Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты таможенно-тарифного регулирования - ввозные и вывозные таможенные пошлины - занимают, без преувеличения, доминирующие позиции.
Ст - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;
К - курс евро, установленный Банком России на день принятия таможенной декларации.
Комбинированная ставка, как это видно из самого ее названия, сочетает в себе адвалорный и специфический принципы обложения.
Основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам, является таможенная стоимость товара (адвалорная составляющая) либо количество товара в натуральном выражении (специфическая составляющая).
Таможенная пошлина с использованием комбинированной ставки может рассчитываться двумя способами:
1) альтернативным: "С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количество товара";
2) кумулятивным: "С1 в процентах плюс С2 в евро за количество товара".
Выбор конкретного способа расчета таможенной ставки с использованием комбинированных ставок устанавливается в таможенном тарифе.
При применении комбинированной ставки "С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количество товара" сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, а затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм.
При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке "С1 в процентах плюс С2 в евро за количество товара" рассчитывается таможенная пошлина сначала по адвалорной ставке, затем - по специфической ставке. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, обе полученные величины складываются.
Размеры ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. Соответствующие полномочия Правительства позволяют осуществлять оперативное регулирование внешнеторговой деятельности и быстро (в отличие от законодательной процедуры) реагировать на изменения конъюнктуры международных товарных и валютных рынков и в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры уменьшать или увеличивать размер ставки таможенной пошлины, обеспечивая тем самым надежный уровень таможенно-тарифной защиты российской экономики и отечественного производителя.
В соответствии с направлением внешнеторговых потоков применяются импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) таможенные пошлины. Что касается транзитных (провозных) таможенных пошлин, то в современной практике таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации и большинства зарубежных стран они не применяются (случаи введения транзитных таможенных пошлин встречаются в наименее развитых из развивающихся стран, где они используются преимущественно в фискальных целях).
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ через принятие соответствующих постановлений Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Ставки, содержащиеся в таких постановлениях, сведены воедино в Приказе ГТК России от 6 августа 2003 г. N 865 "О ставках вывозных таможенных пошлин".
Особый порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин предусмотрен Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" в отношении сырой нефти (п. 4 ст. 3).
В зависимости от характера установления ставки их принято разделять на автономные и конвенционные.
Автономные ставки таможенных
пошлин устанавливаются данным государством
самостоятельно, вне связи с какими-либо
торговыми обязательствами
Конвенционная ставка - результат
международного сотрудничества данного
государства в таможенно-
В зависимости от периода, на который устанавливаются ставки таможенной пошлины, различают постоянные и временные ставки. Особой разновидностью ставок таможенной пошлины являются переменные ставки, представляющие собой довольно редкое явление в практике современного таможенно-тарифного регулирования и встречающиеся, например, в странах Европейского союза в рамках единой сельскохозяйственной политики. Переменные ставки таможенной пошлины могут изменяться в случаях, установленных компетентными органами государственной власти - при изменении уровня мировых или внутренних цен, государственных субсидий.
Экономисты, исследующие механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выделяют также номинальные и эффективные ставки таможенных пошлин. Номинальные ставки содержатся в таможенном тарифе и дают самое общее представление об уровне таможенного обложения, существующего в данной стране. Эффективные ставки, как их определяет, например, А.П. Киреев, представляют собой "реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров".
Объект таможенной пошлины
Под объектом обложения таможенной пошлиной понимают товары, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики и с перемещением которых через таможенную границу связывается возникновение обязанности по уплате таможенной пошлины. Такое определение объекта таможенной пошлины соответствует терминологии, используемой в действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах (статья 38 Налогового кодекса РФ).
Особенностью определения объекта таможенной пошлины является то, что его выбор напрямую зависит от вида ставки таможенной пошлины, устанавливаемой применительно к данному товару в Таможенном тарифе Российской Федерации.
Если в отношении
Применение специфической ставки означает, что облагаемый товар должен описываться как объект таможенной пошлины с учетом его количественных (штуки) или физических (вес, объем и т.д.) характеристик.
Наконец, применение комбинированных ставок предполагает использование как стоимостных, так и количественных или физических характеристик облагаемых товаров.
Использование количественных или физических характеристик не создает существенных проблем ни в теории таможенного регулирования, ни во внешнеторговой практике. Как правило, способ установления физических характеристик товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, фиксируется непосредственно в самом таможенном тарифе. Так, например, в действующем Таможенном тарифе Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830, закреплено, что "при исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи".
Таким образом, теоретическую проблему представляет определение стоимостной характеристики объекта таможенной пошлины. Суть этой проблемы состоит в том, что от выбора основы для определения стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, зависит расчетная величина таможенной пошлины. Манипулируя вариантами с выбором стоимостной основы таможенного обложения (внешнеторговые цены сиф, фоб, каф и т.д., каталожные цены, иные расчетные цены), государство может усилить протекционистский эффект через фактическое увеличение размера таможенной пошлины, подлежащей уплате. Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Вот почему с самого начала развития многостороннего сотрудничества в таможенной сфере одним из важнейших направлений такого сотрудничества стала унификация национальных законодательств по вопросам таможенной оценки (таможенной стоимости).
Определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин - один из наиболее сложных вопросов таможенного регулирования. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены фоб, в других - с цены сиф (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Больше всего неудобств для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.
Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 г. по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.
Проходившие в начале 1970-х гг. многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 г. ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на который была сориентирована российская практика таможенно-тарифного регулирования.
Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 г.
В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В этой же статье ГАТТ (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" (ст. VII ГАТТ).
Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.).
Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:
- цена сделки или реализация
самой сделки не могут
- экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;
- импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;
- не должно существовать
ограничений в отношении
1) ограничений, предусмотренных
законодательством государства-
2) ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;
3) ограничений, не влияющих
существенно на контрактную
Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара.
Сложившаяся в Российской Федерации нормативно-правовая база определения таможенной стоимости в своей основе сориентирована на международные стандарты, сформулированные в соответствующих документах ГАТТ. Проблемы таможенной стоимости не раз становились предметом научных исследований, в которых рассматривались преимущественно практические аспекты таможенной оценки. Наиболее полный теоретический анализ проблемы определения таможенной стоимости и таможенной оценки содержится в работах А.Н. Козырина.
Методы определения таможенной стоимости, применяемые в российской практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полностью соответствуют методологии, сформированной в рамках ГАТТ.