Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:49, дипломная работа
Таможенный союз – соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Рассматриваемая тема «Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана» является актуальной как на современном этапе, так и в обозримом будущем. Любое государство развивается за счет налоговых поступлении. Вместе с тем взысканием налогов и налоговых платежей в различных государствах и на разных этапах происходит исходя из сложившихся экономических условии.
Введение……………………………………………………………………..4
1 Правовые основы формирования Таможенного союза ...…………...8
2 Проблемы и перспективы таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации…………………………………………………………………………20
2.1 Понятие и сущность интеграции……………...…..…………………....29
2.2 Правовая природа ЕврАзЭС………….……………………...………….32
2.3 Пути решения проблем и перспективы развития интеграционных процессов в Евразии……..….……………………………………………………...37
3 Казахстан в таможенном союзе…….…………………………………..40
3.1 Правовой анализ Таможенного кодекса Таможенного союза…..…....43
3.2 Основные направления таможенного дела в Республике Казахстан……………………………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………..………………58
С 1 января 2010 г. действует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты либо ограничения на ввоз или вывоз странами - участницами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также введены в действие Положения о применении ограничений. По этой причине в январе фактически закрылся импорт радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, так как порядок получения разрешений на ввоз данной техники в рамках Таможенного союза оказался неурегулированным. Только в начале февраля ситуация стала выправляться.
В сфере нетарифного регулирования в отношении третьих стран согласованы Единый перечень товаров, к которым применяются запреты либо ограничения на ввоз или вывоз странами-участницами в торговле с третьими странами, а также Положение о применении ограничений к включенным в этот перечень товарам. Тем не менее зафиксированы факты сохранения и даже расширения практики появления специмпортеров-монополистов (Белоруссия), которые могут обходить любые ограничения. Кроме того, неясно, как можно оградить российский рынок, к примеру, от грузинских вин, беспрепятственно поступающих в Белоруссию.
До настоящего времени не решен вопрос о пропорциях распределения ввозных пошлин между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Предложения Астаны и Минска рассчитаны на обширные отчисления в республиканские бюджеты - по причине транзитного статуса данных государств. В итоге, чтобы как-то решить эту проблему, 27 января 2010 г. российская сторона выдвинула идею создания наднационального Казначейства Таможенного Союза (КазТС), что отражает обеспокоенность России относительно жизнеспособности обсуждаемых механизмов раздела поступлений в бюджет от таможенных платежей [66].
Особое беспокойство вызывает регламент работы первого на территории СНГ наднационального интеграционного органа - Комиссии Таможенного союза (КТС), состоящего из представителей трех стран - участниц Таможенного союза. Считается, что по принципиальным вопросам решения должны приниматься в формате консенсуса. Однако число «принципиальных вопросов», по словам вполне удовлетворенного данным фактом президента Белоруссии Александра Лукашенко, уже достиг 600 пунктов, что в принципе делает работу надгосударственного органа бессмысленной. Фактически Россия, чей рынок является основным для Таможенного союза, оказалась в роли младшего партнера двух транзитных государств. Тем не менее Москва уже передала в КТС предложения об изменении четырех позиций единого таможенного тарифа (25 января 2010 г.).
Начало функционирования Таможенного союза возродило в Белоруссии и Казахстане надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и изучаются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ откроет «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб Белоруссии и Казахстана. В частности, белорусская таможня, рассчитывая вновь вернуть себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее время активно арендует складские помещения для будущего конфиската [68].
Вывод: Таможенный союз формируется наспех на основе противоречивых договоренностей - не только письменных, но и устных. Он явно привязан к политическому расписанию. Интеграция в данном случае используется в роли политического локомотива как внешних (проблема вступления России в ВТО, определенное давление на Евросоюз и т. д.), так и внутриполитических трендов. Между тем цена ошибки при создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС огромна и, помимо экономической стороны, может иметь серьезное политическое значение. А цунами дешевого ширпотреба из третьих стран, которое может обрушиться с 1 июля 2010 г. через Белоруссию и Казахстан, способно за несколько месяцев превратить Россию в огромный Черкизовский рынок. Это грозит разорением большой части российского мелкого и среднего бизнеса.
В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/ - международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года.
Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.
6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза [70].
9 июня 2009 года в Москве главы правительств России, Белоруссии и Казахстана одобрили предложения по этапам и срокам создания единой таможенной территории. Согласно принятым документам, ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф /ЕТТ/, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. На следующем этапе, с 1 июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс. И на третьем этапе формирования ТС - 1 июля 2011 года - весь таможенный контроль планируется вынести с внутренних границ стран- участниц ТС на внешний контур союза.
При распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 проц. собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 проц., Казахстан - 7,33 проц.
19 декабря 2009 года в Казахстане на неформальном саммите СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились достигнуть к 1 января 2012 года самого высокого уровня экономической интеграции - создать в рамках ТС единое экономическое пространство. Президенты поручили переговорным группам разработать необходимые документы для ЕЭП к 1 июля 2011 года.
28 мая 2010 года на заседании Высшего органа Таможенного союза премьер- министры России и Казахстана Владимир Путин и Карим Масимов подписали соглашение, согласно которому Россия и Казахстан создают с 1 июля текущего года Таможенный союз на двусторонней основе. Таможенный кодекс Таможенного союза /ТКТС/ ратифицирован двумя странами.
Третье государство Таможенного союза - Белоруссия - не принимала участие во встрече 28 мая. Белорусская сторона объяснила это "некоторыми нерешенными спорными вопросами в рамках ТС", самым острым из которых является экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Вместе с тем, Белоруссия заявила, что не отказывается от участия в Таможенном союзе. Буквально за день до сегодняшнего саммита в Астане белорусский лидер Александр Лукашенко, сообщил, что Белоруссия ратифицировала все соглашения, касающиеся Таможенного союза, в том числе Таможенный кодекс. Таким образом, Таможенный союз снова складывается в формате "тройки", как это было задумано изначально, а не российско-казахстанской "двойки", как это получалось из-за сохраняющейся особой позиции Минска по пошлинам на нефтепродукты. "Мы на сегодняшний день ратифицировали все договоры и соглашения, касающиеся Таможенного союза, - сказал Лукашенко перед приездом в Астану. - Таможенный кодекс мы ратифицировали. Мы сейчас находимся в той же системе координат, что и они /Россия и Казахстан/".
Теперь наши государства объединены в единый Таможенный союз, напоминает заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган [72].
По сути, образовался новый гигантский рынок, который насчитывает 160 миллионов потребителей. А если рынок шире, то и цены ниже. К тому же таможенное оформление товаров (теперь оно будет называться как в Евросоюзе - "таможенной очисткой"), сдвигаемое к границам Таможенного союза, приведет к уменьшению бумажной волокиты, вымогательств и коррупционных поборов, прогнозирует Коган. Такое понятие, как отечественный товар, уступит место союзному товару, то есть произведенному в Таможенном союзе, пояснил "РГ" депутат. Соответственно, постепенно мы будет привыкать к тому, что отечественными производителями в России будут считаться казахские и белорусские товаропроизводители, и наоборот.
Импортеры из других государств, по его словам, в результате сэкономят миллионы долларов, что в конечном итоге должно привести к снижению цен на их товары.
А пока иностранные товары, подступая к границам Таможенного союза и направляясь затем к месту доставки по трем государствам, попадут под так называемую специальную систему слежения, какой нет ни в Евросоюзе, ни в любом другом государстве. Это новшество ввели для того, говорит Коган, чтобы у импортеров не возникло искушения заниматься махинациями, используя льготные ставки таможенных пошлин. Дело в том, что на первое время "союзники" составили список из 400 импортных товаров, которые "особо чувствительны" для стран. Например, Россия пока сильно зависит от импорта лекарств, и ей оставили низкие пошлины. А Белоруссия, наоборот, защищая своих товаропроизводителей, отстояла высокие тарифы. "Есть опасение, что импортеры будут в документах декларировать страну, где значится "льготная пошлина", а по факту ввозить его на территорию государства, где пошлина высокая. И хорошо экономить на этом", - поясняет Коган. Сопровождение же к месту таможенной очистки товаров, по его словам, подразумевает не только присутствие таможенников, но и спецпломбировку грузов, череду отметок в пунктах пропуска. И если импортер нарушит законы Таможенного союза, его имущество может быть арестовано, а товары конфискованы на территории, где произойдет задержание [72].
Год назад, 1 января 2010 г., со вступлением в силу единого таможенного тарифа, начался первый этап работы Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Данное событие произошло в полном соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также планом действий по его созданию, подписанных 6 октября 2007 г. главами государств Белоруссии, России и Казахстана в Душанбе. Однако ход интеграционных процессов на постсоветском пространстве имеет гораздо более длительную предысторию.
Уже в момент развала Советского Союза теперь уже бывшие советские республики, констатируя, что СССР перестал быть геополитической реальностью, все же договорились сотрудничать «в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков» в рамках Содружества Независимых Государств (ст. 7 Соглашения о создании СНГ от 08.12.1991 г.). В этой связи особо следует отметить подписанный 24 сентября 1993 г. Договор о создании Экономического союза (т.е. высшей формы межгосударственной интеграции, предполагающей наличие единого экономического пространства, гармонизацию фискальной и монетарной политики государств-членов и, как следствие, введение единой валюты). Отказавшись от единой социалистической плановой экономики, страны СНГ решили объединить свои экономики на новой рыночной основе путем последовательного прохождения целого ряда этапов. На первом этапе должна была быть создана зона свободной торговли. На втором этапе предусматривалось образование Таможенного союза. На третьем этапе должен быть сформирован общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным (четвертым) этапом должно было стать образование экономического союза.
Необходимо отметить, что решение о создании экономического союза на постсоветском пространстве отнюдь не являлось экстраординарным явлением в международных отношениях /1/. Наоборот, оно всецело отражало и находилось в полном соответствии с одним из магистральных путей развития современного международного сообщества, а именно с процессами международной интеграции [75].
Однако Содружество так и не смогло претворить в жизнь ни один из вышеуказанных интеграционных проектов ввиду непреодолимых разногласий между его участниками. К концу 1994 г. в рамках СНГ четко сформировалось два лагеря, имевших диаметрально противоположные видения развития Содружества. Если первый лагерь (Россия, Беларусь и Казахстан) выступал за углубленную интеграцию и преследовал в качестве задачи-минимум построение таможенного союза, то второй лагерь, представители которого образовали впоследствии такую региональную организацию, как ГУАМ /3/, рассматривал существование СНГ лишь как форму «цивилизованного развода» и считал в качестве максимально приемлемого для себя предела интеграции в рамках СНГ только создание зоны свободной торговли (т.е. исключал для себя любую форму политической интеграции). В силу возникших между ними противоречий страны СНГ в своей совокупности не смогли договориться даже о создании наиболее элементарных форм РИО /4/. В то же время к середине 90-х гг. в рамках СНГ образовалась группа государств, решившая реализовать положения Договора об Экономическом союзе хотя бы между собой. 6 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Россией и Белоруссией, к которому 20 января 1995 г. присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. – Кыргызстан. Стремление обеспечить более высокий уровень интеграции было также отражено в Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г., который поставил цель создать в перспективе «сообщество интегрированных государств» посредством «поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета Сторон» [77].
Несмотря на громкие прокламации, прогресс, сделанный данными государствами на пути построения таможенного союза, был, однако, незначительным. Даже то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным испытанием – мировым финансовым кризисом 1998 г., когда государства – участники ТС видели единственно верный способ решения своих экономических проблем в построении защитных барьеров друг от друга. Другим свидетельством существования таможенного союза лишь на бумаге являлось то, что один из его членов – Кыргызстан – стал в индивидуальном порядке членом ВТО в 1998 г. Тем не менее, результатом экономического кризиса стал не окончательный развал формирующегося альянса, а принятие им (а также присоединившегося к нему Таджикистана) 26 февраля 1999 г. Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование таможенного союза и перейти на его основе к следующему этапу интеграции, а именно – к построению Общего рынка [80].