Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:49, дипломная работа
Таможенный союз – соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Рассматриваемая тема «Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана» является актуальной как на современном этапе, так и в обозримом будущем. Любое государство развивается за счет налоговых поступлении. Вместе с тем взысканием налогов и налоговых платежей в различных государствах и на разных этапах происходит исходя из сложившихся экономических условии.
Введение……………………………………………………………………..4
1 Правовые основы формирования Таможенного союза ...…………...8
2 Проблемы и перспективы таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации…………………………………………………………………………20
2.1 Понятие и сущность интеграции……………...…..…………………....29
2.2 Правовая природа ЕврАзЭС………….……………………...………….32
2.3 Пути решения проблем и перспективы развития интеграционных процессов в Евразии……..….……………………………………………………...37
3 Казахстан в таможенном союзе…….…………………………………..40
3.1 Правовой анализ Таможенного кодекса Таможенного союза…..…....43
3.2 Основные направления таможенного дела в Республике Казахстан……………………………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………..………………58
Одними из первых документов, необходимых для эффективного функционирования единого экономического пространства, являются соглашения по единым принципам и правилам в области конкуренции.
Разработка данных соглашений, являющихся базовыми правовыми документами функционирования ЕЭП, поручена компетентным органам государств-участников Таможенного союза. От Российской Федерации разработкой соглашений занимается Федеральная антимонопольная служба, от Республики Беларусь — Министерство экономики, а от Республики Казахстан — Агентство Республики Казахстан о защите конкуренции (антимонопольное агентство).
Агентством совместно с компетентными органами стран-участниц Таможенного союза в целях формирования правовой базы единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества в области конкурентной политики разработаны проекты соглашений об основных принципах осуществления конкурентной политики и единых правилах в области конкуренции.
19 декабря 2009 года межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) решено объединить разработку соглашений об основных принципах осуществления конкурентной политики и единых правилах в области конкуренции в одно соглашение о единых принципах и правилах конкуренции [6.21].
Основными целями соглашения являются создание правовых основ для проведения единой конкурентной политики сторон, гармонизации национальных законодательств сторон в области конкурентной политики в той мере, в которой это необходимо для формирования и функционирования единого экономического пространства, и недопущение действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю государств сторон, а также установление единых правил конкуренции на территории, объединяющей таможенные территории сторон. Подписание указанного соглашения является частью большой работы по гармонизации законодательства трех стран. Уже действует единый таможенный тариф и система нетарифного регулирования в отношении третьих стран, а далее предусматривается полное снятие ограничений во взаимной торговле.
Все это приведет к ужесточению конкуренции, необходимости применения новых технологий в производстве, отечественные предприятия будут заинтересованы повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки, чтобы успешно конкурировать с предприятиями стран-союзниц. В таких условиях отечественные производители должны в полной мере воспользоваться всеми преимуществами Таможенного союза, определив вектором своего развития переход от состояния стагнации к активному внедрению новых технологий, улучшению качества производимой продукции, что в итоге должно повысить качество продукции и предоставляемых услуг, а также снизить цены.
Кроме того, вступление в Таможенный союз станет мощным толчком для более активного выхода отечественных предприятий на мировой рынок, а также созданию совместных предприятий на территории Казахстана.
Другим немаловажным аспектом подготовки правовой базы функционирования Таможенного союза является то, что государственные органы трех стран, вовлеченные в данный процесс, должны оперативно согласовывать свои переговорные позиции и принимать эффективные решения. В этом плане Агентством и его территориальными подразделениями продолжается активная работа по разработке и внесению предложений в нормативную базу Таможенного союза.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз [8.12].
Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.
«Сегодня перед нашими странами стоят во многом схожие проблемы, они связаны с модернизацией и инновационным развитием экономик, их диверсификацией, ростом благосостояния граждан. И действовать мы намерены сообща, объединяя наши природные, технологические, кадровые ресурсы, развивая производственную кооперацию, транспортные артерии, строя общий рынок.
Правильность такого подхода показали недавние глобальные экономические потрясения. Скоординировав наши планы по борьбе с кризисом, свои стратегии выхода из него, мы смогли минимизировать потери и издержки, быстро восстановить товарооборот, укрепить позиции на региональных и международных рынках. Запуск ЕЭП - это шаг в сторону современной, открытой экономики, при этом более устойчивой к резким колебаниям мировой конъюнктуры. Сейчас активно идёт содержательное наполнение проекта единого экономического пространства. Совместно с белорусскими и казахстанскими партнёрами мы приняли решение ускорить подготовку запуска этого механизма, сформировать необходимую нормативную базу до 1 января 2011 года, а не в два этапа, как это предполагалось сделать ранее[9.15].
На столе переговоров - 17 соглашений, большая часть из них либо уже согласована, либо находится в высокой степени готовности. Что касается остальных документов, то по ним идёт предметное, конструктивное обсуждение с привлечением ведущих экспертов и специалистов.
Конечно, на этом пути есть объективные сложности, но важно, что конечная цель у нас одна и мы планируем двигаться к ней совместно. И движение идёт быстрыми темпами - быстрее, чем можно было даже предположить» - заявил В.В. Путин на встрече Глав Правительства государств-членов Таможенного союза.
В свою очередь, глава Правительства Казахстана Карим Масимов, отметил, - «По проекту Единого экономического пространства все договоренности, которые были приняты сегодня, вселяют уверенность, что ЕЭП будет создан в запланированные сроки [10.17].
По крайней мере, по всем чувствительным вопросам, которые касаются экономики всех трех стран, а это транспортировка по железнодорожным сообщениям, по магистральным трубопроводам, по нефтяным вопросам и транспортировка электроэнергии, - было высказано принципиальное решение. И принципиальные позиции были согласованы.
Теперь задачи вице-премьеров и экспертов трех стран - отразить все эти договоренности в соответствующих документах, для того, чтобы в середине ноября согласовать их на уровне руководителей правительств и представить на утверждение главам государств.
С 1 января 2013 года на всей территории Единого экономического пространства будет унифицирован механизм экспортно-импортной тарификации. Об этом, отвечая сегодня на вопросы нашего корреспондента по итогам состоявшихся консультаций на уровне глав Правительств тройки Таможенного союза. В ходе переговоров по созданию ЕЭП одним из важных моментов являлся недискриминационный доступ к транзиту по железнодорожным маршрутам на территории стран Таможенного союза»[12.3].
Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации определяется стратегическими задачами, которые призвано решить данное объединение: снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле; упрощение внешнеторговых процедур; сокращение времени на перевозку товаров в связи с отменой всех видов контроля на внутренних границах; обеспечение защиты интересов в рамках споров с третьими странами; создание дополнительных предпосылок для привлечения иностранных инвестиций; увеличение ВВП в связи с ростом взаимной торговли стран-членов и т.д.
Таможенный союз начал функционировать с 1 января 2010 г., когда вступили в действие Единый таможенный тариф, Единая Товарная номенклатура Таможенного союза и единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами Таможенного союза в торговле с третьими странами.
С введением в действие Единого таможенного тарифа Таможенного союза полномочия в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в соответствии с принятыми международными договорами предоставлены наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза. Сторонами ведется работа по унификации торговых режимов государств-членов Таможенного союза в отношении третьих стран и отмене действующих ограничительных мер тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле.
Началом следующего этапа формирования полномасштабного Таможенного союза стало принятие на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС глав государств Беларуси, Казахстана и России 5 июля 2010 года решения о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран [18.27].
Таким образом, к 1 июля создана единая система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; осуществлен перенос всех видов государственного контроля с белорусско-российской границы и таможенное оформление с казахстанско-российской границы на внешний контур таможенного союза для всех товаров, за исключением товаров, попавших в Протокол изъятий; во взаимной торговле отменены ранее действовавшие правила определения страны происхождения товаров; таможенное оформление товаров и транспортных средств осуществляется с использованием единых форм документов.
С 1 сентября 2010 года начато распределение и зачисление сумм ввозных таможенных пошлин в соответствии с договорной правовой базой Таможенного союза.
Следующим этапом станет формирование к 2011 году Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Как уже упоминалось выше, с началом полноформатного функционирования Таможенного союза значительно упростился режим таможенного контроля на белорусско-российской границе. Вместо тотального контроля по всем товарам из третьих стран в настоящее время осуществляется выборочный контроль по отдельным товарным позициям. Перемещение остальных товаров является свободным. Устранены технические, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные барьеры [20.22].
Это позволяет Республике Беларусь эффективно использовать свои преимущества «сборочного цеха», связанные с выгодным географическим положением, наличием высококвалифицированных трудовых ресурсов и развитой транспортной, энергетической и другой инфраструктуры.
Белорусские производители, независимо от происхождения, количества и удельного веса сырья и материалов, которые были использованы в производстве готовой продукции, имеют беспошлинный доступ для своей продукции на рынки России и Казахстана.
Например, неприменение таможенных пошлин во взаимной торговле автомобилями, произведенными хозяйствующими субъектами государств-членов Таможенного союза в режиме промышленной сборки, создает благоприятные условия для иностранных инвестиций в сборочное производство легковых автомобилей в Беларуси.
Кроме того, имеется возможность участия белорусских предприятий в комплектации автомобилей промышленной сборки в любом из государств-членов Таможенного союза наравне с его собственными предприятиями, то есть без применения ограничений на использование импортных автокомпонентов [22.36].
Принимая во внимание прогнозируемое значительное увеличение объема грузопотоков в/из третьих стран, проходящих через территории государств-членов Таможенного союза, значительно повышается транзитный потенциал Республики Беларусь. Одним из направлений его использования является создание на территории Беларуси транспортно-логистических центров (ТЛЦ), предоставляющих грузоперевозчикам весь комплекс услуг. Ряд крупных проектов по строительству в Беларуси ТЛЦ уже реализуются с участием иностранных инвесторов.
Таким образом, для иностранных инвесторов открываются широкие перспективы для реализации своих проектов в Беларуси с учетом новых возможностей выхода на рынки России и Казахстана.
В Таможенном союзе предусмотрены случаи предоставления льгот по уплате таможенных пошлин. Например, от ввозной таможенной пошлины освобождаются:
транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;
оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств–членов Таможенного союза;
технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства – члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-члена Таможенного союза.
Указанная льгота предоставляется в отношении сырья и/или материалов, если такое сырье и/или материалы не производятся в государствах – членах Таможенного союза или не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта [25.6].