Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана: этапы образования и основные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция способствует формированию эффективной модели адаптации к геоэкономическим изменениям, происходящим в глобальной экономике, и позволят координировать участие стран в решении общемировых экономических проблем. Российская Федерация активно участвует в реинтеграционном процессе, что обусловлено, в первую очередь, ее особым геополитическим положением, а также исторической традицией существования крупнейших государств на евразийском пространстве, в том числе в рамках российской государственности. Ядром нового типа интеграционного объединения на постсоветском пространстве стал Таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_rabota_1.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

Введены в действие с 1 июля 2010 г. (для Республики Беларусь – с 6 июля 2010 г.):

  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года;
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года от 11 декабря 2009 года;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.

Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и соответственно ТК ТС6 вступили в силу с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. – для Беларуси.

Таможенный кодекс разработан на основе положений Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), прозрачен и максимально удобен как для участников хозяйственной  деятельности, так и для контролирующих органов. Он является кодексом прямого действия, обязательным к исполнению на территории всех трех государств. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а законодательства в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии таможенного союза. На основе положений Конвенции Киото7 в ТК ТС включена глава о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств – членов таможенного союза. Кроме того, в ТК ТС содержится норма о взаимном признании решений, принятых таможенными органами на таможенной территории таможенного союза.

Важным в кодексе  является то, что под экспортом  признается процедура, в соответствии с которой товары таможенного союза вывозятся с его территории. То есть, перемещение товаров из России в Казахстан экспортом уже являться не будет - это будет взаимная торговля. По истечении переходного периода участник внешнеторговой деятельности будет также вправе осуществлять декларирование товаров в любом таможенном органе таможенного союза, исходя из интересов своей экономической деятельности.

Приведенные выше некоторые  особенности правовых норм ТК ТС свидетельствуют об их ориентации на содействие интеграционным процессам на единой таможенной территории. При этом необходимо подчеркнуть следующее обстоятельство: основным критерием правовой эффективности конкретных норм кодекса будет практика их добросовестного исполнения и применения на таможенной территории Таможенного союза как участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами.

В связи с формированием  нормативной правовой базы таможенного  союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС8 таможенное законодательство таможенного союза представляет собой четырехуровневую систему:

  • ТК ТС;
  • международные соглашения государств–участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Комиссии Таможенного союза;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

В силу п. 3 ст. 1 ТК ТС при  таможенном регулировании применяется  таможенное законодательство таможенного  союза, действующее на день регистрации  таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

При перемещении товаров  через таможенную границу с нарушениями  требований, установленных таможенным законодательством таможенного  союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее  на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не определен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного  регулирования, которые должны применяться  одинаково на всей территории таможенного  союза. Это, прежде всего, определение  и контроль таможенной стоимости, правила определения страны происхождения товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила уплаты косвенных налогов и некоторые другие общие нормы.

Комиссия таможенного  союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: устанавливает порядок декларирования и форму таможенной декларации; порядок применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур); порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; определяет формы документов для таможенных целей. В настоящий момент это более 150 решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии таможенного союза.

Таким образом, нормативную  базу таможенного союза составляют: международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные); решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза). В рамках таможенного союза одним из важнейших документов является Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. На современном этапе продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.

2.  Развитие таможенного союза Беларуси, Казахстана и России на современном этапе

2.1. Показатели социально-экономического развития государств – членов Таможенного союза

 

Цель создания Таможенного  союза, заключающаяся в первую очередь  в стремлении формирования единого  торгового пространства, говорит  о том, что будут созданы условия  для повышения производительности труда, конкурентоспособности экономик государств Таможенного союза, повышения ответственности бизнес-сообщества, и как следствие – рост благосостояния населения.

Данные национальных статистических служб государств –  членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП) свидетельствуют, что в январе-сентябре 2012 года в целом сохранилась положительная динамика основных социально-экономических показателей. В Беларуси объем произведенного ВВП за 9 месяцев 2012 г. в текущих ценах составил 367,2 трлн. белорусских руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 2,5%. В Казахстане объем произведенного ВВП за январь-сентябрь 2012г. по сравнению с январем-сентябрем предыдущего года увеличился на 5,2% и составил, по оценкам, почти 30,0 трлн. тенге. В России объем произведенного ВВП за 9 месяцев 2012 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3,8% и составил 44076,9 млрд. руб. В целом по ТС и ЕЭП прирост произведенного ВВП за январь-сентябрь 2012г. составил 4,0% по сравнению с январем-сентябрем 2011г. Рассматривая квартальную динамику произведенного ВВП, следует отметить, что в целом по ТС и ЕЭП темпы роста данного показателя в 2012 году постепенно снижаются9.

Изменение основных показателей  ТС и ЕЭП в январе-сентябре 2012 года и январе-сентябре 2011 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года представлено на рисунке 1. Наибольший прирост наблюдался в сфере розничной торговли. Этот показатель в целом по трем странам составил 6,5%. Производство продукции сельского хозяйства сократилось на 2,5% в целом по ТС и ЕЭП. Это обусловлено снижением сельскохозяйственного производства в Казахстане и России.

Рис. 1 Основные показатели развития ТС и ЕЭП (январь-сентябрь 2012г., январь-сентябрь 2011г., в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)10

Объем промышленного  производства за январь-сентябрь 2012 года увеличился по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года во всех странах: в Беларуси – на 7,7%, Казахстане –  на 0,5%, России – на 2,9%, а в целом по всем этим странам – на 2,8%. При этом рост общего объема производства в промышленности обусловлен наращиванием объема производства в обрабатывающей промышленности, темпы прироста продукции в которой составили 4,6% в целом по странам ТС и ЕЭП, а по каждой из них соответственно – 8,9%, 0,6% и 4,5%.

Следует отметить различный  вклад обрабатывающей промышленности в общий объем промышленного  производства в странах. Наибольший вес обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного  производства – в Беларуси (91,7%), наименьший – в Казахстане (29,1%). В общем объеме промышленного производства в ТС и ЕЭП на Россию приходится 86,0%, на Казахстан – 8,2%, на Беларусь – 5,8%.

Суммарный объем внешней  торговли товарами государств – членов ТС с третьими странами в январе-августе 2012 года составил 613,2 млрд. долларов США, в том числе экспорт товаров  – 396,1 млрд. долларов, импорт – 217,1 млрд. долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года стоимостной объем внешнеторгового оборота увеличился на 5,7%, экспорта – на 6,2%, импорта – на 4,9%. Профицит внешней торговли составил 179 млрд. долларов (рис. 2).

Рис. 1 Данные об объемах  внешней торговли ТС с третьими странами с января 2011 года по август 2012 года11

Более 80% объема внешней  торговли приходится на Российскую Федерацию (82,4%), в том числе 80% совокупного  экспорта и 86,8% импорта товаров. Доля Республики Казахстан составила 12,1%, 14,5% и 7,8%, Республики Беларусь – 5,5%, 5,5% и 5,4%, соответственно (рис.2)

Рис. 2 Распределение объемов внешней торговли ТС по группам стран в январе-августе 201212

Основным покупателем  экспортируемых государствами –  членами ТС товаров выступает  Европейский союз (57,1% совокупного экспорта). Среди европейских стран наиболее существенны поставки в Нидерланды (16,1%), Италию (7,7%), Германию (6,7%), Польшу (3,8%) и Францию (2,9%). Суммарная стоимость товаров, проданных на китайском рынке, составила 8,7% общего объема экспорта. Остальным странам СНГ  реализовано 8,2% экспортированных товаров, из них Украине – 5,8%. Экспортные поставки в Турцию составили 5,2% общего объема экспорта государств – членов ТС, в Швейцарию – 2,8%, Япония – 2,6%, Соединенные Штаты – 2,4%.

Импортные закупки также  сосредоточены в странах Европейского союза (43,4% совокупного импорта товаров). Наибольшие объемы приходятся на Германию (12,7%), Францию и Италию (по 4,4%). Китай  поставляет в государства – члены  ТС 18,2% приобретаемых по импорту  товаров, страны СНГ в целом – 8,6%, из них Украина – 7,1%. Соединенные Штаты и Япония – 5,3%, Южная Корея – 3,7% .

В товарной структуре  экспорта государств – членов ТС в  третьи страны преобладают минеральные  продукты (62,9% общего объема экспорта государств – членов ТС в третьи страны) и металлы и изделия из них (9,1%). Около 80% этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация.  Наибольшую долю в импорте из этих стран занимают машины, оборудование и транспортные средства (48,3% совокупного импорта), продукция химической промышленности (15,6%), продовольственные товары исельскохозяйственное сырье (12,5%). Около 90% объема закупок этих товаров за пределами ТС осуществляет Российская Федерация.

Рис. 4 Структура экспорта и импорта во внешней торговле (в процентах к итогу) по укрупненным товарным группам в январе-августе 2012 года13

Как видим, развитие внешней торговли государств-членов ТС с третьими странами с начала 2012 года характеризуется постепенным снижением темпов роста ее стоимостных объемов. Доля Российской Федерации в общем объеме экспорта сократилась в январе-августе 2012 года до 80% (81,7% в январе-августе 2011 года), в совокупном импорте – до 86,8% (87,4% в январе-августе 2011 года). При этом следует отметить увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вклада Республики Беларусь в общий объем экспорта государств-членов ТС (с 4,4% до 5,5%) и вклада Республики Казахстан в общий объем импорта (с 5,8% до 7,8%).

Главными плюсами создания Таможенного союза являются обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику стран-участниц Таможенного союза, создание совместных производств и кооперации взаимодополняющих предприятий с учетом имеющегося в государствах Таможенного союза экономического потенциала.

2.2. Перспективы расширения Таможенного союза на постсоветском пространстве

 

С присоединением России к ВТО вступает в силу Соглашение о функционировании Таможенного  союза в рамках многосторонней торговой системы, которое интегрирует принятые Россией обязательства в договорно-правовую базу ТС. Тем самым со всеми государствами-членами ВТО устанавливается режим наибольшего благоприятствования, за исключением некоторых из них, с которыми действуют преференциальные торговые режимы. Подписание Соглашения о зоне свободной торговли14 в рамках СНГ 18 октября 2011 г. завершило унификацию таких преференциальных торговых режимов с Арменией, Молдовой, Украиной, Киргизией и Таджикистаном. В отношении Азербайджана, согласован режим свободной торговли без изъятий по импорту с 1 января 2012 года. Узбекистану предложен режим свободной торговли с изъятием спирта и водки. Завершается оформление режима свободной торговли с Сербией и Черногорией с единым перечнем изъятий.

Информация о работе Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана: этапы образования и основные характеристики