является их эффект;
наличие дискриминационного характера
в подобных мерах не является обязательным.
Более того, Суд дал понять, что
для квалификации тех или иных
национальных норм в качестве мер, имеющих
равнозначный количественным ограничениям
эффект, даже не требуется факта
дискриминации импортных
Значение решения по делу “Dassonville” заключается в том, что вместо достаточно широкого, но ограниченного перечня мер, содержащихся в Директиве 70/50, под определение "меры, имеющие равнозначный количественным ограничениям эффект", стали подходить практически любые действия государств-членов, способные прямо или косвенно, реально или потенциально причинить ущерб торговле внутри Сообщества.
Практика Суда ЕС в рассмотрении различных дискриминационных действий государств-членов весьма богата. Так, в деле “Comission v. Italy” Суд ЕС постановил отменить процедуру регистрации импортных автомобилей, более сложную по сравнению с регистрацией автомобилей итальянского производства.1 В деле “Rewe” была признана незаконной фитосанитарная инспекция импортных растений, не распространяющаяся на аналогичные внутренние продукты.2 В деле “Bouhelier” Суд ЕС запретил французскую норму о контроле качества часов, предназначенных для экспорта (для продажи часов внутри страны подобный контроль не требовался).
Договор
о ЕС допускает несколько оснований
для изъятия государственных
мер, ограничивающих и запрещающих
импорт (а также экспорт и транзит),
из-под запретительного
общественная мораль;
публичный порядок;
общественная безопасность;
защита жизни и здоровья людей, животных или растений;
защита национального художественного, исторического или археологического достояния;
защита промышленной и коммерческой собственности.
Такие
ограничения и запрещения, согласно
ст. 30, не должны являться средством
произвольной дискриминации или
скрытого ограничения в торговле
между государствами-членами. При
применении данной статьи Договора Суд
ЕС ставит дополнительное требование:
«чтобы удовлетворять условиям статьи
36 государства-члены должны строго
придерживаться рамок этих условий,
относящихся к целям и природе
применяемых государствами мер»