Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, курсовая работа
Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Введение
Глава 1. Органы таможенного контроля.
1.1. Понятие таможенного контроля.
1.2. Правовой статус органов таможенного контроля.
Глава 2. Формы таможенного контроля.
2.1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
2.2. Таможенный досмотр.
2.2.1. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
2.2.2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного досмотра.
2.2.3. Повторный таможенный досмотр.
2.3. Учёт товаров и транспортных средств.
2.4. Устный опрос должностных и физических лиц.
2.5. Проверка системы учёта и отчетности.
2.6. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов.
2.7. Иные формы таможенного контроля.
Глава 3. Документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
3.1. Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций.
3.2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях.
3.3. Сертификат и иные разрешительные документы государственных органов.
Глава 4. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля.
4.1. Уголовная ответственность.
4.2. Административная ответственность.
4.4. Дисциплинарная ответственность.
Заключение
Литература.
Нормативные акты.
Литературные источники.
Учебники.
Монографии.
Публикации.
Следственно-судебная практика.
Глава 2. Формы таможенного контроля.
Таможенный контроль проводится в определённых формах, указанных в таможенном кодексе РФ.
Используются такие формы, как:
1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
2. Таможенный досмотр, досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный досмотр.
3. Учёт товаров и транспортных средств.
4. Устный опрос физических лиц и должностных лиц.
5. Проверка системы учёта и отчётности.
6. Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
7. Иные формы, предусмотренные Таможенным кодексом и другими актами законодательства РФ по таможенному делу, либо не противоречащими законодательным актам РФ.
Рассмотрим более подробно каждую форму таможенного контроля.
2.1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
Таможенный контроль осуществляется путём проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
Цели при таможенном контроле определяются по тем документам и сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль.
Указанные документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства. Такими сведениями могут являться: наименование российского получателя товаров, наименование перевозчика, краткие сведения о транспортном средстве, такие как: вид, название, номер и другое. К сведениям также относят обобщённое комплектование товаров и его качество.
Рассмотренные сведения необходимо предъявлять в случае, если лицо перемещает свой товар для ведения внешнеэкономической деятельности в тех
режимах, которые предусмотрены Таможенным кодексом.
В случае, если лицо, перемещающееся через таможенную границу РФ, не имеет товар или багаж, или имеет его, но он предназначен для личного пользования, то в этом случае осуществляется льготный порядок пересечения таможенной границы. Лицо заполняет таможенную декларацию формы Т-6, где указывает, с какой целью он выезжает за границу Российской Федерации, количество мест багажа, если он есть, валюту и валютные ценности. Количество товаров и их вес не должны превышать ограничений.
В некоторых случаях, в целях выполнения законодательства Российской Федерации, на некоторые товары требуются разрешительные документы: от Управления Министерства культуры Российской Федерации, от Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации, от Госатомнадзора, от Минздрава Российской Федерации, от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, от Министерства внутренних дел, от Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, от Банка России и других государственных органов.
Поданные документы должны быть подлинными, иметь достоверные сведения и правильно документально оформлены. Должностные лица таможенного органа, принявшие документы, внимательно проверяют их на основании таможенного законодательства и иных нормативных актов, а также с использованием специальных технических средств. Их использование регламентировано приказом ГТК РФ № 397 от 26.06.96 г. [Таможенный вестник 1996 года, № 13, с. 2], а также указанием Поволжского таможенного управления № 02-10/3 742 от 05.08.96 г [Сборник нормативных документов Поволжского таможенного управления (Для служебного пользования). Нижний Новгород, 1997 г., с. 72.].
Для проверки подлинности таможенных документов применяются такие технические средства таможенного контроля, как наблюдательная лупа, микроскоп, ультрафиолетовый фонарь (он используется для идентификации подлинности надписей, меток, знаков, оттисков печатей и штампов, банковских билетов и других документов). Также используется прибор "Версия-М" для идентификации водяных знаков, обнаружения следов химического вытравливания и механического воздействия на документы. Он позволяет исследовать документы в ультрафиолетовых, "косых" лучах на просвет. Для экспертной проверки банкнот и ценных бумаг используется прибор "Эксперт". Прибор "ДВС-02" используется для линованного определения подлинности, подсчёта количества и общей суммы долларов США. Для проверки достоверности сведений и правильного документального оформления ГТК, региональные таможенные управления издают приказы, указания, разъяснения по оформлению и проверке разрешительных документов. Присылают копии этих документов, копии печатей организаций, управлений, которые ставятся на документах, а также подписи должностных лиц, имеющих право подписывать эти документы. Высылают списки государственных органов, имеющих право выдавать разрешительные документы, или списки иных учреждений или организаций.
На основании международных соглашений с участием Российской Федерации, некоторые учреждения и организации стран дальнего и ближнего зарубежья также имеют право выдавать разрешительные документы.
Достоверность сведений также может проверяться путём запроса в любой другой правоохранительный орган Российской Федерации, налоговый или иной контролирующий орган Российской Федерации.
2.2. Таможенный досмотр.
Наиболее важной и часто используемой формой контроля является таможенный досмотр. Таможенный досмотр проводится на основании Таможенного кодекса РФ, приказов ГТК РФ № 203 от 04.04.96 г. [Таможенный вестник, 1996 г., № 11, с. 3.], № 21 от 18.01.94 г., приказа ПТУ № 150 от 27.06.96 г. [Сборник нормативных документов Поволжского таможенного управления. (Для служебного пользования), Нижний Новгород, 1997, с. 83.]. Таможенный досмотр делится на обязательный, который устанавливается нормативными актами ГТК и на досмотр, производимый по усмотрению начальников таможни и начальников таможенных постов.
2.2.1. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
В обязательном порядке таможенный досмотр производится в отношении товаров, подлежащих обложению акцизным налогом: заявленных в товаросопроводительных документах как различного вида безалкогольные напитки, продукты питания, табак, стекло, обувь и другие товары, близкие по наименованию к акцизным товарам, в отношении лиц, ранее допустившими нарушения процедуры внутреннего таможенного транзита, а также товаров, перевозимых транспортом, принадлежащим физическим лицам.
В других случаях, досмотр производится по усмотрению начальников таможенных постов, на основании сведений, указываемых в товаросопроводительных и транспортных документах, а также в период основного таможенного оформления.
Таможенный досмотр – это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств, в целях установления законности их перемещения через таможенную границу, соответствие проверяемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации, соответствие товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками, выявление скрытых от таможенного контроля, либо перемещаемых без разрешительных документов предметов, а также предметов, являющихся контрабандой, определения наименования и кода по ТНВЭД товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определение стоимости, количества и качества.
Досмотр производится путём вскрытия тары и установки товаров, установления их наименования, подсчёта количества, а при необходимости и качества товара, путём проверки всех мест, полостей и конструктивных особенностей в транспортных средствах и предметах, с целью обнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть спрятаны предметы контрабанды. Для этого применяются прощупывание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т. п. Главный принцип, используемый при производстве досмотра – его выборочность.
При выполнении таможенного досмотра таможенные органы применяют следующие методы его осуществления: идентификационный досмотр (внешняя идентификация товара), досмотр с пересчётом количества грузовых мест без их вскрытия, со вскрытием всех грузовых мест, досмотр с пересчётом количества предметов в грузовых местах, досмотр с замерами и определением характеристик товаров без взятия проб и образцов на экспертизу (со взятием), направленный досмотр (по выявлению тайников сокрытий контрабанды), повторный таможенный досмотр (до выпуска товаров и после его выпуска).
Особенно детально необходимо рассмотреть метод идентификационного досмотра. Идентификационный досмотр проводится в отношении всех партий, ввозимых из дальнего зарубежья товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения. Товары из стран СНГ досматриваются выборочно, по решению начальника таможни. Не подлежат этому виду контроля товары, перемещаемые физическими лицами в упрощённом, льготном порядке.
Идентификационный таможенный досмотр проводится после подачи грузовой таможенной декларации в упрощённом порядке с целью установления фактического соответствия товаров их описанию и количеству, заявленному декларантом товаров в основных и дополнительных листах грузовой таможенной декларации, определения страны происхождения товаров. При проведении идентификационного таможенного досмотра решение о выпуске товаров может приниматься только уполномоченными сотрудниками отделов таможенного оформления и контроля, отвечающими за документальное оформление, не участвующими в таможенном досмотре, и только при наличии акта таможенного досмотра
Идентификационный таможенный досмотр проводится на основании письменных поручений (см. приложение № 1). Письменные поручения регистрируются в журнале учёта актов таможенного досмотра. Должностное лицо таможенного органа, получив поручение на проведение идентификационного досмотра, осуществляет фактический досмотр товаров и транспортных средств.
Результаты досмотра, отражаемые в акте таможенного досмотра, в обязательном порядке должны содержать:
практическое описание товаров (наименование, из какого материала изготовлены, что из себя представляют, цвет, запах и прочее);
описание маркировки, нанесённой на товар и его упаковку, определяющей страну происхождения этих товаров;
количественные характеристики товаров (вес, количество мест, количество товаров в дополнительных единицах измерения и так далее).
В случае невозможности указания точных сведений, эти сведения указываются ориентировочно.
Все виды таможенного досмотра и результаты их проведения фиксируются на бланке "Акт таможенного досмотра". (см. приложение № 1)
В случае обнаружения, в акте досмотра отдельно отмечаются: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества, вооружение, огнестрельное оружие, взрывчатые устройства, патроны к оружию и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового уничтожения, материалы и оборудование, которые заведомо могут быть использованы при его создании, а также предметы художественного, исторического и археологического достояния.
Акт таможенного досмотра составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются представителями всех заинтересованных организаций, присутствующих при досмотре. Один экземпляр акта передаётся декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении досмотренных товаров. Второй остаётся в таможенном органе.
При необходимости проведения экспертизы, в процессе досмотра, могут отбираться пробы и образцы товаров. Взятие проб и образцов производится в установленном порядке.
При проведении таможенного досмотра могут применяться технические средства таможенного контроля (ТСТК), безопасные для жизни и здоровья людей, и не причиняющие вреда товарам и транспортным средствам. Применение видов ТСТК определяется для решения при таможенном досмотре следующих задач:
проверка подлинности средств таможенной идентификации и их наложении;
поиск и обнаружение потенциальных предметов контрабанды;
идентификация материалов изделий и веществ;
выполнение технологических операций при ручном таможенном досмотре.
Необходимо отметить, что Таможенным кодексом РФ, Федеральными законами и иными нормативными документами предусмотрено освобождение от таможенного досмотра. Так, статья 188 Таможенного кодекса указывает, что от таможенного досмотра освобождается личный багаж Президента Российской Федерации, а также личный багаж, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации РФ и членов Правительства РФ, если указанные лица пересекают границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей, а также военные корабли, боевые и военно-транспортные судна и военная техника, следующая своих ходом.
Следующим примером может служить Федеральный закон РФ "О федеральной фельдъегерской связи" от 16.11.94 г. [Собрание законодательства РФ, 1995 г., № 34, Ст. 3547.], согласно которому не подлежат таможенному досмотру перевозимые фельдъегерями фельдъегерской связи отправления особой важности, совершенно секретные, секретные и иные служебные отправления.
2.2.2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного досмотра.
Исключительной формой таможенного досмотра является личный досмотр. Его применение регламентировано статьёй 189 Таможенного кодекса РФ, а также инструкцией, утверждённой Приказом ГТК РФ от 22.09.97 г. № 569 [Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998 г., № 3].
Инструкция определяет основание для проведения личного досмотра лиц, следующих через таможенную границу РФ, либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне транспорта, открытого для международного сообщения, и его порядок, а также форму протокола о его проведении. Как было уже сказано, личный досмотр является исключительной формой досмотра. Он может быть произведён по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего. Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства. Не могут быть подвергнуты досмотру:
Президент РФ [Конституция Российской Федерации, ч. 1, статья 91.];
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ [Федеральный Закон от 08.05.94 г. "О статусе членов Совета Федерации и статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". // Собрание законодательства РФ. 1994 г., № 2, Ст. 74.];