Таможенная стоимость и ее роль в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы отразить сущность таможенной стоимости, важность ее определения, а также показать значимость ее роли в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
дать определение таможенной стоимости;
выяснить, из чего состоит таможенная стоимость;
исследовать нормативно-правовые акты, применяемые для изучения таможенной стоимости;
проанализировать таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы теории таможенной стоимости
1.1 Понятие таможенной стоимости ………………………………….….… 6
1.2 Принципы определения таможенной стоимости ……………….……. 10
Глава 2. Роль таможенной стоимости в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1 Механизм государственного регулирования ВЭД ……………………17
2.2 Значение таможенной стоимости как экономической категории ……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………... 29
Список использованных источников …………………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

Курсач (Таможенная стоимость и ее роль в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности).docx

— 70.76 Кб (Скачать)

В зависимости от способа  государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный  характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Экономическое регулирование  связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства. Следует заметить, что в чистом виде протекционизм и открытая экономика не встречаются.

Основной формой внешнеэкономических  связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность  акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

    • фискальную - пополнение госбюджета;
    • протекционистскую - защита отечественных производителей;
    • регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный  таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РБ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком. [17]

Нетарифные методы регулирования  внешней торговли означают применение различных инструментов внешнеторгового регулирования, отличных от таможенной пошлины. К ним относятся: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и др.

Квотирование внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.

Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. Лицензирование может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Распространенной формой административных мер контроля внешней  торговли являются декларации, визы, разрешения. В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др. [18]

Функцию регулирования внешней  торговли выполняют многие государственные органы, среди которых таможенные органы играют, как показывает практика, ведущую роль, так как выпуск товаров осуществляется только после завершения таможенного контроля.

На таможенные органы возложена  задача контроля соблюдения порядка  и правил, лежащих в основе перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу, установленных  Таможенным кодексом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» и другими нормативными актами.

Основными методами таможенного  регулирования являются ввозные  и вывозные таможенные пошлины и  налоги. Таможенные органы осуществляют также контроль соблюдения мер как экономического, так и неэкономического характера, под которыми понимаются запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров, установленные международными соглашениями и национальным законодательством.

В законодательстве, регулирующем таможенные правоотношения, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу, первое место отводится Таможенному кодексу Республики Беларусь (теперь – Таможенному кодексу Таможенного союза), содержащему систематизированный свод правил, которыми должны руководствоваться как участники внешнеторговой деятельности, так и государственные органы, в том числе таможенные органы. [11]

Однако не менее важен  и Закон «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности». В частности, в нем говорится, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

    • реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
    • обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
    • единства таможенной территории Республики Беларусь;
    • приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    • невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
    • обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
    • применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
    • выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
    • обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    • гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
    • гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. [19]

Изменения характера внешнеэкономической  деятельности в современных условиях, а также возрастание социально-экономического значения этой деятельности для Республики Беларусь требуют высокого качества государственной таможенной политики, таможенно-тарифного и нетарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Этими немаловажными факторами, в конечном счете, определяется эффективность таможенной деятельности государства. [16]

 

2.2 Значение таможенной стоимости как экономической категории

 

В отечественной и мировой практике основным видом ставок таможенных пошлин признаны адвалорные ставки, то есть начисляемые  в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. За базу исчисления таможенных платежей берется таможенная стоимость. Она же используется в  качестве расчетной основы для взимания налога на добавленную стоимость и других пошлин и налогов. Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому методика определения таможенной стоимости, с одной стороны, должна быть общенациональной, увязанной (скоординированной) с общей налоговой системой, порядком ведения бухучета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, она должна соответствовать международным нормам. [21]

Основное назначение таможенной стоимости товаров — быть базой  для расчета таможенных платежей. В связи с тем, что процедура  определения и контроля таможенной стоимости связана с внешнеторговой деятельностью, особое значение приобретает  унификация таможенного законодательства торгующих сторон. Это позволяет  значительно облегчить участникам ВЭД организацию экспортно-импортных  операций, упростить таможенное оформление товаров.

Поэтому весьма важным требованием  к построению национального законодательства по таможенной стоимости и организации ее контроля является обеспечение формирования отечественных правил определения таможенной стоимости на основе международных принципов. Это отвечает интересам государства и коммерческих кругов, облегчает взаимодействие с внешнеторговыми партнерами, благодаря использованию наиболее широко распространенных в мировой торговой практике таможенных правил.

Отечественная законодательная  база по определению таможенной стоимости формируется с учетом международной практики, а именно Соглашения о применении статьи VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей», принятого в рамках Токийского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ в 1979 г.

Полное закрепление международных  принципов определения таможенной стоимости товаров в национальном законодательстве произошло в Законе Республики Беларусь «О Таможенном тарифе», который вступил в действие с 1993 г.

Закон в полном соответствии с главной идеей статьи VII ГАТТ заложил основы для обеспечения  «справедливой, единообразной и  нейтральной системы оценки товаров», которая соответствует мировой практике, исключая использование произвольной или нереальной таможенной оценки. Были также установлены единые для всех участников ВЭД методы определения таможенной стоимости, не зависящие от субъектов их применяющих. [14]

Понятие таможенной стоимости, которое содержится в статье VII ГАТТ и Соглашении о применении статьи VII ГАТТ-1994 (ст. 1 ч. 1 Соглашения), определяется как стоимость сделки, т.е. цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная с учетом возможных добавлений (которые предусмотрены в ст. 8 ч. 1 Соглашения). В указанных документах подчеркивается, что целевым назначением таможенной стоимости является обложение пошлинами или другими сборами либо применение экспортных и импортных ограничений, которые основаны на стоимости товара.

В отечественной правоприменительной  практике основным назначением таможенной стоимости признается определение  исходной расчетной налоговой базы для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акциза) применительно к товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки (т.е. в процентах).

Вторичное назначение таможенной стоимости – это применение нетарифных мер регулирования, которые основаны на стоимостных ограничениях ввозимых товаров, ведение таможенной статистики, осуществление валютного контроля.

Третье назначение таможенной стоимости (к слову, нечасто озвучиваемое) – создание предпосылок для формирования равных конкурентных условий хозяйствующих субъектов. [11]

При осуществлении внешнеэкономической  деятельности участники сделки должны руководствоваться международным  законодательством. При этом должно учитываться, что международные  нормы в большинстве стран  имеют приоритет перед национальными, этот принцип закреплен в Конституции Республики Беларусь.

В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров  через  таможенную границу Республики Беларусь заинтересованы государство и коммерческие круги. Так, значительная часть государственного бюджета формируется за счет таможенных пошлин и налогов. В связи с этим государственным органам  для планирования ожидаемых поступлений  в бюджет необходимо знать порядок  исчисления налогооблагаемой базы. Для  коммерческих кругов знание правил налогообложения ввозимых и вывозимых товаров - это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, планирование прибыли или убытков от конкретных сделок и операций.

Таким образом, вопрос определения  таможенной стоимости  является одним  из важнейших во всем экономическом  блоке таможенной политики Республики Беларусь.

Влияние государства на внешнеторговые цены проявляется через государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержку импорта, проведение таможенно-тарифной политики.

Информация о работе Таможенная стоимость и ее роль в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности