Таможенный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение роли руководителя таможенного органа как управленца и особенности его управленческой деятельности. Для этого будут рассмотрены следующие моменты:
основы управления в системе таможенных органов;
задачи руководителя в сфере управления таможенным органом;
особенности управленческой деятельности руководителя таможенного органа.

Работа содержит 1 файл

курсовая отм.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

          К  психологическим  факторам,  влияющим  на  управленческую  деятельность  руководителя,  можно  отнести:  способность  принимать  решения;  руководствоваться  своими  личными  ценностями;  четко  определять  как   цели  выполняемой  работы,  так и  управленческие  цели; уметь   организовывать  работу  людей;  необходимость  самому  поддерживать  свой  личностный  рост  и   развитие;  решать  проблемы  быстро  и  эффективно  и  др.

          Вопросы  эффективности  управленческой  деятельности  стали  актуальными  в  исследованиях  психологии.  Анализ  деятельности  современных  руководителей  показал,  что   у  руководителя  в  большей  степени  возникающих  проблем   связано  с  людьми.

           Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать психологические особенности, определяющие процессы межличностных  взаимоотношений, групповое поведение.

           При этом можно выделить следующие функции управленческой деятельности руководителя таможенного учреждения (отдела, службы, группы):

— познавательную — изучение человека, группы, коллектива таможенного учреждения, актуальной ситуации управления;

— прогностическую  — определение основных направлений  и динамики развития управляемых (сотрудников, подразделений);

— проектировочную  — определение целей и задач, программирование

и планирование деятельности;

— коммуникативно-информационную — обеспечение формирования, структурирования и сохранения коммуникационных сетей; сбор, преобразование и направление адреса  там необходимой информации;

— мотивационную  — обеспечение рационального  воздействия на совокупность внешних  и внутренних условий деятельности подчиненных, вызывающих их активность и определяющих направленность этой деятельности;

— руководства  — руководитель берет ответственность  за свои решения  (принятые на основе официальных правовых актов или  внутри  группового  соглашения) и результаты деятельности;

— организации  — обеспечение реализации целей  и задач управления;

— обучения — передача знаний, навыков и  умений подчиненным;

— воспитания — обеспечение формирования личности и коллектива в

соответствии  с целями управления;

— контроля — отражение соответствия поведения  и деятельности сотрудников задачам  управления;

— оценки — обеспечение отражения степени  рассогласования между  потребными и достигнутыми параметрами ситуации и поведения участников деятельности;

— коррекции  — внесение необходимых изменений  в цели и программу  управления.

           Проведенные  психологические  исследования  в  таможенных  органах  и  консультирование  руководителей  по  вопросам  управления  коллективом  позволили  сделать  выводы,  что  руководителю  требуются  дополнительные  профессиональные  навыки  психологического  характера.  С  этой  целью   выделяются  следующие  функциональные  задачи  руководителя,  имеющие  отношение  к  процессу  управления.

      I. Управленческие задачи руководителя:

- руководство   коллективом  (отделом,  отделением,  подразделением);

- воспитательно – педагогические  мероприятия;

- работа  с  социально – психологическим  климатом  коллектива.  При         работе  с коллективом руководителю  важно уметь поддерживать  позитивный   психологический климат  в коллективе,  уметь оценивать уровень развития   группы;  соотносить  свой  стиль   руководства и свой  личностные   особенности с особенностями данной  группы,  уметь   распознавать  настроение  группы  и учитывать его в работе;

- осуществление   исполнительских  функций  (  исполнение  распоряжений  и  установок  вышестоящего  руководства);

- осуществление   функций  координатора – координирование   взаимоотношений   по  горизонтали   с  коллегами,  отделами  и  другими   организациями  в   рамках  должностных  обязанностей;

- выполнение  целевой функции – обеспечение стратегической  цели  организации,  учреждения,  предприятия,  его культуры  и философии.  Эти цели  устанавливаются высшим  руководством  и поддерживаются  руководителями  среднего  звена.  Это то,  что является  основой  служебной  деятельности  должностных  лиц  и  объединяет  различные  подразделения  в  единое  целое.

       II. Организационные задачи руководителя:

  1. организация  служебной   деятельности  и  взаимодействия  персонала   в  процессе  выполнения  служебных  обязанностей:  обеспечение  равномерной  и  стабильной  загрузки  подчиненных;  обеспечение соответствия  трудового потенциала работника его  квалификации,  соответствие  психофизиологических  данных  требованиям  занимающей  должности  и  организации;  обеспечение  рациональной   занятости  должностных  лиц;  решение  проблем  лидерства и  руководства.
  2. анализ  служебной  деятельности  должностного  лица.  Перед  руководителем  стоит  задача  определить,  достиг  ли  работник  в  течение  оценочного  периода  целей,  поставленных  перед  ним,   или  каким  образом  он  решил  поставленные  задачи.  Руководитель  наблюдает,  сравнивает,  анализирует  служебное  поведение  подчиненного

      III. Осуществление мероприятий по предупреждению или разрешению     конфликтов.

          Уметь  разрешать  конфликт  и  овладевать  конфликтной  ситуацией  руководителю  также  необходимо,  как  уметь   читать  и  писать.  Когда  речь  идет  о  предупреждении  конфликтов,  то  руководителю,  прежде  всего,  следует  помнить,  что  конфликт – это  естественное  явление  в  процессе  взаимодействия  людей,  что  в  любом  конфликтном  единоборстве  заложен  позитивный  потенциал и, что  он,  при  правильном  подходе,  представляет  собой  движущую  силу,  механизм   изменении,  источник  социальных  перемен.

           Основная  задача  руководителя  заключается  в  том,  чтобы  контролировать   этот  процесс  и  направлять  его  в  нужное  русло.  Нужно  понимать,  что  смысл  управления  состоит  не  в  том,  чтобы  предотвращать   возникновение  конфликтных  ситуаций  и  их  перерастание  в  конфликт,  а  в  том,  чтобы  вовремя  распознать  истинные  причины  конфликта  (уметь  отличить  причину  конфликта  от  повода).  И  затем,  используя  доступные  и  приемлемые  способы,  или  изменить  ситуацию,  или попытаться  предотвратить  возможные  негативные  последствия.

        IV. Владение  коммуникативной культурой.

Коммуникативная  компетенция  является  профессионально  важным  качеством  руководителя.  Коммуникативная  культура  представляет  собой  основной    инструмент   конструктивного  взаимодействия,  дефицит  которого  испытывает  практически  каждый  индивид.

       V.Компетентность  руководителя.

Эффективность  руководителя  зависит  то  его  компетентности.   Компетентность – это  широкое  понятие,  включающее  в  себя  и  практический  опыт,  и  разнообразные  знания,  умения,  навыки,  и  определенные   личностные  качества.  Требования  к  личности  руководителя,  которые  включает  в  себя  компетентность,  можно  разделить  на  три  группы:  функциональные,  ситуационные (деятельностные),  и  личностные.

         Функциональные  требования – включают  в  себя  общие  и  специальные  знания,  умения  прогнозировать,  проектировать,  организовывать, управлять,  развивать,  передавать  опыт,  контролировать и  исполнять.

         Ситуационные  требования – требуют  от  руководителя  способности  к  продуктивной  активности  в  широком   диапазоне  ситуаций;

         Личностные  требования – требования,  предъявляемые  к  личности  руководителя.

         Таким  образом,  содержание  управленческой  деятельности,  цели,  которые  ставит  перед  собой  руководитель,  осуществляя  управленческие  функции.  
 
 

ГЛАВА  2.  ОСОБЕННОСТИ  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РУКОВОДИТЕЛЯ  ТАМОЖЕННОГО  ОРГАНА.

 

2.1.  Основы управленческой деятельности руководителя таможенного органа.

          Деятельность – активное  взаимодействие  человека со  средой, в   котором  он  достигает  сознательно  поставленной  цели,   возникшей в результате появления у  него определенной потребности. Деятельности присущи такие процессы, как мотивирование, целеполагание, планирование, выполнение, контроль осуществления, сверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов.

         Сущность управленческой деятельности руководителя таможенного органа (начальника любого ранга и положения)  выражается в достижении определенной гармонии коллектива и руководителя в процессе их взаимодействия при реализации поставленных задач. Содержательная сторона управленческой деятельности начальника таможенного органа определяется условиями жизни подведомственного таможенного коллектива, иерархическим  уровнем  и  должностным  положением.

                В соответствии  с возложенными  задачами   руководитель  таможенного органа  осуществляет  следующие функции в области таможенного дела:

  1. обеспечивает и координирует информационно-аналитическую работу по выработке государственной политики в области таможенного дела;
  2. разработка совместно с другими структурными подразделениями ФТС России мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами, а также по повышению исполнительской дисциплины;
  3. рассматривает проекты ведомственных целевых программ;
  4. осуществляет анализ деятельности таможенных органов и выполнения ими основных функций;
  5. участвует в подготовке предложений руководству ФТС России о формировании резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в таможенных органах;
  6. рассматривает проекты ведомственных целевых программ;
  7. организовывает отчётность таможенного органа по основным направлениям деятельности таможенного органа (кроме данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации) перед ФТС России, а также перед федеральными органами исполнительной  власти.
  8. организовывает  и  проводит  совещания  с  сотрудниками  таможенного  органа  по  вопросам  проведения  таможенной  политики.

         Практикой таможенной деятельности установлено, что  нельзя  эффективно  управлять людьми, не зная и не учитывая закономерности  и  принципы  управленческой  деятельности.

         Закономерности - это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения между явлениями и процессами управления, они проявляются и реализуются через деятельность людей. На основе закономерностей формируются  принципы  управленческой  деятельности.

         Выделяются следующие закономерности управленческой деятельности начальника  таможенного  органа:

  • целостность движения. Целостность – это совокупность непосредственно  связанных  элементов  управленческой деятельности, имеющих  четкую  структуру,  направленную  на  достижение  поставленной  цели.  Самым  главным  признаком  нецелостности  управленческой  деятельности  является   недостижение  ожидаемого  результата.
  • предметность процесса управления в таможенных органах.  Предметность  процесса  управления  в  таможенных  органах – объективная  закономерность, которая  предполагает  конкретный  подход  к  познанию  и  осуществлению  смены  стадий  и  состояний.
  • направленность на результат.  Ожидаемый  результат  процесса   управления  является  фактором,  обуславливающим  сам  процесс,  его  содержание,  организацию  и  методику.   Достигнутый  результат  служит  показателем  эффективности   осуществляемого  процесса.

Информация о работе Таможенный менеджмент