Таможенные пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты таможенно-тарифного регулирования - ввозные и вывозные таможенные пошлины - занимают, без преувеличения, доминирующие позиции.

Работа содержит 1 файл

Таможенные пошлины.docx

— 55.31 Кб (Скачать)

Таким образом, таможенная пошлина  представляет собою платеж, уплачиваемый в обязательном порядке, взимаемый  таможенными органами с товаров, перемещаемых через таможенную границу, и обладающий всеми чертами налога, в том числе безвозмездностью его уплаты, под которой понимается односторонний характер налогового обязательства, безэквивалентность и безвозвратность налога. Она в целом отвечает законодательному определению налога, содержащемуся в ст. 8 Налогового кодекса: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Проанализируем структуру  таможенной пошлины через характеристику ее основных элементов, таких как  предмет, плательщик, ставка и объект таможенной пошлины.

Предмет таможенной пошлины

Предметом таможенной пошлины  являются товары, перемещаемые через  таможенную границу. Для идентификации  трансграничного оборота товаров используется товарная номенклатура, именуемая в Российской Федерации "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации" (ТН ВЭД России). С ее помощью происходит таможенно-тарифное приравнивание - процедура, в ходе которой товару, перемещаемому через таможенную границу, присваивается код по действующей номенклатуре (осуществляется "кодировка товара") и тем самым определяется применимая в конкретном случае ставка таможенного тарифа.

Действующий в Российской Федерации Таможенный тариф, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", построен в соответствии с товарной номенклатурой - ТН ВЭД России, использующей 10-значные кодовые обозначения.

Для определения кода товара используют три составные части  ТН ВЭД России:

1) собственно номенклатурную  часть;

2) примечания к разделам  и группам;

3) основные правила интерпретации  ТН ВЭД.

Кроме того, могут быть использованы и другие источники: сборники классификационных  решений, алфавитный указатель, различные  пояснения и т.д.

Применяемая в России в  целях таможенно-тарифного регулирования Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяется Правительством Российской Федерации. При этом, закрепляя за Правительством Российской Федерации полномочия по определению ТН ВЭД России, законодатель устанавливает основной принцип создания и развития действующей в нашей стране товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.

Следует отметить, что группировка  товаров в таможенных тарифах - это  не только техническая, но и торгово-политическая задача. На протяжении долгого периода  времени в различных странах  существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных тарифах. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

С развитием внешнеэкономических  связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов  классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 г. в рамках Совета таможенного сотрудничества (ныне эта организация именуется Всемирной таможенной организацией) была разработана Брюссельская товарная номенклатура. К 1978 г. завершилось создание номенклатуры Совета таможенного сотрудничества. В 1983 г. под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 г. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров в апреле 1996 г. (Конвенция вступила в силу для России с 1 января 1997 г.).

ГС, лежащая в основании  российской товарной номенклатуры, - это  многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.

ТН ВЭД представляет собой  национальную производную ГС. Классификационная  структура ТН ВЭД включает в себя разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции.

В современном виде ТН ВЭД  России предполагает присвоение десятизначного кода ТН ВЭД, состоящего из трех основных элементов.

Первый - это начальные  шесть цифр, представляющие собой  код товара по ГС.

Второй элемент - дальнейшее развитие товарной классификации в  пределах субпозиции (в случае, если этого требуют национальные интересы), осуществляемое с помощью седьмой и восьмой цифр кода. Комиссия, которая разрабатывала более детальную классификационную систему для ТН ВЭД (с выходом на 7-й и 8-й знаки), рекомендовала использовать Комбинированную номенклатуру Европейского Союза.

Наконец, третий элемент - это  цифры (9-й и 10-й знаки), используемые для возможной детализации в  будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов Российской Федерации.

10-й знак ТН ВЭД России - нововведение Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 февраля  2000 г. N 148. Теперь позиции, в которых  товары фактически определялись  не кодами, а текстовым описанием,  переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

В интересах единообразного понимания классификационных группировок  ТН ВЭД используются пояснительные  комментарии и примечания к разделам, группам и конкретным товарным позициям. Кроме того, в этих целях могут применяться имеющие обязательную силу Основные правила интеграции ГС.

Ведение ТН ВЭД отнесено к основным функциям российских таможенных органов. Осуществляя эту функцию, таможенные органы:

- обеспечивают слежение  за изменениями и дополнениями  международной основы ТН ВЭД,  международными пояснениями и  другими решениями по толкованию  этой основы;

- приводят ТН ВЭД в  соответствие с ее международной  основой;

- обеспечивают опубликование  ТН ВЭД;

- разрабатывают и утверждают  пояснения и другие решения  по толкованию ТН ВЭД и обеспечивают  их опубликование (такие решения обычно оформляются в виде разъяснений Федеральной таможенной службы (ФТС России) и публикуются в ее официальном издании - "Таможенных ведомостях").

