Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и сущность таможенно-тарифного регулирования;
2. Исследовать таможенную пошлину и таможенный тариф, как основные инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
3. Изучить функции современного таможенного тарифа;
4. Рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования
ВЭД………………………………………………………………………………...5
1.1. История возникновения таможно-тарифного регулирования. ……..5
1.2. Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования……...12
Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД…………..15
2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды…………………………………………………………...15
2.2. Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД………...21
2.3. Функции современного таможенного тарифа и основные направления его развития………………………………………………...24
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………29
3.1. Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе……………………………………………29
3.2. Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в период с 2011 года по 2013 год…………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемых источников……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

ТТР (готовая к.р.).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством  финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.

     К 90-м годам относится радикальное  изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный – для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом, но не с США, Англией и Турцией.

     Первым  русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик  по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов»2, которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:

  • Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.
  • Тарифы должны быть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.
  • Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка.
  • Тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».
  • Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.
  • Государственный тариф должен иметь силу закона.

     Все эти принципы С.Витте пришлось применить  на практике во время российско-германской «таможенной войны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-94 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.

     Сама  по себе история тарифа – это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании – как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени – даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» - это то, с чем не спорят.

     В 1948–1994 образовалось генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО созданной в 1995 году. 

      1.2. Понятие и сущность таможенно – тарифного регулирования.

     Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.3

     Меры  таможенно-тарифного регулирования  представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

     Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров  и в процессе таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу России.

     Цели  таможенно-тарифного регулирования  могут формировать только органы высшей государственной власти той  страны, которая является носителем суверенитета на своей таможенной территории.

     Цели  таможенно-тарифного регулирования можно классифицировать на основе различных признаков и критериев. По продолжительности периода регулирования цели делятся на долгосрочные (стратегические), среднесрочные (3-10 лет) и краткосрочные. Долгосрочные цели формируются законодателем иногда прямо в тексте специального закона,, а текущие (среднесрочные) правительством, ФТС.

     К долгосрочным целям относятся:

  1. Протекционистская – защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;
  2. Фискальная – обеспечение поступления средств в бюджет.

     Среднесрочные цели таможенно-тарифного регулирования.

     Основной  целью таможенно-тарифного регулирования  любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

     - участие в реализации торгово-политических  задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

     - обеспечение наиболее эффективного  использования инструментов контроля  и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

     - обеспечение наиболее эффективного  использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена  на таможенной территории России;

     - участие в реализации торгово-политических  задач по защите российского  рынка;

     - стимулирование развития национальной экономики;

     - получение политических уступок  от стран-партнеров;

     - обеспечение наиболее применимых  условий для интеграции российской  и мировой экономики;

     - содействие проведению структурной  перестройки и реализации других  задач экономической политики России;

     - решение задач социального характера,  уменьшение влияния кризисных  ситуаций на социальной и экономический  сектор;

     - иные цели, определяемые Федеральной  таможенной службой и Правительством Российской Федерации.

     Основными инструментами таможенно-тарифного регулирования являются:

  1. Таможенная пошлина
  2. Таможенный тариф, в соответствии с которым взымается таможенная пошлина.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования  ВЭД 

    2.1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды.

      В правовой и экономической литературе нет единого представления о  природе таможенных пошлин и выполняемых  ими функций4.

      Таможенная  пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется ТК ТС, и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров.

      С позиций общей экономической  теории представляется возможным объяснить  экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования.

      Таможенная  пошлина (customs duty) обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта5.

      Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:

      а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

      б) протекционистскую   (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

      в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью  предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых6.

      Классификация таможенных пошлин.

      По  способу взимания:

      а) адвалорные - начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

      б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

      в) комбинированные - сочетают оба названных  вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

      Адвалорные  пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов  сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование