Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция способствует формированию эффективной модели адаптации к геоэкономическим изменениям, происходящим в глобальной экономике, и позволят координировать участие стран в решении общемировых экономических проблем. Российская Федерация активно участвует в реинтеграционном процессе, что обусловлено, в первую очередь, ее особым геополитическим положением, а также исторической традицией существования крупнейших государств на евразийском пространстве, в том числе в рамках российской государственности. Ядром нового типа интеграционного объединения на постсоветском пространстве стал Таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Вместе с тем ТС и ЕЭП остаются открытыми для присоединения других государств, прежде всего, членов ЕврАзЭС. Последние (Киргизия и Таджикистан) имеют для этого необходимые правовые основания, зафиксированные в основополагающих договорах ЕврАзЭС и ТС. Нынешнее руководство Киргизии официально обратилось в Высший орган ТС с заявлением о присоединении. Объективно в участии в ТС и ЕЭП жизненно заинтересована Украина, экономика которой связана с ними тысячами кооперационных связей и наиболее важными рынками. Приводимые ниже результаты исследований доказывают экономическую целесообразность присоединения указанных государств к ТС и ЕЭП15.
Рассмотрим прогнозируемые результаты участия Кыргызской республики в Таможенном союзе. Интеграционные процессы со странами ЕврАзЭС являются для Кыргызстана приоритетными. В общем объеме внешней торговли республики страны Таможенного союза занимают 44,9%. Наибольший вес в товарообороте Кыргызской республики занимает Россия. Вступление в Таможенный союз укрепит внешние границы республики и улучшит условия жизни и труда около полумиллиона граждан, работающих в России и Казахстане. В результате проведенного сопоставления таможенного тарифа Кыргызской Республики (далее - ТТ КР) и ЕТТ ТС, из 10881 ставок ТТ КР 3655 (34%) совпадает со ставками ЕТТ ТС, 2284 (21%) ставок Кыргызской республики может приравнять к ставкам ЕТТ ТС не нарушая обязательств перед ВТО, 4696 (43%) ставок не совпадают с ЕТТ ТС, 241 (2%) несравнимы из-за различных видов ставок. Средняя ставка ЕТТ ТС составляет около 10,7 %, средняя ставка ТТ КР составляет около 5%, средняя возможная ставка ТТ КР с учетом обязательств перед ВТО составляет 7,7 %, таким образом при принятии в полном объеме ЕТТ ТС без изъятий, среднее увеличение ставки для КР сверх обязательств перед ВТО составит около 3 %.16
Увеличение средних тарифных ставок, а также таможенное администрирование в соответствии с ТК ТС, может позволить увеличить доходы госбюджета КР от взимания ввозных таможенных пошлин и НДС с ввозимых товаров примерно в 1,5 раза и более, в зависимости от доли КР в распределении ввозных таможенных пошлин и объемов импорта из КНР в новых условиях.
Необходимо отметить,
что после присоединения Кыргыз
Вместе с этим, присоединение к ТС также будет иметь долгосрочные экономические последствия для экономики Кыргызской республики. Их основой будет являться то, что Кыргызская республика станет составной частью крупного регионального экономического объединения – Таможенного союза и ЕЭП. Данное обстоятельство повысит инвестиционную привлекательность КР, так как для её товаров будет стабильный рынок, состоящий из государств-членов ТС и к ним не будут применяться какие-либо ограничения.
Присоединение Кыргызской республики к ТС положительно скажется на производстве и экспорте сельхозпродукции, текстильных изделий, стройматериалов, так как они станут более конкурентоспособными по сравнению с аналогичными товарами из КНР, в связи со взиманием с последних ввозных таможенных пошлин по ставкам ЕТТ ТС, и будут обладать устойчивым рынком сбыта. Также это создаст предпосылки, снизит риски и повысит предсказуемость для долгосрочных инвестиций в экономику КР, в частности в электроэнергетику и транспорт, так как экономические отношения в этих областях будут в значительной мере урегулированы на уровне ЕЭП. В целом можно ожидать роста ВВП и увеличения экспортного потенциала Кыргызской республики на 20-25 %.17
Юридически для вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство Кыргызстану необходимо присоединиться ко всем международным договорам в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Порядок вступления в силу международных договоров отражен в соответствующем Протоколе о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.
Оценим экономический эффект участия Украины в ТС. Согласно результатам имеющихся макроэкономических исследований, участие Украины в Таможенном союзе и ЕЭП даст полуторократное увеличение макроэкономического эффекта его создания и качественное расширение возможностей развития высокотехнологических отраслей промышленности, создававшихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса РСФСР и УССР. Для Украины это участие даст около трети прироста ВВП в 10-летней перспективе, обеспечит выживание и развитие критически зависимых от российского рынка машиностроительного, агропромышленного и химико-металлургического комплексов, составляющих основу украинской экономики.
Экономика Украины остается в кризисном состоянии, чреватым социальным взрывом. Нынешнее состояние платежного баланса и государственного бюджета обрекают украинское население на дальнейшее падение уровня жизни, а правительство – на наращивание государственного долга. При этом внутренние возможности экономического роста крайне ограничены, а имеющийся инвестиционный потенциал явно недостаточен для модернизации и повышения конкурентоспособности экономики. Это вынуждает украинское руководство активно искать внешние источники для поддержания и развития экономики.
В отличие от ЕС, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана может их предоставить немедленно, открыв доступ на свои рынки, а также предоставив необходимые для балансировки бюджета займы. Присоединение Украины к Таможенному союзу обеспечит ей улучшение условий торговли на 7-8 млрд.долл.в год, а также создаст возможности запуска крупномасштабных совместных проектов в авиационной, ракетно-космической, атомной промышленности, химико-металлургическом и агропромышленном комплексах, что даст мощный импульс для экономического роста.
Доступ к российским энергетическому и сырьевому рынкам позволит привести ценовые пропорции к нормальному для украинской экономики уровню. И наоборот, сохранение экспортных пошлин и контрактных цен на газ на нынешнем уровне, а также существующих торговых барьеров обрекает основные отрасли украинской экономики на банкротство, значительную часть населения – на безработицу и нищету, а политическое руководство - на неизбежную утрату власти.
Перед принятием политических решений о создании ТС ведущими научными институтами России, Украины, Белоруссии и Казахстана были проведены расчеты макроэкономического эффекта формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, проведенные по совмещенной модели межотраслевых балансов государств-участников. Они показали, что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста. Согласно расчетам, к 2015 году наибольший эффект от активизации интеграционного процесса получают Россия и Украина – 16,8%-17,1% современного уровня ВВП. Для всех стран ЕЭП эффект взаимной экономической интеграции весьма значителен18.
Прогнозировавшаяся еще
до глобального финансового
Украина, оставшаяся в стороне от интеграционных процессов, оказалась наиболее пострадавшей европейской страной, одним из мировых лидеров по глубине падения объемов ВВП и промышленного производства. До сих пор, в отличие от государств-членов ТС, она так и не вышла на достигнутый в советское время уровень этих показателей. И наоборот, имеющая более уязвимую структуру экономики Белоруссия, активно и полномасштабно участвуя во всех интеграционных процессах, к настоящему времени превзошла этот уровень почти вдвое.
Активизация интеграционного процесса по созданию ЕЭП России, Белоруссии, Казахстана и Украины имеет высокую экономическую эффективность, как для всех интегрируемых стран в целом, так и для каждой из этих стран в отдельности. Суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г.составляет примерно 400 млрд.долл. Если с 2005 по 2015 г.г.при сохранении существующего уровня интеграционного взаимодействия суммарный ВВП четырех стран возрастет на 65%, то при ускорении интеграционного процесса его объем увеличится более чем в 1,8 раза. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8 от современного уровня ВВП, Украина - 17%, Беларусь - 16%, Казахстан - 14,7%.
Таким образом, существует объективная целесообразность углубления и расширения ядра единого евразийского экономического пространства, создаваемого на базе Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.
Таможенный союз ЕврАзЭС
– новая форма торгово-
На протяжении 2007-2009 годов шла активная работа по созданию нормативной базы, на основании которой должен работать Таможенный союз. Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках ТС, является Таможенный кодекс Таможенного союза, который был принят в соответствии с международным договором государств-участников. В дополнение к действующему национальному законодательству появились дополнительно два уровня регулирования: международные соглашения государств-участников Таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.
Комиссия Таможенного союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: порядок декларирования и форма таможенной декларации, некоторые вопросы применения таможенных процедур, формы документов для таможенных целей, порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Установлен механизм зачета средств, относящихся к уплате импортной таможенной пошлины.
На национальном уровне таможенные правоотношения регулируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России, а также нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России).
С 1 июля 2010 года Таможенный союз функционирует в формате трех стран, причем анализ целевой стратегии развития Таможенного союза позволяет сделать вывод, что именно в рамках Таможенного союза государств России, Беларуси и Казахстана формируются предпосылки по созданию реального экономического союза и в 2012 году планируется образование Единого экономического пространства.
В целом изменения, связанные с формированием Таможенного союза, можно рассматривать как позитивный шаг навстречу новым возможностям объединенного рынка. В среднесрочной перспективе выбранная экономическая стратегия выведет страны-участницы на принципиально новый уровень и сделает Таможенный союз мощным политико-экономическим образованием, которое способно изменить жизнь не только стран СНГ, но и стать достойным и равноправным деловым партнером стран Евросоюза.
Таможенный союз Беларуси,
Казахстана и России создан в соответствии
с общепризнанными
Нормативно-правовые акты