Таможенный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение роли руководителя таможенного органа как управленца и особенности его управленческой деятельности. Для этого будут рассмотрены следующие моменты:
основы управления в системе таможенных органов;
задачи руководителя в сфере управления таможенным органом;
особенности управленческой деятельности руководителя таможенного органа.

Работа содержит 1 файл

курсовая отм.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

К  ним  можно  отнести   принципы  управления:

  • единоначалия
  • конкретности
  • разделения  труда
  • скалярный
  • иерархии
  • единства  распорядительства  и   одного  начальника
  • делегирования  полномочий
  • диапазона  управления  и  др.

          Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой — установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное  ему  дело.

           На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов Председатель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом Председателя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами  и сотрудниками.

          Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники  таможен  и  таможенных  постов.

          Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего  нужна  добротная   научная  информация  о системе  управления  и  ее  внешней  среде.

           Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления  таможенным  органом  должно  иметь четкие,  конкретные  обязанности.

           Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган)  должна  иметь четкую иерархическую  структуру.

         Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему  сотрудников.

          Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это — необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному  вышестоящему  руководителю.

           Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения,  а  подчиненный  должен  принимать  на  себя  ответственность за  них.

           Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального  количества  подчиненных.

           Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, для  реализации  которого  требуются  определенные  управленческие  работы (операции).

          В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для  получения  намеченных  результатов.

           Классифицируя функции управления в системе таможенных органов, их можно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной  деятельности  таможенных  органов.

          Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как  характеризуют  процесс управления любым объектом.

           К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной  обстановки,  планирование,  организация,  регулирование,  учет  и  контроль.

          Для того чтобы реализовать ту или иную функцию управления, необходимо выполнить ряд управленческих работ (операций). При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости  объекта  управления.

         Объективные возможности таможенных органов могут быть выявлены на основе анализа и прогнозирования оперативно-служебной обстановки как одной из важнейших функций управления. Расчленяя систему на части, выявляя ее структуру, анализ позволяет не только зафиксировать состояние компонентов системы, но и выявить их взаимоотношения и взаимозависимость.

         Планирование — это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы.                                                                                                                              Под  организацией понимается функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования  планов.

           Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных  форм  и методов их  деятельности.                                    В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе  утвержденных  планов.                                      

            Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются  отклонения  от  параметров,  заданных  при планировании. Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация  регулирования;  проведение  регулирования;  проверка  действенности регулирования.                                         

           Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее  движения,  о достигнутых результатах и переменных  проблемах.                                                                  

           Контроль — это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах  деятельности  подчиненных в тот или иной  момент  времени. 

          К специфическим функциям управления в таможенных органах относятся следующие функции:

  • функция управления таможенной деятельностью (управление таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию).
  • функция управления финансово-экономической деятельностью (управление финансовой деятельностью и управление бухгалтерской деятельностью).
  • функция управления социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением).
  • функция управления административно-хозяйственной деятельностью (управление административной деятельностью.
  • управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством.
  • управление всесторонним материально-техническим обеспечением).

          Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

          Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.

          По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.

          Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.

           Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

            В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

            Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

             К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.

             Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности.

           Экономические методы управления — это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования.

           Таким образом, управление в таможенных органах — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной  деятельности,  на  всех  этапах  и стадиях,  в пространстве  и времени. 

    1. Руководитель  таможенного органа и его задачи.
 

           Руководитель  учреждения,  предприятия,  организации  повседневно  осуществляет   деятельность  по  управлению   подчиненными.  Иными  словами,  он  выполняет  функцию  управления. 

           Являясь  специфически  человеческой  функцией,  управление  в обществе,  где в качестве  субъекта  и объекта выступают человек  либо  разнообразные  социальные  группы  и  организации,  может  быть  определено  как  целенаправленное,  планомерное  и  систематическое  информационное  воздействие  субъекта  управления  на  его объект,  с корректирующим  учетом  изменений,  происходящих  в последнем.        Управление  предполагает  не  подавление,   манипуляцию,  навязывание  объекту  противоречащих  его  природе  требований, а  напротив  -  максимальный  учет  его особенностей,  согласование  каждого воздействия   с логикой его развития,  понимание совокупности  его возможностей.  Успешность  руководства во  многом  определяется  соответствием индивидуальных  черт  руководителя тем ролям и функциям,  которые  он  призван  выполнять  в  организации.   Основными  ролями  руководителя     таможенного  органа  являются  роли  руководителя, администратора,  планировщика.

           Роль  руководителя – официальная  роль  человека,  на  которого  возложены  функции  управления коллективом.  Управлять – это  постоянно  делать  выбор.  Управленческое  пространство  многомерно.   Доверие   вышестоящего  начальника,  ожидание  подчиненными  успеха  в  работе  коллектива,  знание  специфики  таможенного  дела,  опыт  управленческой  деятельности,  система мотивации.  И  надо  обладать  высокой  гибкостью   и  богатым  репертуаром  способов  и средств,  чтобы  найти  наиболее    адекватное  действие  для любой ситуации.  Эти критерии  распространяются  на  все  стороны  личности  руководителя  от  способности  к  стратегическому  мышлению до  отдельных  бытовых  актов  поведения.  Можно говорить  о руководителе  как о человеке  с широким диапазоном  возможностей,  который   укладывается  в триаду: гибкость  сердца,  твердость характера и ясность ума. Индивидуальность  руководителя  должна  в идеале  создавать положительные реакции у большинства людей с   точки зрения  эмоционального,  поведенческого  и когнитивного  (умственного)  восприятия  его  личностей.

Информация о работе Таможенный менеджмент