Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и сущность таможенно-тарифного регулирования;
2. Исследовать таможенную пошлину и таможенный тариф, как основные инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
3. Изучить функции современного таможенного тарифа;
4. Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования
ВЭД………………………………………………………………………………...5
1.1. История возникновения таможно-тарифного регулирования. ……..5
1.2. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования……...12
Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД…………..15
2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды…………………………………………………………...15
2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД………...21
2.3. Функции современного таможенного тарифа и основные направления его развития………………………………………………...24
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………29
3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе……………………………………………29
3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год…………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

ТТР (готовая к.р.).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     Повышение  отдачи  от  участия  России  в  таможенном  союзе  делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией  к новым,  пока  еще несовершенным условиям  функционирования  ТС (включая возможное увеличение  транзакционных  издержек  для отдельных российских  участников   внешнеэкономической деятельности,  ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный перелив финансовых  средств, «перетекание»  внешнеторговых потоков  в  страны  с меньшими таможенными издержками).  

     Важнейшим  направлением,  снижающим  риски   переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание   в  России  конкурентоспособного  механизма  таможенного администрирования,  позволяющего  участникам  внешнеэкономической  деятельности  оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры. 

     В-третьих,  новые  задачи   российской  экономики  вызывают  необходимость  более  тесно  интегрировать  таможенно-тарифную  политику  в  процессы  диверсификации,  структурной  перестройки  и  внедрения   инноваций  в отечественный  производственный  комплекс.  Это  требует,  помимо  усиления структурной  и  стимулирующей  функций  таможенно-тарифной  политики,  ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.

     С  ростом  инвестиционной  активности  в  российской  экономике  в  посткризисный  период  должна  усилиться  стимулирующая  функция  таможенно-тарифной  политики,  направленная  на  создание  условий  для  переноса   высокотехнологичных  производств  на  территорию  России,  развитие производственно-технологической  кооперации,  расширение  экономически эффективного  доступа  к  новым  технологиям,  машинам,  оборудованию  для крупномасштабной  модернизации  производственных  мощностей.  В  целях привлечения  иностранных  инвестиций  необходимо  обеспечить  существенное снижение  издержек,   возникающих  по  причине  обременительных  таможенных  и административных  процедур,  при  получении   международных  инвестиционных  товарных кредитов и прямых вложений капитала. 

       С  учетом  задачи  ускорения   перехода  к  инновационной   экономике  должна повыситься  роль  таможенно-тарифных  мер   в  реализации  селективной  промышленной  и  структурной   политики:  достаточная   степень   тарифной  защиты конкретных  рынков  на  первоначальных  циклах  производства  инновационной продукции,  постепенное  открытие  рынков  по  мере  их  становления, сегментирования  и  роста  конкурентоспособности  отечественных  производств, в целях  сохранения конкурентной  среды. Основополагающее  значение   здесь будет иметь  наличие  конкретных,  подкрепленных  инвестициями,  развитием инфраструктуры,  маркетинговыми  планами  программ  отраслевого  развития,  в рамках  которых  при  необходимости  меры  по  корректировке  ставок  ввозных  и вывозных  таможенных  пошлин  станут  составной  частью  отраслевых  стратегий. Одновременно  настройка  таможенно-тарифного  и  нетарифного  регулирования  на стимулирование  производства  и  экспорта  инновационной,  высокотехнологичной продукции  потребует  развития  институтов  содействия  экспорту, совершенствования  нормативно-правового  регулирования  в  сфере  таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

     Усиление  глобальной  конкуренции  вызовет  необходимость  расширения спектра  используемых  мер  поддержки  конкурентоспособности российских производителей  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Среди  них  –  реализация среднесрочных планов действий со странами – основными торговыми партнерами России,  определяющих  в том числе отраслевые  приоритеты  взаимного сотрудничества,  формирование  и обеспечение эффективной работы  Российского агентства по  страхованию  экспортных  кредитов  и  инвестиций,  государственное содействие  реализации  приоритетных  инвестиционных  проектов  с  иностранным участием,  активное  противодействие  дискриминации  отечественных  экспортеров на внешних рынках.

     Таможенно-тарифная политика в отношении промышленного импорта будет формироваться исходя из принципа  эскалации  таможенного  тарифа при отказе от необоснованного  завышения  ввозных  пошлин  на  товары  производственного  и социального назначения.

