Таможенная стоимость и ее роль в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы отразить сущность таможенной стоимости, важность ее определения, а также показать значимость ее роли в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
дать определение таможенной стоимости;
выяснить, из чего состоит таможенная стоимость;
исследовать нормативно-правовые акты, применяемые для изучения таможенной стоимости;
проанализировать таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы теории таможенной стоимости
1.1 Понятие таможенной стоимости ………………………………….….… 6
1.2 Принципы определения таможенной стоимости ……………….……. 10
Глава 2. Роль таможенной стоимости в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1 Механизм государственного регулирования ВЭД ……………………17
2.2 Значение таможенной стоимости как экономической категории ……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………... 29
Список использованных источников …………………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

Курсач (Таможенная стоимость и ее роль в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности).docx

— 70.76 Кб (Скачать)

Правительство РБ обеспечивает проведение единой внешнеторговой политики на основе разрабатываемых  программ, принимает меры по защите внутреннего рынка через таможенно-тарифное регулирование и количественные ограничения путем конкурсного  распределения квот и лицензий. Правительство может вводить законы о государственной монополии на экспорт  и импорт отдельных товаров путем  выдачи лицензий исключительно государственным  унитарным предприятиям в целях обеспечения применения квалифицированной и добросовестной коммерческой практики. В соответствии с законами и международными договорами правительство  может устанавливать запреты  и ограничения на экспорт и  импорт товаров, услуг и результатов  интеллектуальной деятельности с целью  охраны жизни и здоровья людей, соблюдения общественной морали и правопорядка, сохранения культурного наследия, предотвращения разграбления природных ресурсов и  т.д.

При перемещении товаров  через таможенную границу РБ и в других случаях, упомянутых в Таможенном кодексе, устанавливаются следующие таможенные платежи: 

1. Таможенная  пошлина. 

2. Налог на  добавленную  стоимость. 

3. Акцизы.

4. Сборы за  выдачу лицензий  таможенными  органами РБ и за возобновление  действий лицензий.

5. Сборы за  выдачу квалификационного  аттестата  специалиста по  таможенному оформлению  и возобновление действия аттестата.

6. Таможенные  сборы за  таможенное оформление.

7. Таможенные  сборы за  хранение товаров. 

8. Таможенные  сборы за  сопровождение товаров. 

9. Плата за  информирование  и консультирование.

10. Плата за  принятие  предварительного решения. 

11. Плата за  участие  в таможенных аукционах. 

     Для тарифного  регулирования применяются  следующие  виды пошлин: 

1. Адвалорные, которые исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров.

2. Специфические,  устанавливаемые  к единице измерения  товара.

3. Комбинированные,  сочетающие  оба вида обложения. 

4. Сезонные  пошлины, устанавливаемые  на отдельные  виды товаров,  преимущественно  товары сельскохозяйственного  происхождения,  сроком не более  чем на 6 месяцев. 

     Так как основным  видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные, то вопрос определения таможенной стоимости особенно важен для таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо также для иных таможенных целей, например, таких как таможенная статистика, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, контроль над эквивалентностью встречных товарных поставок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль над соблюдением устанавливаемых стоимостных квот и др. [21]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведённых  исследований необходимо сделать следующие выводы: таможенная стоимость представляет собой стоимостную характеристику объекта обложения таможенными пошлинами, налогами и является одним из основных элементов обложения указанными пошлинами, налогами. С помощью таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины.

Таможенная стоимость  ввозимых товаров служит налоговой  базой для расчета таможенной пошлины по адвалорной ставке, налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых при ввозе товаров  на таможенную территорию Республики Беларусь. Таможенная стоимость – это база для исчисления таможенных платежей, а таможенные платежи составляют значительную часть доходов бюджета страны – около 30-50%.

Структуру таможенной стоимости  можно определить как совокупность компонентов,  составляющих ее величину,  и представить в виде формулы:  Таможенная стоимость = Основа + Дополнительные начисления – Вычеты. 

Таможенная стоимость  используется для целей:

- обложения товара таможенной  пошлиной;

- ведения внешнеэкономической  и таможенной статистики;

- применения других мер  государственного регулирования  торгово-экономических отношений  (квотирования, лицензирования), в соответствии  с законодательными актами Республики  Беларусь.

При расчете в таможенную стоимость включаются все расходы, которые импортеру пришлось понести в процессе приобретения и доставки на таможенную территорию РБ товаров иностранного происхождения. Заявляемая таможенная стоимость декларируемого товара должна быть подтверждена соответствующими документами.

Внешнеэкономическая деятельность включает внешнюю торговлю, технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество. Самая ранняя – это внешнеторговая деятельность, она представляет собой обмен товарами или услугами,  связанными с осуществлением товарооборота.

Таможенное регулирование  – это не сами таможенные правила, а деятельность, связанная с их установлением, изменением, внесением необходимых дополнений либо отменой отдельных из них. Основной целью таможенного регулирования в РБ является обеспечение его экономических интересов.

В зависимости от способа  государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования. К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д. Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д. Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин. Нетарифные методы регулирования внешней торговли означают применение различных инструментов внешнеторгового регулирования, отличных от таможенной пошлины. К ним относятся: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и др.

В отечественной правоприменительной  практике основным назначением таможенной стоимости признается определение  исходной расчетной налоговой базы для исчисления таможенных платежей применительно к товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки. Вторичное назначение таможенной стоимости – это применение нетарифных мер регулирования, которые основаны на стоимостных ограничениях ввозимых товаров, ведение таможенной статистики, осуществление валютного контроля. Третье назначение таможенной стоимости – создание предпосылок для формирования равных конкурентных условий хозяйствующих субъектов.

Международные нормы в  большинстве стран имеют приоритет  перед национальными.

Так как основным  видом  ставок таможенных пошлин являются адвалорные, то вопрос определения  таможенной стоимости особенно важен  для таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо также для иных таможенных целей, например, таких как таможенная статистика, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, контроль над эквивалентностью встречных товарных поставок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль над соблюдением устанавливаемых стоимостных квот и др.

В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров  через  таможенную границу Республики Беларусь заинтересованы государство и коммерческие круги. Так, значительная часть государственного бюджета формируется за счет таможенных пошлин и налогов. В связи с этим государственным органам  для планирования ожидаемых поступлений  в бюджет необходимо знать порядок  исчисления налогооблагаемой базы. Для  коммерческих кругов знание правил налогообложения ввозимых и вывозимых товаров - это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, планирование прибыли или убытков от конкретных сделок и операций.

Таким образом, вопрос определения  таможенной стоимости  является одним  из важнейших во всем экономическом  блоке таможенной политики Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. О таможенном тарифе: Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 № 2151-XII. / Ред. от 03.08.2004. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. -1998. -№3. -ст. 15).
  2. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 (ред. от 16.04.2010). 
  3. Статья «Что такое таможенная стоимость (индикативная стоимость) товара?» – Режим доступа: http://elc-ua.com/konsultacii-po-ved/chto-takoe-tamozhennaya-stoimost-indikativnaya-stoimost-tovara.html
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза.
  5. Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008.
  6. Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012).
  7. Статья «Доказательство и подтверждение таможенной стоимости. Корректировка таможенной стоимости». – Режим доступа: http://lcmg.ru/welcome/dokazatelstvo-stoimosti
  8. Соглашение по применению статьи VII генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
  9. Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ.
  10. Стрижова О. А. Правовое регулирование таможенной стоимости: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Москва, 2008.
  11. Таможенная стоимость. Учебник / Под общ. ред. Л. А. Бондарь и В. А. Шамахова. – М.: Софт Издат, 2007. – 429 с.
  12. И. В. Цыкунов. Таможенный союз и либерализация контроля таможенной стоимости. / Белорусский экономический журнал. 2011. №4. С. 97-107.
  13. Таможенная стоимость. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Таможенная_стоимость
  14. А. Н. Сиротский. Эволюция механизма таможенного регулирования в Республике Беларусь в соответствии с нормами и принципами международного таможенного права. / Журнал международного права и международных отношений 2010 — № 1
  15. Ж. В. Калиновская. Таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров. / Журнал «Планово-экономический отдел» № 3 (69), март 2009
  16. Точин А.В. Таможня в условиях глобализации. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2010. – № 8. – С.56-61.
  17. Лекция «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности». – Режим доступа: http://russeca.kent.edu/StateRegEcon/lecture6.html
  18. С. В. Голованова. Нетарифные методы регулирования внешней торговли. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19211913/
  19. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - №193. -2/1096).
  20. Н. С. Безматерных. Управление внешнеэкономической деятельностью. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2006.
  21. Значение таможенной стоимости как экономической категории. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=16405
  22. Чебан В.С. Таможенно-правовое регулирование внешней торговли. // Таможня. – 2009. – № 3. – С.18-27.

 

 


Информация о работе Таможенная стоимость и ее роль в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности