Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и сущность таможенно-тарифного регулирования;
2. Исследовать таможенную пошлину и таможенный тариф, как основные инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
3. Изучить функции современного таможенного тарифа;
4. Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования
ВЭД………………………………………………………………………………...5
1.1. История возникновения таможно-тарифного регулирования. ……..5
1.2. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования……...12
Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД…………..15
2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды…………………………………………………………...15
2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД………...21
2.3. Функции современного таможенного тарифа и основные направления его развития………………………………………………...24
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………29
3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе……………………………………………29
3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год…………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников……………………………………………..44
Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками).
Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.
В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.
С
ростом инвестиционной активности
в российской экономике в
посткризисный период должна
усилиться стимулирующая функция
таможенно-тарифной политики, направленная
на создание условий для
переноса высокотехнологичных
производств на территорию России,
развитие производственно-
С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств, в целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
Усиление
глобальной конкуренции вызовет
необходимость расширения спектра
используемых мер поддержки
конкурентоспособности
Таможенно-тарифная политика в отношении промышленного импорта будет формироваться исходя из принципа эскалации таможенного тарифа при отказе от необоснованного завышения ввозных пошлин на товары производственного и социального назначения.
Повышенное внимание к таможенно-тарифному регулированию сферы АПК определяется позитивными процессами роста производства и притока инвестиций в сельское хозяйство, а также ужесточением конкуренции на российском рынке между отечественной и зарубежной сельскохозяйственной продукцией, при производстве или экспорте которой во многих случаях используются субсидии, налоговые льготы или естественные конкурентные преимущества, отсутствующие в России (климатические условия, дешевая рабочая сила, низкие транспортные издержки).
Применение
экспортных пошлин сохранится
для ограниченного круга сырьевых
и топливно-энергетических товаров.
В отношении экспортных пошлин
на нефтепродукты в 2011 году
будет осуществлено введение
единого коэффициента соотношения
ставок на нефть и нефтепродукты.
Кроме того, Правительство Российской
Федерации будет наделено правом
устанавливать порядок и формулы
расчета ставок вывозных таможенных
пошлин на отдельные категории
товаров, определяемые Правительством
Российской Федерации.
3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год.
В
2011 году возрастет роль таможенно-тарифного
регулирования как фактора
Так, в условиях наращивания потенциала устойчивого экономического развития одним из основных приоритетов таможенно-тарифной политики в 2011 г. должно стать содействие инновационному прорыву и модернизации российской экономики. В 2011 году необходимо перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики, направлений развития тех секторов промышленности и АПК, которые позволят в перспективе повысить качество экономического роста.
Реализация этого важнейшего приоритета предполагает необходимость решения, прежде всего таможенно-тарифными методами, следующих задач:
- обеспечение доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий. Решение этой задачи будет осуществляться путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования, комплектующих, готовых изделий производственного назначения, способствующих повышению технического и технологического уровня отечественного производства и не имеющих аналогов в Российской Федерации;
-
привлечение иностранного капитала
в высокотехнологичные
-
совершенствование и придание
комплексного характера
-
стимулирование развития производственно-
Приоритеты инновационного развития России требуют комплексного, целевого использования инструментов таможенно-тарифной политики в направлении создания условий для интеграции отечественной экономики в глобальное инновационное пространство, более интенсивного, в том числе на конкурентной основе, взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции. Таможенно-тарифная политика должна стать одним из ключевых факторов обеспечения конкурентных преимуществ российского инновационного бизнеса на мировом рынке.
В целях содействия эффективной реализации таможенно-тарифной политики приоритетными являются следующие направления таможенного администрирования:
1.
Совершенствование таможенных
операций, связанных с
помещением товаров под
- сокращение срока выдачи разрешения на выпуск товаров, объема представляемой информации и документов в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц;
- переход на систему электронного декларирования, исключающую необходимость подачи таможенных документов на бумажных носителях;
-
сокращение в таможенном
2.
Установление процедур упрощенного
оформления не облагаемых экспортными
пошлинами и несырьевых
3. Переход на применение порядка возмещения НДС по экспортным сделкам исключительно на информационной основе ФТС России и ФНС России, исключающего необходимость представления экспортерами и транспортными организациями для этих целей в ФНС России бумажных носителей.
4.Совершенствование таможенного администрирования при применении таможенных процедур переработки и свободной таможенной зоны.
Другим, не менее важным приоритетом таможенно-тарифной политики в 2011 году останется повышение конкурентоспособности российских производителей, защита их экономических интересов на внутреннем и внешних рынках.
В этих целях будет осуществляться:
- дальнейшее совершенствование структуры ЕТТ и усиление его регулирующей роли при одновременном сохранении фискальной функции таможенно-тарифного регулирования при наличии экономической целесообразности.
- разработка при осуществлении крупномасштабных экономических проектов долгосрочных графиков изменения пошлин, целевым образом привязанных к реализации отраслевых стратегий повышения конкурентоспособности, освоения новых продуктов и видов деятельности;
-
сочетание применения инструментов
таможенно-тарифной и нетарифной
политики, что создаст
возможности для комплексной
-
обеспечение стабильности и
- активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины, пошлины на основе ценовых диапазонов, тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейшими видами сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения резких колебаний цен, в том числе сезонного характера;
- совершенствование системы тарифных преференций таможенного союза. С 1 января 2010 г. вошли в действие Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденные Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130. Рассмотрение Комиссией таможенного союза в 2010-2011 годах предложений по корректировке указанных перечней будет учитывать перечень стран Всемирного банка, не классифицируемых как страны с высоким уровнем дохода, а также перечень наименее развитых стран ООН;