     Повышенное  внимание к таможенно-тарифному регулированию сферы АПК   определяется  позитивными процессами роста производства и притока инвестиций в  сельское  хозяйство,  а  также  ужесточением  конкуренции  на  российском  рынке между  отечественной  и  зарубежной  сельскохозяйственной  продукцией,  при производстве  или  экспорте  которой  во  многих  случаях  используются  субсидии, налоговые льготы или естественные конкурентные преимущества, отсутствующие в  России (климатические  условия,  дешевая  рабочая  сила,  низкие  транспортные издержки).

     Применение  экспортных  пошлин  сохранится  для  ограниченного  круга сырьевых  и  топливно-энергетических  товаров. В  отношении  экспортных  пошлин на  нефтепродукты  в 2011  году  будет  осуществлено   введение  единого коэффициента  соотношения  ставок  на  нефть  и  нефтепродукты.  Кроме  того,  Правительство  Российской  Федерации  будет  наделено  правом  устанавливать порядок  и формулы  расчета  ставок  вывозных  таможенных  пошлин  на  отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации.   

     3.2. Приоритеты и задачи  таможенно-тарифного  регулирования в  период с 2011 года  по 2013 год.

     В 2011 году возрастет роль таможенно-тарифного  регулирования как фактора посткризисного  восстановления  и  качественных  преобразований  в  экономике России. 

     Так,  в  условиях  наращивания  потенциала  устойчивого  экономического развития одним из основных приоритетов таможенно-тарифной политики  в 2011 г. должно  стать  содействие  инновационному  прорыву  и  модернизации  российской экономики.  В 2011  году  необходимо  перейти  к  корректировке  ставок  ввозных таможенных  пошлин  с  учетом  долгосрочных  ориентиров  экономической  и структурной  политики,  направлений  развития  тех  секторов  промышленности  и АПК, которые позволят в перспективе повысить качество экономического роста.

     Реализация  этого  важнейшего  приоритета  предполагает  необходимость решения, прежде всего  таможенно-тарифными  методами, следующих задач:

     - обеспечение  доступа  к   использованию  передового  иностранного оборудования  и технологий.  Решение этой  задачи  будет осуществляться  путем снижения  или обнуления ставок  ввозных таможенных  пошлин  на  импорт высокотехнологичного  оборудования,  комплектующих,  готовых изделий производственного  назначения,  способствующих  повышению  технического  и технологического  уровня  отечественного  производства  и  не  имеющих  аналогов  в Российской Федерации;

     - привлечение  иностранного  капитала  в  высокотехнологичные  сектора.  Решение данной задачи будет осуществляться путем повышения степени эскалации таможенного  тарифа и  снижения/обнуления  ввозных пошлин на  комплектующие, необходимые  для  переноса  производства  современных  конкурентоспособных готовых изделий на территорию России, в том числе в целях формирования новых экспортных плацдармов;

     - совершенствование и придание  комплексного характера системе  поддержки экспорта,  в  первую  очередь  высокотехнологичных   товаров.  Решение  этой  задачи  потребует  применения  как   имеющихся  таможенно-тарифных,  финансовых  и организационно-экономических  инструментов  содействия  развитию  экспорта товаров с высокой степенью переработки, так и нахождения новых форм и методов стимулирования экспортноориентированных  производств  и  продвижения отечественной  продукции  на  внешние  рынки.  На  основе  конкурентных преимуществ,  создаваемых  инструментами  поддержки,  необходимо  обеспечить решение  задач  по  диверсификации  отечественного  экспорта,  расширению  его ассортимента за счет наукоемких, инновационных продуктов;

     - стимулирование  развития  производственно-технологической   кооперации российских и иностранных  компаний. В 2011 году в рамках  реализации Страновых планов  действий  на  новый  уровень   должна  быть  поднята  работа  по программированию  отраслевых,  кластерных  проектов  международного сотрудничества в сферах, в которых имеется обоюдная заинтересованность России и стран-партнеров.

     Приоритеты  инновационного  развития  России  требуют  комплексного, целевого  использования  инструментов  таможенно-тарифной  политики  в направлении  создания  условий  для  интеграции  отечественной  экономики  в глобальное  инновационное  пространство,  более  интенсивного,  в  том  числе  на конкурентной основе, взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции. Таможенно-тарифная политика должна стать одним из ключевых  факторов  обеспечения  конкурентных  преимуществ  российского инновационного бизнеса на мировом рынке.

