Таможенные пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты таможенно-тарифного регулирования - ввозные и вывозные таможенные пошлины - занимают, без преувеличения, доминирующие позиции.

Работа содержит 1 файл

Таможенные пошлины.docx

— 55.31 Кб (Скачать)

Для установления таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов:

1) по стоимости сделки  с ввозимыми товарами;

2) по стоимости сделки  с идентичными товарами;

3) по стоимости сделки  с однородными товарами;

4) вычитания стоимости;

5) сложения стоимости;

6) резервный метод.

Указанная последовательность применения методов не может быть изменена, за исключением методов 4 и 5, последовательность использования которых выбирает сам декларант.

Основным методом определения  таможенной стоимости для сделок купли-продажи (то есть сделок на стоимостной  основе) является оценка по стоимости  сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому начинать оценку следует  всегда с проверки применимости этого метода.

Если основной метод в  силу ряда причин не может быть использован, применяется один из пяти оставшихся методов. Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Методы 2 и 3 основаны на использовании  в качестве исходной базы стоимости  сделки с идентичными и однородными  товарами. При этом в равной мере может применяться как информация, имеющаяся у таможенных органов, так и документально подтвержденная информация, представляемая декларантом. Основным критерием при выборе информации в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости становится степень близости к условиям оцениваемой сделки.

Методы вычитания и  сложения (методы 4 и 5) предусматривают  принципиально иную базу расчета  таможенной стоимости. Метод 4 базируется на стоимости, по которой товары продаются  в неизменном виде (либо в переработанном виде, если возможно определить влияние этой переработки на стоимость товара). Метод 5 основан на данных о затратах на производство товара. Методы 4 и 5 могут применяться в любой последовательности.

Метод 6 является резервным  и применяется в тех случаях, когда для определения таможенной стоимости не удастся использовать ни один из предыдущих методов.

Как уже отмечалось ранее, таможенная пошлина (ввозная и вывозная) является основным инструментом анализируемого нами таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Как следует из самого названия метода, механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности с применением таможенной пошлины опирается на использование таможенных тарифов.

Под таможенным тарифом понимается свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с принятой в данной стране таможенной классификацией товаров (товарной номенклатурой).

Под тарифом вообще понимается устанавливаемая органами государственной  власти система ставок, определяющая размер платы за какие-либо услуги - транспортные, страховые и т.д. Слово "тариф" происходит от названия небольшого города Тарифа в испанской провинции Кадикс в Андалузии на южной оконечности Европейского материка, у самого узкого места Гибралтарского пролива. Город получил свое название от имени предводителя племени берберов Тариф-ибн-Малик, который первым перешел на испанский берег. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в городе Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, в зависимости от характера и количества груза.

Впоследствии таблицы  для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали  применяться и в других местностях под тем же названием - "тариф". Так слово "тариф" вошло во всеобщее употребление.

В современной литературе нередко можно столкнуться с  отождествлением понятий таможенной пошлины и таможенного тарифа. Нам представляется, что такое  смешение понятий недопустимо. Оно  не позволяет выявить механизм таможенно-тарифного регулирования, поскольку основные элементы таможенной пошлины и таможенного тарифа не совпадают. Общим элементом, свойственным как для таможенной пошлины, так и для таможенного тарифа, является таможенная ставка. Именно этот общий элемент и давал основание отдельным исследователям отождествлять таможенную пошлину и таможенный тариф. Однако именно в таможенном тарифе (и только в нем) проявляется способность таможенной ставки дифференцироваться в зависимости от страны происхождения товара. Что же касается структуры самой таможенной пошлины, то дифференциация ставки в зависимости от страны происхождения не предусматривается ее основными элементами.

Как это следует из вышеприведенного определения таможенного тарифа, в классическом понимании тариф  устанавливает соотношение между  таможенной ставкой и конкретной позицией товара в товарной номенклатуре. Однако на практике наряду с этой зависимостью сразу же выявилась и другая - зависимость таможенной ставки от страны происхождения товара, подлежащего обложению таможенной пошлиной, первоначально формировавшиеся так называемые простые таможенные тарифы, содержавшие для каждого товара лишь одну ставку пошлины, применявшуюся вне зависимости от страны происхождения, практически повсеместно ушли в прошлое. Практически во всех странах ныне вместо простых (одноколонных) таможенных тарифов применяются сложные (многоколонные) таможенные тарифы.

Дифференциация таможенного  обложения в зависимости от страны происхождения ввозимого товара в российской практике таможенно-тарифного регулирования осуществляется следующим образом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения  с которыми предусматривают режим  наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Таможенном тарифе Российской Федерации.

Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает  РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами в двусторонних торговых договорах и соглашениях. В импортном тарифе содержится перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ. В нем на данный момент поименовано свыше 120 государств.

Применительно к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают  режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Таможенном тарифе Российской Федерации, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) в соответствии с нормами таможенного законодательства.

Преференциальный режим  играет особую роль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т.к. он распространяется на значительное количество государств, с которыми Российская Федерация осуществляет внешнеторговые обмены.

Остановимся на понятии преференциальных ставок. Они являют собой разновидность  льготных ставок, предоставляемых отдельным  странам или группам стран. Российская Федерация имеет собственную  систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся страны.

Национальная система  преференций Российской Федерации  включает в себя три основных элемента:

1) перечень развивающихся  стран-пользователей системой преференций  Российской Федерации;

2) перечень наименее развитых  стран-пользователей системой преференций  Российской Федерации;

3) список товаров, на  которые при импорте на российскую  таможенную территорию распространяется  преференциальный режим.

Особенностью применения преференциального режима является то, что он применяется только в  случае предоставления специального сертификата  происхождения по форме "А" и  при условии соблюдения правила  прямой отгрузки (поставки) и непосредственной закупки, сформулированного в документах ГАТТ и заимствованного российской таможенной практикой (Закон РФ "О таможенном тарифе").

Прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую  распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.

Непосредственно закупаемым считается товар, приобретенный  импортером у лица, зарегистрированного  в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

В случае если товары происходят из страны, включенной одновременно в  перечень наименее развитых стран и  в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ (или одновременно в перечень развивающихся стран-пользователей  системой преференций Российской Федерации  и в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ), и поставляются без выполнения перечисленных в предыдущем абзаце условий, при обложении таможенной пошлиной используется базовая ставка.

Если же товары происходят из страны, включенной либо в перечень наименее развитых стран, либо в перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, но не включенной в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ, и поставляются без соблюдения указанных условий, они облагаются базовыми ставками, увеличенными вдвое.

Постановлением Правительства  РФ от 11 апреля 1996 г. N 413 было установлено, что с 15 мая 1996 г. товары, подпадающие  под действие преференциального  режима, облагаются ввозными пошлинами  по ставкам в размере 75% действующих  базовых ставок таможенного тарифа.

Среди пользователей национальной системой преференций Российской Федерации  особо выделяются так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). В настоящий момент в список таких стран входят 47 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Товары, происходящие из этих стран, ввозятся на российскую таможенную территорию беспошлинно.

Преференциальный режим  может распространяться не на все  товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Перечень товаров-исключений был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 1999 г. N 68 "Об утверждении Перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции".

Наконец, в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, действуют ставки ввозных  таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством.

Подводя итог, отметим, что  основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является таможенная пошлина (ввозная и вывозная). Будучи обязательным платежом, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, таможенная пошлина имеет налоговый характер, что отличает ее от таможенных сборов и других видов обязательных платежей во внешнеторговой практике - антидемпинговых, компенсационных, специальных и иных защитных пошлин.

Таможенная пошлина представляет собой инструмент механизма таможенно-тарифного регулирования, основными элементами которого являются:

- ставка таможенной пошлины;

- товарная номенклатура;

- порядок установления  страны происхождения товара;

- порядок определения  таможенной стоимости;

- зависимость величины  ставки от торгово-политического  режима, применяемого Российской  Федерацией к стране происхождения товара.


Информация о работе Таможенные пошлины