Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и сущность таможенно-тарифного регулирования;
2. Исследовать таможенную пошлину и таможенный тариф, как основные инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
3. Изучить функции современного таможенного тарифа;
4. Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования
ВЭД………………………………………………………………………………...5
1.1. История возникновения таможно-тарифного регулирования. ……..5
1.2. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования……...12
Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД…………..15
2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды…………………………………………………………...15
2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД………...21
2.3. Функции современного таможенного тарифа и основные направления его развития………………………………………………...24
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………29
3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе……………………………………………29
3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год…………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников……………………………………………..44
- обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику16.
В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.
Существует два принципа построения импортных таможенных тарифов в интересах национального производства, к ним относятся принцип эскалации тарифа и эффективная тарифная защита.
Принцип эскалации тарифа – повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки. Это принцип применяет подавляющее большинство стран. Устанавливаются низкие ставки на сырье и
высокие на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки. Таким
образом создаются стимулы для ввоза в страну необходимого сырья и материалов, для развития обрабатывающей промышленности.
Эффективная
тарифная защита – политика применения
низких ставок пошлин на импортное сырье
и комплектующие и высоких ставок на конечную
продукцию. При этом уровень тарифной
защиты отрасли будет зависеть не столько
от уровня пошлин, сколько от разницы между
пошлинами на конечную продукцию и импортные
товары, которые используются в процессе
ее производства.
Таможенный
тариф выполняет следующие
Рассмотрим более подробно функции таможенного тарифа.
Для России фискальная функция таможенных тарифов также имеет большое значение. В отдельные годы реформ поступления от взимания импортных пошлин обеспечивали до 30-40% доходной части федерального бюджета. Важно отметить о, что в условиях сравнительно узкой базы доходов бюджета и неэффективной системы сбора налогов в России импортные пошлины являются одним из наиболее надежных источников пополнения государственной казны.
Перечисленные функции таможенный тариф выполняет во всех странах, в том числе и в России, с помощью комплекса средств. Основным среди них является пошлина, делающая импортный товар менее конкурентоспособным и тем самым ограничивающая его ввоз на внутренний рынок.
Вспомогательными средствами являются: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных стран (Преференции) или в определенное время года (обычно применяется в отношении ряда продуктов сельского хозяйства и морского промысла); метод оценки стоимости товара в таможенных целях, от которого зависит размер пошлины; правила, устанавливающие происхождение товара (для получения тарифных льгот).
В основном таможенный тариф выполняет роль чисто фискального инструмента. Другие задачи, такие как, содействие ускорению развития внешней торговли, повышение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования ВЭД, применение таможенных тарифов в качестве защитных мер от недобросовестной иностранной конкуренции – отошли на второе место. Это является основной причиной отставания в развитии регулирующей и защитной функций таможенно-тарифного механизма, что не способствует совершенствованию развития внешней торговли.18
Наиболее важным, направление развития таможенного тарифа, должен стать переход от фискальной направленности таможенного тарифа к приоритету его регулирующей функции.
Повышение
эффективности таможенно-
Одно из основных направлений развития таможенного тарифа в РФ - это оптимизация абсолютного размера ставок таможенных пошлин.
Практика свидетельствует, что высокие ставки пошлин эффективны лишь в том случае, когда необходимо ограничить ввоз тех или иных товаров. Если такая цель не ставится, высокие ставки не способствуют ведению честного бизнеса и, в конечном итоге, приводят к сокращению сумм таможенных платежей. Относительное снижение уровня ставок пошлин благоприятно сказывается на внешнеторговой деятельности и позволяет увеличить поступления в бюджет.
Сегодня
крайне актуальным вопросом является
активизация ввоза в Россию технологического
оборудования ввиду высокой степени
износа основных фондов на большинстве
российских предприятий. Следует отметить,
что некоторые виды оборудования в России
не производятся, но крайне необходимы
для технического переоснащения отечественных
предприятий до современного технологического
уровня. Поэтому необходимо снижение (а
возможно, и полная отмена) таможенных
пошлин на импортируемое технологическое
оборудование, особенно на уникальное,
не производимое в России.
Глава3.
Основные направления
таможенно-тарифной
политики на 2011 год
и плановый период 2012
и 2013 годов.
3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе.
Реализация таможенно-тарифной политики в 2011 г. и в плановый период 2012-2013 годов будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно:
– посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости таможенно-тарифной политики;
–
ускорятся технологические и
структурные изменения в
– радикально изменится институционально-
– создание таможенного союза и в среднесрочной перспективе – единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана внесет неизбежные коррективы в процессы выработки и реализации торговой, в том числе таможенно-тарифной политики, которая должна будет строиться с учетом интересов хозяйствующих субъектов и потребителей всех стран-участниц, предусматривать эффективные механизмы мониторинга и корректировки принятых решений в зависимости от ситуации в различных частях ЕЭП;
– гармонизация норм внешнеторгового регулирования и торгово-политической практики стран ТС и СНГ в целом с общепринятыми международными нормами, институциональная консолидация ТС позволят перейти к решению практических вопросов формирования большого евразийского экономического пространства с участием Европейского союза, активизировать переговорный процесс о создании зоны свободной торговли с ЕС и рядом других стран дальнего зарубежья;
– повышение роли государственной поддержки как инструмента роста конкурентоспособности отечественных производств, укрепления их позиций на внутреннем и внешних рынках потребует более тесного, оперативного согласования мер торговой, в том числе таможенно-тарифной, политики с другими мерами экономической политики в целях усиления их совокупного стимулирующего эффекта (например, развитие институтов и инструментов поддержки экспорта должно сопровождаться упрощением таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной продукции);
–
интенсификация инновационных
процессов в российской экономике
требует активного включения
России в международную научно-техническую
и производственно-
Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.
Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.
Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.