Особыми полномочиями по ведению  ТН ВЭД наделена ФТС России, которая  представляет российскую сторону в  международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части разработки, изменения и дополнения ТН ВЭД, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Товарные номенклатуры внешнеэкономической  деятельности унифицируются в рамках СНГ в целях упрощения таможенных процедур и достижения единообразия форм таможенной документации государств СНГ.

3 ноября 1995 г. в Москве  правительствами государств - участников  СНГ было подписано Соглашение  о единой Товарной номенклатуре  внешнеэкономической деятельности  Содружества Независимых Государств, которое, в свою очередь, основывается на Соглашении о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников СНГ 9 декабря 1994 г.

Плательщик таможенной пошлины

Таможенная пошлина может  уплачиваться непосредственно декларантом  либо иным лицом в соответствии с  нормами таможенного законодательства.

Понятие "декларант" является одним из ключевых понятий в механизме  таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Декларант - это лицо, перемещающее через таможенную границу товары и (или) заявляющее (декларирующее), представляющее товары для целей таможенного оформления.

В качестве декларанта может  выступить лицо, перемещающее товары и транспортные средства, или таможенный брокер.

Под лицами, перемещающими  товары и транспортные средства, в  практике таможенно-тарифного регулирования понимаются лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных таможенным законодательством, от собственного имени. Примером последних могут быть лица, управляющие транспортным средством. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком на подачу декларации, таковым для таможенных целей является капитан, водитель или иное физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Декларант - это всегда российское юридическое или физическое лицо. Иностранное лицо может выступать  декларантом в случае перемещения через российскую таможенную границу иностранными физическими лицами товаров не для коммерческих целей.

В механизме таможенно-тарифного регулирования декларант - это не только лицо, обладающее правом подать в таможенный орган декларацию, которая содержит основные данные для расчета таможенной пошлины и иных видов таможенных платежей, но прежде всего лицо, принимающее на себя обязательство по уплате таких таможенных платежей.

При этом следует различать  понятия "декларант" и "лицо, осуществляющее декларирование". Эти два понятия  не совпадают, если декларантом выступает юридическое лицо. Декларирование от имени организации-декларанта осуществляется специально уполномоченными на то физическими лицами, определяемыми администрацией организации-декларанта с изданием соответствующего приказа и оформлением доверенности.

На рынке таможенных услуг  наблюдается постепенный рост удельного  веса посреднических операций. В рамках динамично развивающейся таможенной инфраструктуры появление таможенных представителей (таможенных брокеров) обусловлено возможностью делегирования своих прав и обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов другому лицу, самостоятельно взаимодействующему по этому вопросу с таможенным органом.

Таможенным брокером может  быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей), который ведется Федеральной таможенной службой.

Деятельность таможенного  брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица, а именно: декларирования товаров и транспортных средств; предоставлении таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; предъявлении декларируемых товаров и транспортных средств; обеспечении уплаты таможенных платежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом, в отношении декларируемых товаров и транспортных средств. Причем таможенный брокер может выполнять перечисленные функции только в совокупности, частичное выполнение таможенным брокером указанных функций не допускается.

При осуществлении таможенного  контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все  обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. При этом за уплату таможенной пошлины и иных таможенных платежей таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства.

Ставка таможенной пошлины

Ставка таможенной пошлины - один из наиболее важных элементов  таможенной пошлины, подтверждающий ее налоговую природу. Ставка представляет собой величину начислений на единицу  измерения базы обложения таможенной пошлиной.

Система таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации допускает применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

- адвалорных, начисляемых  в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфических, начисляемых  в установленном размере за  единицу облагаемых товаров;

- комбинированных, сочетающих  оба названных вида таможенного  обложения.

Термин "адвалорная ставка" происходит от латинского ad valorem - от стоимости и соответствует самой сути таможенного обложения в данном случае (поскольку адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров).

Адвалорные ставки используются при обложении как ввозными, так  и вывозными таможенными пошлинами.

Исчисление таможенной пошлины  в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по следующей формуле:

Там. пошл. = Там. ст-ть x Ст,

где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Там. ст-ть - таможенная стоимость товара (в руб.);

Ст - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка).

Как уже отмечалось, специфическая  ставка таможенной пошлины начисляется  в установленном размере за единицу  облагаемых товаров. Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара.

Исчисление таможенной пошлины  в отношении товаров, облагаемых по специфическим ставкам, производится по следующей формуле:

Там. пошл. = Вт x Ст x К,

где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Вт - количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении;

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим  ставкам, установленным за килограмм  массы товара, в качестве основы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, то есть упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

Информация о работе Таможенные пошлины