Таможенный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Органы таможенного контроля.
1.1. Понятие таможенного контроля.
1.2. Правовой статус органов таможенного контроля.
Глава 2. Формы таможенного контроля.
2.1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
2.2. Таможенный досмотр.
2.2.1. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
2.2.2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного досмотра.
2.2.3. Повторный таможенный досмотр.
2.3. Учёт товаров и транспортных средств.
2.4. Устный опрос должностных и физических лиц.
2.5. Проверка системы учёта и отчетности.
2.6. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов.
2.7. Иные формы таможенного контроля.
Глава 3. Документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
3.1. Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций.
3.2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях.
3.3. Сертификат и иные разрешительные документы государственных органов.
Глава 4. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля.
4.1. Уголовная ответственность.
4.2. Административная ответственность.
4.4. Дисциплинарная ответственность.
Заключение
Литература.
Нормативные акты.
Литературные источники.
Учебники.
Монографии.
Публикации.
Следственно-судебная практика.

Работа содержит 1 файл

90.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

        судья Конституционного Суда РФ, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей [Федеральный Конституционный Закон от 21.07.94 г. № 1 "О Конституционном Суде Российской Федерации". // Сборник нормативных актов "Судебная и правоохранительная система". М., 1994 г., с. 47.];

        прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании, при совершении преступления [Федеральный Закон от 17.01.92 г. № 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" // Сборник нормативных актов "Судебная и правоохранительная система". М., 1994 г., с. 207.];

        судьи РФ, за исключением случаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи [Федеральный Закон от 26.06.92 г. № 3132-1."О статусе судей Российской Федерации". // Сборник нормативных актов "Судебная и правоохранительная система". М., 1994 г., с. 46.];

        сотрудники органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей [Федеральный Закон от 03.04.95 г. № 40 "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". // Собрание законодательства РФ. 1995 г., № 15, Ст. 1269.];

        сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей;

        лицо, обладающее иммунитетом на территории РФ в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 года;

        а также иные лица, освобождённые от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами.

Личный досмотр может быть проведён при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу РФ, либо находящееся в транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения или в зоне таможенного контроля, скрывает при себе и не выдаёт товары, являющиеся объектами нарушения законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ. Такими основаниями считаются соответствующие сведения, содержащиеся в заявлениях, и сообщениях российских и иностранных лиц, в материалах, поступивших от других таможенных органов РФ, а также непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает и не выдаёт товары.

Решение о проведении личного досмотра определённого физического лица принимается начальником таможенного органа или лицами, его замещающими, и оно оформляется письменно, путём наложения резолюции на таможенную декларацию, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным актом. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Личный досмотр проводится при участии понятых, а при необходимости специалистов, в том числе переводчика и медицинского работника. Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нём и не имеющих к нему отношения запрещается. Лица, участвующие в личном досмотре, должны быть совершеннолетними, и, за исключением медицинского работника, одного пола с досматриваемым лицом. Обследование тела досматриваемого лица осуществляется только медицинским работником. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение непоправимого вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Вред, причинённый имуществу досматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц, таможенных органов, проводивших личный досмотр, возмещается в соответствии с законодательством РФ.

Личный досмотр проводится в три этапа. Первый этап – подготовительный, он начинается с момента объявления физическому лицу решения таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра. Лицу разъясняются его права и обязанности в присутствии понятых, а также предлагается добровольно выдать товары, скрытые от таможенного контроля. Во втором этапе должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале непосредственного личного досмотра, происходит досмотр вещей, одежды и тела физического лица, их исследование при необходимости.

Специалист (кроме медицинского работника) и переводчик не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, во время обследования тела досматриваемого лица, а также в то время, когда лицо находится в нательном белье, либо без одежды. Производство фото-, киносъёмки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускаются. На третьем, завершающем этапе личного досмотра, происходит документальное оформление личного досмотра. Составляется протокол личного досмотра (см. приложение № 2). Протокол подписывают: должностное лицо, проводившее личный досмотр, понятые, иные лица, привлекавшиеся к проведению личного досмотра, физическое лицо, в отношении которого проводится личный досмотр.

По результатам личного досмотра может быть возбуждено уголовное дело или заведено дело о нарушении таможенных правил. В том случае подлинник протокола личного досмотра приобщают к материалам дела, либо уголовного, либо о нарушениях таможенных правил, а копия остаётся в таможенном органе.

2.2.3. Повторный таможенный досмотр.

Таможенный контроль осуществляется не только в процессе таможенного оформления, но и после выпуска товаров и транспортных средств. В соответствии со статьёй 193 Таможенного кодекса РФ таможенный контроль может проводиться вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Они вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся у внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами и транспортными средствами. На практике проводится как плановый, так и внеплановый таможенный контроль. В плановом порядке осуществляется валютный контроль за поступлением валютной выручки, за условно выпущенными товарами и другое. При внеплановом контроле таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы, имеющие отношение к данным товарам. Так, повторный таможенный досмотр может проводиться в любое время, в целях выявления фактов недостоверного декларирования товаров, прошедших таможенное оформление, уклонений от уплаты таможенных платежей или совершение иных таможенных правонарушений.

Основанием для принятия решения о проведении повторного таможенного досмотра после выпуска товаров и транспортных средств могут быть любые сведения о наличии нарушения законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.

Повторный досмотр вне мест таможенного оформления или вне мест нахождения таможенного органа проводится таможенными нарядами. При его проведении должностные лица таможенных органов имеют право проверять наличие товаров и транспортных средств, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации и других документах, необходимых для таможенного контроля, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами и транспортными средствами после их выпуска, а также осуществлять другие действия, предусмотренные таможенным кодексом РФ.

2.3. Учёт товаров и транспортных средств.

Формой таможенного контроля является также учёт товаров и транспортных средств. Так, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, как при ввозе, так и при вывозе, помещаются на склад временного хранения (СВХ) или в таможенный склад (ТС). Товары и транспортные средства подлежат обязательному учёту. Формами учёта являются книги учёта и таможенный документ учёта. Владелец СВХ и ТС обязан вести "Книгу учёта товаров и транспортных средств" в соответствии с Положением о временном хранении [Приказ ГТК № 381 от 07.10.93 г., Российские вести, 19 ноября 1993 года.] и Положением о таможенном складе [Приказ ГТК № 314 от 10.08.93 г. Российские вести, № 169, 1994 года.]. Книга ведётся по календарным годам. Книга должна быть предварительно прошита, пронумерована, сброшюрована и скреплена подписью начальника таможни, либо лица, его замещающего и печатью таможни. Таможенный документ учёта товаров и транспортных средств ведётся таможней. В качестве такого документа используется краткая декларация. Грузовая таможенная декларация, документы, составленные с использованием бланка ГТД, транспортные товаросопроводительные документы, вручаемые таможне при предоставлении товаров и транспортных средств. На таможенном документе учёта проставляется два оттиска штампа, в котором указана надпись "Товар принял – Товар выдал".

При принятии на хранение или выдаче со склада товаров и транспортных средств оформляется "Краткая декларация" с отметкой "товар принял – товар выдал", и заверяется личной номерной печатью инспектора таможни. При учёте товаров, фактическое помещение которых на СВК не происходит, в графе "Примечания" "Книги учёта товаров и транспортных средств" делается отметка "Учёт без помещения на СВК". Аналогичная отметка делается на товаросопроводительных документах.

Владелец СВК или ТС обязан вести единый учёт товаров и транспортных средств и единый учёт регистрационных номеров, справок в хронологическом порядке.

2.4. Устный опрос должностных и физических лиц.

Одной из форм таможенного контроля является устный опрос физических и должностных лиц. Так, таможенным кодексом установлено, что товары и транспортные средства подлежат декларированию. Допускается письменная и устная форма декларирования. Устное декларирование, как правило, возможно, при таможенном оформлении ручной клади и багажа пассажиров. Если в ручной клади или багаже пассажиров есть товары, в отношении ввоза или вывоза которых установлены ограничения, то в этом случае необходима письменная форма декларирования. Также на основании международного договора Совета глав правительств Российской Федерации, республик Белоруссия, Казахстан, Киргизия, принимается форма и порядок декларирования товаров [Сборник нормативных документов. "Таможенное право". Выпуск 6. М., БЕК, 1998 г., с. 400.], не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами, постоянно проживающими в этих республиках в письменной форме не производится, за исключением товаров, запрещённых к ввозу и вывозу в соответствии с законодательством РФ.

2.5. Проверка системы учёта и отчетности.

В качестве формы таможенного контроля применяется также проверка системы учёта и отчётности.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, находящиеся на складе временного хранения, а также заявленные в режиме таможенного склада и находящихся там, подлежат строгому учёту и отчётности со стороны таможенных органов.

На основании Таможенного кодекса РФ, владельцы складов обязаны вести учёт и представлять таможенному органу РФ отчётность о хранящихся товарах и транспортных средствах.

Мы уже рассмотрели ранее вопрос о ведении учёта и отчётности, там таможенными органами ведётся специальный журнал, на основании записей, сделанных и отмеченных в журнале, таможенные органы проводят учёт и отчётность. В положении о временном хранении [Приказ ГТК № 388 от 7.10.93 г. // Российские вести. 19 ноября 1993 года.] сказано, что владелец склада временного хранения обязан предоставить отчёт о хранящихся или находящихся на хранении товаров и транспортных средств ежеквартально до 10 числа месяца следующего за отчётным. По письменному требованию уполномоченного должностного лица таможни владелец СВК обязан предоставить отчёт в течении 7 дней со дня предъявления требования. В Положении о таможенном складе [Приказ ГТК № 314 от 10.08.93 г. // Российские вести. № 169 1994 года.] сказано, что владелец склада обязан не реже одного раза в три месяца предоставить отчёт о хранящихся на его складе товарах и транспортных средствах.

В таможенном кодексе РФ указано, что таможенные органы РФ вправе проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

2.6. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов.

Следующей формой таможенного контроля является осмотр территорий и помещений складов, свободных таможенных зон, транспортных средств и других мест, где находится или могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Основанием для проведения таможенного контроля является Таможенный кодекс РФ, а также приказы и указания ГТК РФ.

Под таможенным осмотром понимается действие таможенного органа, заключающееся в проверке помещений и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, исследование внешнего вида транспортного средства или грузовых помещений, тары, либо упаковка груза на предмет установления законности их перемещения через границу и выполнение таможенных формальностей. В местах таможенного оформления таможенные органы производят осмотр транспортных средств как непосредственно перед выгрузкой товаров и проведением досмотра, так и после выгрузки.

Целью осмотра является контроль за надлежащим оборудованием транспортного средства, выявление внешних признаков наличия скрытых тайников, определения способа осуществления досмотра, сохранность средств идентификации и т. п. Осмотр предполагает проверку, обозрение внешнего вида грузов, предметов, транспортных средств без вскрытия упаковки, тары, без нарушения целостности товаров.

2.7. Иные формы таможенного контроля.

К иным формам таможенного контроля относятся контролируемая поставка, организация и проведение которой регламентируется Таможенным кодексом РФ, статьями 227, 228, 229, Законом об оперативно-розыскной деятельности в РФ [Собрание Законодательства РФ, 1995 г., № 33, Ст. 3349.].

Контролируемая поставка – это система согласованных между собой оперативно-розыскных мероприятий и иных действий таможенных и других компетентных органов одной или нескольких стран для пресечения незаконного международного оборота предметов, ввоз, вывоз и транзит которых запрещён международным, либо национальным правом стран – участников операции и выявление лиц, имеющих отношение к такому обороту.

Решение о проведении операции "контролируемая поставка" в соответствии со статьями 227, 228 Таможенного кодекса РФ принимается ГТК РФ с последующим уведомлением прокурора.

Контролируемые поставки подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние – это обнаружение контрабанды или получение соответствующей информации правоохранительными органами страны назначения, после чего принимается решение о координации совместной деятельности. Примером может служить дело, расследованное Нижегородской таможней, которое приводится в одном из информационных документов ПТУ ТФ 01.05.96 г. В процессе таможенного досмотра МПО № 63333 вал. № 1327, следующего из города Актюбинск, республики Казахстан в адрес города Арзамас, Нижегородской области, сотрудники таможенного поста "Постовой" обнаружили вещество растительного происхождения, общим весом 600 грамм. Экспресс-анализ показал, что данное вещество является наркотиком – марихуаной. Было принято решение о проведении операции по методу контролируемой поставки, без замены наркотиков. В соответствии со статьёй 227 ТК РФ ГТК, разрешено проведение вышеуказанной операции совместно с ФСБ. В процессе проведения операции были определены её участники, а также осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия по месту жительства получателя. Совместная внутренняя контролируемая поставка прошла успешно, лица, кому предназначена посылка, задержаны.

Информация о работе Таможенный контроль