Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение роли руководителя таможенного органа как управленца и особенности его управленческой деятельности. Для этого будут рассмотрены следующие моменты:
основы управления в системе таможенных органов;
задачи руководителя в сфере управления таможенным органом;
особенности управленческой деятельности руководителя таможенного органа.
К психологическим факторам, влияющим на управленческую деятельность руководителя, можно отнести: способность принимать решения; руководствоваться своими личными ценностями; четко определять как цели выполняемой работы, так и управленческие цели; уметь организовывать работу людей; необходимость самому поддерживать свой личностный рост и развитие; решать проблемы быстро и эффективно и др.
Вопросы эффективности управленческой деятельности стали актуальными в исследованиях психологии. Анализ деятельности современных руководителей показал, что у руководителя в большей степени возникающих проблем связано с людьми.
Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать психологические особенности, определяющие процессы межличностных взаимоотношений, групповое поведение.
При этом можно выделить следующие функции управленческой деятельности руководителя таможенного учреждения (отдела, службы, группы):
— познавательную — изучение человека, группы, коллектива таможенного учреждения, актуальной ситуации управления;
— прогностическую — определение основных направлений и динамики развития управляемых (сотрудников, подразделений);
— проектировочную — определение целей и задач, программирование
и планирование деятельности;
— коммуникативно-информационную — обеспечение формирования, структурирования и сохранения коммуникационных сетей; сбор, преобразование и направление адреса там необходимой информации;
— мотивационную — обеспечение рационального воздействия на совокупность внешних и внутренних условий деятельности подчиненных, вызывающих их активность и определяющих направленность этой деятельности;
— руководства — руководитель берет ответственность за свои решения (принятые на основе официальных правовых актов или внутри группового соглашения) и результаты деятельности;
— организации — обеспечение реализации целей и задач управления;
— обучения — передача знаний, навыков и умений подчиненным;
— воспитания — обеспечение формирования личности и коллектива в
соответствии с целями управления;
— контроля — отражение соответствия поведения и деятельности сотрудников задачам управления;
— оценки
— обеспечение отражения
— коррекции — внесение необходимых изменений в цели и программу управления.
Проведенные психологические исследования в таможенных органах и консультирование руководителей по вопросам управления коллективом позволили сделать выводы, что руководителю требуются дополнительные профессиональные навыки психологического характера. С этой целью выделяются следующие функциональные задачи руководителя, имеющие отношение к процессу управления.
I. Управленческие задачи руководителя:
- руководство коллективом (отделом, отделением, подразделением);
- воспитательно – педагогические мероприятия;
- работа
с социально –
- осуществление исполнительских функций ( исполнение распоряжений и установок вышестоящего руководства);
- осуществление
функций координатора –
- выполнение целевой функции – обеспечение стратегической цели организации, учреждения, предприятия, его культуры и философии. Эти цели устанавливаются высшим руководством и поддерживаются руководителями среднего звена. Это то, что является основой служебной деятельности должностных лиц и объединяет различные подразделения в единое целое.
II. Организационные задачи руководителя:
III. Осуществление мероприятий по предупреждению или разрешению конфликтов.
Уметь разрешать конфликт и овладевать конфликтной ситуацией руководителю также необходимо, как уметь читать и писать. Когда речь идет о предупреждении конфликтов, то руководителю, прежде всего, следует помнить, что конфликт – это естественное явление в процессе взаимодействия людей, что в любом конфликтном единоборстве заложен позитивный потенциал и, что он, при правильном подходе, представляет собой движущую силу, механизм изменении, источник социальных перемен.
Основная задача руководителя заключается в том, чтобы контролировать этот процесс и направлять его в нужное русло. Нужно понимать, что смысл управления состоит не в том, чтобы предотвращать возникновение конфликтных ситуаций и их перерастание в конфликт, а в том, чтобы вовремя распознать истинные причины конфликта (уметь отличить причину конфликта от повода). И затем, используя доступные и приемлемые способы, или изменить ситуацию, или попытаться предотвратить возможные негативные последствия.
IV. Владение коммуникативной культурой.
Коммуникативная компетенция является профессионально важным качеством руководителя. Коммуникативная культура представляет собой основной инструмент конструктивного взаимодействия, дефицит которого испытывает практически каждый индивид.
V.Компетентность руководителя.
Эффективность руководителя зависит то его компетентности. Компетентность – это широкое понятие, включающее в себя и практический опыт, и разнообразные знания, умения, навыки, и определенные личностные качества. Требования к личности руководителя, которые включает в себя компетентность, можно разделить на три группы: функциональные, ситуационные (деятельностные), и личностные.
Функциональные требования – включают в себя общие и специальные знания, умения прогнозировать, проектировать, организовывать, управлять, развивать, передавать опыт, контролировать и исполнять.
Ситуационные требования – требуют от руководителя способности к продуктивной активности в широком диапазоне ситуаций;
Личностные требования – требования, предъявляемые к личности руководителя.
Таким образом, содержание управленческой
деятельности, цели, которые
ставит перед собой руководитель,
осуществляя управленческие функции.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА.
2.1. Основы управленческой деятельности руководителя таможенного органа.
Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности. Деятельности присущи такие процессы, как мотивирование, целеполагание, планирование, выполнение, контроль осуществления, сверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов.
Сущность управленческой деятельности руководителя таможенного органа (начальника любого ранга и положения) выражается в достижении определенной гармонии коллектива и руководителя в процессе их взаимодействия при реализации поставленных задач. Содержательная сторона управленческой деятельности начальника таможенного органа определяется условиями жизни подведомственного таможенного коллектива, иерархическим уровнем и должностным положением.
В соответствии с возложенными задачами руководитель таможенного органа осуществляет следующие функции в области таможенного дела:
Практикой таможенной деятельности установлено, что нельзя эффективно управлять людьми, не зная и не учитывая закономерности и принципы управленческой деятельности.
Закономерности - это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения между явлениями и процессами управления, они проявляются и реализуются через деятельность людей. На основе закономерностей формируются принципы управленческой деятельности.
Выделяются следующие закономерности управленческой деятельности начальника таможенного органа: