Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, курсовая работа
Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Введение
Глава 1. Органы таможенного контроля.
1.1. Понятие таможенного контроля.
1.2. Правовой статус органов таможенного контроля.
Глава 2. Формы таможенного контроля.
2.1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
2.2. Таможенный досмотр.
2.2.1. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
2.2.2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного досмотра.
2.2.3. Повторный таможенный досмотр.
2.3. Учёт товаров и транспортных средств.
2.4. Устный опрос должностных и физических лиц.
2.5. Проверка системы учёта и отчетности.
2.6. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов.
2.7. Иные формы таможенного контроля.
Глава 3. Документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
3.1. Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций.
3.2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях.
3.3. Сертификат и иные разрешительные документы государственных органов.
Глава 4. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля.
4.1. Уголовная ответственность.
4.2. Административная ответственность.
4.4. Дисциплинарная ответственность.
Заключение
Литература.
Нормативные акты.
Литературные источники.
Учебники.
Монографии.
Публикации.
Следственно-судебная практика.
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Введение
Глава 1. Органы таможенного контроля.
1.1. Понятие таможенного контроля.
1.2. Правовой статус органов таможенного контроля.
Глава 2. Формы таможенного контроля.
2.1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
2.2. Таможенный досмотр.
2.2.1. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
2.2.2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного досмотра.
2.2.3. Повторный таможенный досмотр.
2.3. Учёт товаров и транспортных средств.
2.4. Устный опрос должностных и физических лиц.
2.5. Проверка системы учёта и отчетности.
2.6. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов.
2.7. Иные формы таможенного контроля.
Глава 3. Документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
3.1. Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций.
3.2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях.
3.3. Сертификат и иные разрешительные документы государственных органов.
Глава 4. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля.
4.1. Уголовная ответственность.
4.2. Административная ответственность.
4.4. Дисциплинарная ответственность.
Заключение
Литература.
Нормативные акты.
Литературные источники.
Учебники.
Монографии.
Публикации.
Следственно-судебная практика.
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Введение
Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.
С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.
Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней.
Конституцией Российской Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.
Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Федеральных законах, основным из которых является Таможенный Кодекс Российской Федерации [Ведомости Верховного Совета РФ, 1993 г., № 23, Ст. 821.] и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" [Ведомости Верховного Совета РФ, 1993 г., № 31, Ст. 1224.].
Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.
Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.
Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.
В связи с этим возникла актуальная проблема организации таможенного контроля на местах. Раньше таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни [Д. Н. Овсянко "Государственная служба". М., 1993 г., с. 350.
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1992 г., № 4, Ст. 176.
3 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993 г., № 22, Ст. 2030.].
В 1992 году был издан Указ Президента РФ "О неотложных мерах по организации таможенного контроля", в котором сказано, что в целях защиты экономических интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, необходимо установить зоны таможенного контроля, осуществить перемещение товаров и иных предметов через установленную границу.
В дальнейшем, при реализации этого Указа выходит Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 24 мая 1993 г., № 486. В нём говорится, что государственному таможенному комитету Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краёв, областей и автономных образований, определить границу и зону таможенного контроля, а также расположение таможенных пунктов пропуска. Установить, что таможенное оформление товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, производится таможенниками, в зоне деятельности которых находится отправитель или получатель этих товаров и иных предметов.
В Постановлении также сказано, что Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству культуры и туризма Российской Федерации, в пределах их компетенции, необходимо организовать в таможенных пунктах пропуска санитарный, ветеринарный, фитосанитарный контроль, а также контроль за вывозом предметов искусства и иных культурных ценностей, кроме того, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству связи Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, совместно с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, следовало принять меры по обустройству таможенных пунктов пропуска и создать условия для осуществления таможенного контроля в населённых пунктах, имеющих прямое водное, воздушное и иные виды сообщения с государствами СНГ.
Все это привело к увеличению штатной численности работников таможенных органов. С 1992 по 1993 год численность работников увеличивалась ежегодно на 7.5 тысяч человек, с 1994 по 1995 год – на 4 тысячи человек.
На основании последних данных, к октябрю 1998 года таможенные органы – это 18 региональных управлений, 163 таможни, 523 таможенных поста, 8 таможенных лабораторий, 3 представительства в странах СНГ и более 56 тысяч человек [Граница на замке. //Народная газета. – 1998 г., № 235-236, с. 5.].
Глава 1. Органы таможенного контроля.
Таможенные органы Российской Федерации определяются как органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело.
Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферы общественной науки и органически взаимодействующие с другими частями государственного механизма, образующими единое целое [Хропанюк В. Н. "Теория государства и права", М., 1997 г., с. 380.].
1.1. Понятие таможенного контроля.
Таможенный контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим.
К мерам нетарифного регулирования относят ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленные, исходя из экономической политики Российской Федерации, защиту экономической основы суверенитета Российской Федерации, выполнение международных обязательств Российской Федерации, защиту внутреннего потребительского рынка. В качестве ответной меры на дискриминационные и другие ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которые могут выражаться в лицензировании, квотировании, установление минимальных и максимальных цен, сертификации, разрешительной системе и другое.
При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы РФ, а при вывозе – с момента принятия таможенной декларации.
Таможенный контроль при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможен-
ной территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.
1.2. Правовой статус органов таможенного контроля.
В соответствии с Утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 структурой федеральных органов исполнительной власти таможенные органы относятся к органам исполнительной власти [Собрание законодательств РФ. 1996 г., № 34, Ст. 4082.].
Таможенные органы, будучи самостоятельной составной частью системы исполнительной власти в Российской Федерации, исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело. Как и все другие органы исполнительной власти в Российской Федерации, таможенные органы действуют под общим руководством Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Путём установленных законодательством форм и методов они выполняют свои функции и реализуют полномочия в области перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, применяют средства таможенного регулирования, взимают таможенные платежи, пошлины, налоги, осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление. Они осуществляют деятельность, которая по своему юридическому содержанию является распорядительной. В пределах своей компетенции они издают нормативные и другие юридические акты по таможенному делу.
Таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами. Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации утверждён в составе федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года "Структура федеральных органов исполнительной власти" [Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 34, Ст. 4082.]. Положения о ГТК России должно утверждаться Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьёй 8 Таможенного кодекса РФ. Ныне действующее Положение о ГТК утверждено постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1991 г. № 65 [Таможенный вестник. 1992.№ 1, с. 1]. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется ГТК России.
Таможенные органы представляют собой единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ), региональные таможенные управления Российской Федерации, таможни Российской Федерации, таможенные посты Российской Федерации. В сфере таможенного контроля в ГТК РФ создано управление по таможенному контролю, которое планирует работу таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и организует в этих целях взаимодействие с пограничными войсками, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами. В управлении разрабатываются рекомендации относительно зон таможенного контроля, жалобы на действия должностных лиц таможенного органа. В составе управления три отдела: отдел по созданию и развитию таможенной инфраструктуры, отдел по организации контроля в неторговом обороте, отдел по организации контроля в торговом обороте.
Также в управлении создан отдел валютного контроля, который руководит деятельностью подчинённых ему отделов, групп валютного контроля в таможенных органах, созданных на местах. В отделе валютного контроля осуществляется контроль за содержанием валютных пунктов, проверка контрактных и платёжных документов, собирается информация о нарушениях валютного законодательства [Зобов В. Е. "Таможенные органы". //Право и экономика. 1997 г., № 17, с. 20].
Региональное таможенное управление по вопросам таможенного контроля организует и контролирует производство нижестоящими органами таможенного контроля. Оно проверяет правильное и единообразное применение правил таможенного контроля [Зобов В. Е. "Таможенные органы". //Право и экономика. 1997 г., № 18, с. 24].
Таможни по вопросам таможенного контроля обеспечивают правильное применение таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных
средств через таможенную границу Российской Федерации, организуют, координируют и контролируют проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов, проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля, учёта товаров и транспортных средств [Зобов В. Е. "Таможенные органы". //Право и экономика. 1997 г., № 19, с. 18].
Таможенные посты, входящие в единую систему, осуществляют свою деятельность непосредственно под руководством таможни или под руководством регионального таможенного управления, в случае непосредственного подчинения управлению по вопросам таможенного контроля. Таможенные посты осуществляют контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела [Зобов В. Е. "Таможенные органы". //Право и экономика. 1997 г., № 20, с. 14].
Таможенный контроль осуществляется отделами таможенного контроля и таможенными постами в местах их расположения и иных местах, определяемых законодательством о таможенном деле. Так, Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено создание зон таможенного контроля, под которым понимается территория вдоль таможенной границы, в местах таможенного оформления, в местах нахождения таможенного органа и иных специально определённых местах, например, таможенные склады, склады временного хранения.
Кодексом также определены таможенные режимы, которые находятся в зоне таможенного контроля, в соответствии с которыми осуществление производственной и коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств через границу таких зон и в их пределах допускаются только с разрешения таможенных органов и под их контролем.
Можно сделать вывод, что только таможенные органы, как органы государственной исполнительной власти, имеют право осуществлять таможенный контроль в Российской федерации на основе действующего законодательства в сфере таможенного дела.