     В  целях  содействия  эффективной  реализации  таможенно-тарифной  политики приоритетными   являются  следующие направления таможенного администрирования:

     1. Совершенствование  таможенных  операций,  связанных  с   помещением товаров под таможенную  процедуру, предусматривающее: 

     - сокращение  срока  выдачи  разрешения  на  выпуск  товаров,  объема представляемой информации и документов в  зависимости от формы таможенного декларирования (письменная,  электронная),  видов  таможенной  декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц;

     - переход  на  систему  электронного  декларирования,  исключающую необходимость  подачи таможенных документов  на бумажных носителях; 

     - сокращение в таможенном законодательстве  коррупциогенных норм, а также  норм, требующих издания ведомственных  нормативных актов.

     2. Установление  процедур  упрощенного   оформления  не  облагаемых экспортными  пошлинами и несырьевых товаров  и импорта высокотехнологичного  оборудования, материалов,  сырья  и комплектующих для производственных  нужд, предусматривающее  расширение  механизмов  финансовых  гарантий,  в  том  числе исключающих   необходимость  подтверждения  таможенной  стоимости  при экспорте  не  облагаемой  экспортными  пошлинами  высокотехнологичной продукции.

     3. Переход на применение порядка  возмещения НДС по  экспортным сделкам исключительно  на  информационной  основе  ФТС  России  и  ФНС  России, исключающего  необходимость  представления  экспортерами  и  транспортными организациями для этих целей в ФНС России бумажных носителей.

     4.Совершенствование   таможенного   администрирования   при   применении таможенных процедур переработки и свободной таможенной зоны.

     Другим,  не  менее  важным  приоритетом  таможенно-тарифной  политики  в 2011  году  останется  повышение  конкурентоспособности  российских производителей,  защита  их  экономических  интересов  на  внутреннем  и  внешних рынках.

     В этих целях будет осуществляться:

     - дальнейшее  совершенствование   структуры  ЕТТ  и  усиление  его регулирующей  роли  при   одновременном  сохранении  фискальной  функции таможенно-тарифного  регулирования  при  наличии  экономической целесообразности. 

     -  разработка  при  осуществлении   крупномасштабных  экономических  проектов  долгосрочных  графиков  изменения  пошлин,  целевым   образом привязанных  к   реализации  отраслевых  стратегий  повышения конкурентоспособности, освоения новых продуктов и видов деятельности;

     - сочетание  применения  инструментов  таможенно-тарифной  и  нетарифной  политики,  что  создаст   возможности  для  комплексной   защиты  национальных экономических интересов во внешней торговле;

     - обеспечение стабильности и прозрачности  регулирующей среды во внешней  торговле в соответствии с  мировой практикой и нормами  ВТО, что должно создать элементы  предсказуемости для  экономических  операторов и инвесторов. Уровень ставок  ЕТТ,  процедуры  таможенного  администрирования  должны  обеспечивать соблюдение  государственных  интересов  во  внешнеэкономической  сфере  и одновременно быть необременительными для участников ВЭД;

     - активное  использование  специальных  инструментов  для  регулирования импорта  в  аграрном  секторе (сезонные  пошлины,  пошлины  на  основе  ценовых диапазонов,  тарифные  квоты).  Применение  этих  мер  будет  системно  увязано  с мерами  государственной  политики  в  области  сельского  хозяйства  на  основе постоянного  мониторинга  производства  и  торговли  важнейшими  видами сельскохозяйственной  продукции  и  продуктов  питания  в  целях  обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения резких колебаний цен, в том числе сезонного характера;

     -  совершенствование  системы   тарифных  преференций  таможенного   союза. С 1  января 2010  г.  вошли   в  действие  Перечень  развивающихся   стран - пользователей  системы   тарифных  преференций  таможенного   союза,  Перечень наименее  развитых  стран -  пользователей  системы  тарифных  преференций таможенного  союза,  Перечень  товаров,  происходящих  и  ввозимых  из развивающихся  и  наименее  развитых  стран,  при  ввозе  которых  предоставляются тарифные  преференции,  утвержденные  Решением  Межгосударственного  Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27  ноября 2009  г. № 18  и  Решением Комиссии  таможенного  союза  от 27  ноября 2009  г. № 130.  Рассмотрение  Комиссией  таможенного союза в 2010-2011  годах предложений по  корректировке указанных перечней  будет учитывать перечень стран Всемирного  банка,  не  классифицируемых  как страны  с высоким уровнем дохода, а также перечень наименее развитых стран ООН;

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование