Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция способствует формированию эффективной модели адаптации к геоэкономическим изменениям, происходящим в глобальной экономике, и позволят координировать участие стран в решении общемировых экономических проблем. Российская Федерация активно участвует в реинтеграционном процессе, что обусловлено, в первую очередь, ее особым геополитическим положением, а также исторической традицией существования крупнейших государств на евразийском пространстве, в том числе в рамках российской государственности. Ядром нового типа интеграционного объединения на постсоветском пространстве стал Таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра организации таможенного контроля
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Таможенно-
тарифное регулирование внешнеэкономичес
на тему «Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана: этапы образования и основные характеристики»
Выполнила: Колпакова А.А., студентка
4-го курса очной формы обучения
ФТД, группа 4.2
Проверил: Мирошниченко А.А.
Оценка _________________________
Подпись ________________________
«____» ___________________ 2012 г.
Ростов-на-Дону
2012
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция способствует формированию эффективной модели адаптации к геоэкономическим изменениям, происходящим в глобальной экономике, и позволят координировать участие стран в решении общемировых экономических проблем. Российская Федерация активно участвует в реинтеграционном процессе, что обусловлено, в первую очередь, ее особым геополитическим положением, а также исторической традицией существования крупнейших государств на евразийском пространстве, в том числе в рамках российской государственности. Ядром нового типа интеграционного объединения на постсоветском пространстве стал Таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Проблемы международной экономической интеграции и деятельности интеграционных объединений на постсоветском пространстве рассматривались в трудах российских ученых и экспертов, таких, как Абалкин Л.И., Вардомский Л.Б., Барковский А.Н., Богомолов О.Т., Борко Ю.А., Буторина О.В., Глазьев С.Ю., Глухарев Л.И., Головнин М.Ю., Гринберг Р.С., Кочетов Э.Г., Красавина Л.Н., Косикова Л.С., Либман А.М., Максимова М.М., Минакир П.А., Некипелов А.Д., Смитиенко Б.М., Толмачев П.И., Фаминский И.П., Филькевич И.А., Шишков Ю.В., Шурубович А.В., Щетинин В.Д., Хейфец Б.А. и др. Исследование истории становления и развития Таможенного союза рассматривались в работах К.Г.Борисова, К.К.Сандровского, А.А.Наку, С.С.Жамкочьяна, Л.М.Энтина, Б.Н.Топорнина, П.А.Калиниченко, Т.Р.Урусова, П.Ю.Кашкина и др.
Объектом исследования является таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Предмет исследования составляют правовые акты, регулирующие принципы организации таможенного союза, механизм его функционирования.
Цель данной работы – исследовать этапы образования и основные характеристики Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть историю создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана;
- исследовать структуру единого таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана;
- проанализировать показатели социально-экономического развития государств – членов Таможенного союза;
- рассмотреть перспективы расширения Таможенного союза на постсоветском пространстве.
При написания работы были изучены законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Таможенного союза, учебная и методическая литература, авторефераты, монографии, научные статьи, информационные ресурсы Интернет.
Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.
Основными задачами государств в таможенном союзе являются1:
По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:
Интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них. Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика2.
Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 г. и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.
Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г.3, стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года – Узбекистан.
На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.
Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.4
Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.
Основная цель таможенного союза - рост экономики стран–участниц. С его образованием создался общий рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным ВВП в 2 триллиона долларов США, и товарооборотом в 900 млрд. долларов США. Сегодня страны-участницы таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР. Таможенный союз означает беспрепятственное передвижение товаров на всей единой таможенной территории, где действует единый универсальный механизм таможенного и торгового регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля.
Экономический смысл интеграции в рамках Таможенного союза состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.
Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:
И, наконец, последней (на текущей момент) вехой в формировании Таможенного союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Белорусси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза. Формирование Единого экономического пространства завершено к 1 июля 2012 г.
Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.
Таможенный союз является фундаментом создания Единого экономического пространства, которое вполне реально. Это подтверждают следующие факты. Во-первых, три страны обладают обширной ресурсной базой, в том числе имеют достаточное количество квалифицированной рабочей силы. Во-вторых, имеется емкий рынок с общим населением почти в 170 млн человек. Белоруссия, Казахстан и Россия обладают высокой степенью самодостаточности экономик. Ожидается, что таможенный союз трех стран России, Казахстана и Беларуси может стать в будущем и единым валютным пространством с новой наднациональной денежной единицей, что станет пиком интеграции стран в единое торговое сообщество.
Таким образом, таможенный союз – это соглашение стран-участниц об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа для других государств. Таможенный союз был сформирован из трех государств - России, Казахстана и Беларуси в 2010 году, а начиная с 1 июля 2011 года, была создана единая таможенная территория с полным набором контрольных функций по внешнему периметру и таможенный союз начал полноценно функционировать. На единой таможенной территории устанавливается общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе.
Рассмотрим договорно-правовую базу Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Введены в действие с 1 января 2010 г. документы, устанавливающие общий порядок тарифного и нетарифного регулирования в таможенном союзе, а именно: