Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:29, курсовая работа
Чистый экспорт за отчётный период определяется как алгебраическая разность в стоимостном выражении между экспортом и импортом товаров и услуг. Однако поскольку несбалансированность в международной торговле благами производственного назначения в любой стране компенсируется потребительскими благами, то чистый экспорт может отображаться только через потребительские блага. Поэтому под чистым экспортом следует понимать превышение экспорта потребительских благ над их импортом. При отрицательном чистом экспорте имеет место превышение импорта потребительских благ над экспортом.
Введение 3
Глава 1. Анализ структуры экспорта РФ 6
1.1.Динамика и структура российского экспорта в 2004-2009 гг. 6
1.2. Российский экспорт в 2010 году 9
1.3. Основные экспортные товары России 11
1.4. Перспективы развития российского экспорта 13
Глава 2. Эконометрическое моделирование динамики экспорта РФ 15
2.1.Построение регрессии 18
2.2. Дисперсионный анализ для линейной регрессии 21
2.3. Изучение качества линейной регрессии 22
2.4. Колеблемость признака 24
Заключение 26
Список использованных источников 30
В общем объеме экспорта удельный вес стран дальнего зарубежья составил 86% (2005 г. – 86,5%). В общем объеме вывоза на долю стран СНГ приходилось – 14% (2005 г. – 13,5%), ЕС-25 – 56,6% (55,2%), АТЭС – 11,9% (12,4%).
Основными торговыми партнерами России в экспорте являлись Нидерланды – 11,8% (10,2%), Италия – 8,3% (7,9%), Германия – 8,1% (2005 г. – 8,2%), Китай – 5,2% (5,4%), Украина – 5,0% (5,1%), Турция – 4,8% (4,5%), Белоруссия – 4,3% (4,2%), Швейцария – 4,0% (4,5%), Польша – 3,8% (3,6%), Великобритания – 3,4% (3,4%), США – 3,0% (2,6%), Финляндия – 3,0% (3,2%).
Товарная структура российского экспорта в 2010 г. сохраняла сырьевую направленность.
Наибольший удельный вес в товарной структуре занимали топливно-энергетические товары 65,2% (рост по сравнению с 2009 г. на 1,2 процентных пункта).
Доля металлов и изделий из них составила 13,8% (сокращение на 0,1 процентных пункта), продукции химической промышленности – 5,6% (снижение на 0,3 процентных пункта), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 3,2% (падение на 0,2 процентных пункта), машин, оборудования и транспортных средств – 5,8% (увеличение на 0,2 процентных пункта).
Конкурентоспособность российских товаров на внешних рынках по-прежнему остается низкой.
Состав основных экспортных позиций по сравнению с прошлым годом существенно не изменился и включает важнейшие энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты, каменный уголь), базовые металлы (полуфабрикаты и прокат из углеродистой стали, необработанный алюминий, никель, рафинированная медь), обработанные и необработанные лесоматериалы.
(доля товаров
в общем объеме экспорта
В % к общему объему экспорта | ||
2009 г. | 2010 г. | |
Нефть сырая | 34,7 | 33,9 |
Газ природный | 13,0 | 14,5 |
Нефтепродукты | 14,1 | 14,8 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 5,6 | 5,8 |
Прокат плоский | 2,2 | 1,5 |
Полуфабрикаты из железа и нелегированной стали | 2,0 | 1,7 |
Алюминий необработанный | 1,9 | 2,3 |
Никель | 1,5 | 2,0 |
Каменный уголь | 1,6 | 1,4 |
Лесоматериалы необработанные | 1,2 | 1,1 |
Лесоматериалы обработанные | 0,8 | 0,8 |
Чугун | 0,6 | 0,5 |
Удобрения азотные | 0,6 | 0,5 |
Удобрения смешанные | 0,5 | 0,5 |
Удобрения калийные | 0,5 | 0,4 |
Ферросплавы | 0,6 | 0,4 |
Источник: по данным Федеральной таможенной службы и Федеральной службы государственной статистики.
В общем объеме экспорта в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наиболее заметно повысился удельный вес газа и нефтепродуктов, алюминия необработанного, никеля, машин, оборудования и транспортных средств; снизилась доля нефти, каменного угля, проката плоского, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали, ферросплавов.
В 2010 г. было экспортировано машин, оборудования и транспортных средств на сумму 17512,4 млн. долларов США, что на 29,7% больше, чем в 2009 году. При этом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился на 32,7%, в страны СНГ – на 25,7%. Фактором высокого роста стоимости экспорта машин, оборудования и транспортных средств является постепенная реализация правительственной программы финансовой и гарантийной поддержки промышленного экспорта.
Экспорт грузовых автомобилей составил 51,7 тыс.шт. и увеличился на 5,2%, легковых автомашин – 126,4тыс.шт. (снижение на 3,8%).
Физический объем экспорта в страны СНГ грузовых автомобилей вырос на 17,9%, легковых – на 3,7%.
В суммарном экспорте страны доля машинно-технической продукции составила 5,8% (в 2005 г. – 5,6%), в общем экспорте в страны дальнего зарубежья – 3,3% (3,1%), в страны СНГ – 2,5% (2,5%).
В настоящее время общую ситуацию в мировой экономике и место страны в системе международного разделения труда все в большей степени определяет потенциал наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий.
Ключевое значение для совершенствования внешнеторговой специализации России имеет реализация ресурсно-инновационной модели развития отечественной экономики, ориентирующейся на постепенное повышение доли завершающих стадий технологического цикла при одновременном сосуществовании разноуровневых конкурентных преимуществ. В условиях реально функционирующей в России многоукладной конкурентной экономики принципиально возможной и достижимой в обозримой перспективе является инновационная диверсификация экспорта.
Анализ конъюнктуры на мировом рынке высоких технологий показывает, что Россия, имея высокий инновационный технологический потенциал, способна достаточно успешно конкурировать по 20 направлениям производства наукоемкой продукции. Поскольку поддержку десятков крупных научно-технических программ по всем направлениям развития высоких технологий не может себе позволить сейчас ни одна страна, правильный выбор приоритетов позволяет России уже в обозримой перспективе претендовать на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции. В стране имеются возможности для создания конкурентоспособной экспортной продукции в таких наукоемких и высокотехнологичных отраслях, как: космическая, оптоэлектроника; телекоммуникационное оборудование, в частности, оптоволокно; новые материалы; ядерные технологии; оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа; программное обеспечение [13].
Россия обладает также определенным экспортным потенциалом для расширения продаж следующих видов продукции и услуг:
Высокий экспортный потенциал по-прежнему сохраняется в таких областях, как предоставление услуг спутниковой связи, услуг спутниковой навигации и позиционирования, продукции обработки информации дистанционного зондирования Земли.
Приведем данные экспорта РФ за период 2004-2010.. Экспорт выражается в млрд.долларов.
Месяц | значение | номер квартала | квартальный экспорт |
январь 2004 г. | 6,4 | 1 | 22,80 |
февраль 2004 г. | 7,7 | ||
Март 2004 г. | 8,7 | ||
апрель 2004 г. | 8,2 | 2 | 25,90 |
май 2004 г. | 9,0 | ||
Июнь 2004 г. | 8,7 | ||
Июль 2004 г. | 8,6 | 3 | 26,30 |
август 2004 г. | 9,0 | ||
сентябрь 2004 г. | 8,7 | ||
октябрь 2004 г. | 8,7 | 4 | 28,70 |
ноябрь 2004 г. | 10,0 | ||
декабрь 2004 г. | 10,0 | ||
январь 2005 г. | 8,0 | 5 | 24,80 |
февраль 2005 г. | 8,0 | ||
март 2005 г. | 8,8 | ||
апрель 2005 г. | 8,6 | 6 | 26,20 |
май 2005 г. | 8,5 | ||
июнь 2005 г. | 9,1 | ||
июль 2005 г. | 8,0 | 7 | 25,50 |
август 2005 г. | 8,9 | ||
сентябрь 2005 г. | 8,6 | ||
октябрь 2005 г. | 8,2 | 8 | 24,80 |
ноябрь 2005 г. | 8,4 | ||
декабрь 2005 г. | 8,2 | ||
январь 2006 г. | 6,8 | 9 | 22,30 |
февраль 2006 г. | 6,9 | ||
март 2006 г. | 8,6 | ||
апрель 2006 г. | 9,0 | 10 | 25,50 |
май 2006 г. | 8,3 | ||
июнь 2006 г. | 8,2 | ||
июль 2006 г. | 9,1 | 11 | 28,60 |
август 2006 г. | 9,6 | ||
сентябрь 2006 г. | 9,9 | ||
октябрь 2006 г. | 10,2 | 12 | 30,30 |
ноябрь 2006 г. | 9,2 | ||
декабрь 2006 г. | 10,9 | ||
январь 2007 г. | 9,5 | 13 | 30,50 |
февраль 2007 г. | 9,7 | ||
март 2007 г. | 11,3 | ||
апрель 2007 г. | 9,9 | 14 | 31,00 |
май 2007 г. | 10,1 | ||
июнь 2007 г. | 11,0 | ||
июль 2007 г. | 11,0 | 15 | 33,80 |
август 2007 г. | 11,5 | ||
сентябрь 2007 г. | 11,3 | ||
октябрь 2007 г. | 12,4 | 16 | 38,00 |
ноябрь 2007 г. | 11,7 | ||
декабрь 2007 г. | 13,9 | ||
январь 2008 г. | 10,8 | 17 | 36,40 |
февраль 2008 г. | 12,0 | ||
март 2008 г. | 13,6 | ||
апрель 2008 г. | 14,2 | 18 | 41,40 |
май 2008 г. | 13,4 | ||
июнь 2008 г. | 13,8 | ||
июль 2008 г. | 14,5 | 19 | 47,20 |
август 2008 г. | 16,2 | ||
сентябрь 2008 г. | 16,5 | ||
октябрь 2008 г. | 16,7 | 20 | 52,36 |
ноябрь 2008 г. | 16,4 | ||
декабрь 2008 г. | 19,3 | ||
январь 2009 г. | 15,2 | 21 | 52,50 |
февраль 2009 г. | 17,0 | ||
март 2009 г. | 20,3 | ||
апрель 2009 г. | 20,2 | 22 | 60,40 |
май 2009 г. | 20,4 | ||
июнь 2009 г. | 19,8 | ||
июль 2009 г. | 21,5 | 23 | 65,70 |
август 2009 г. | 22,0 | ||
сентябрь 2009 г. | 22,2 | ||
октябрь 2009 г. | 22,2 | 24 | 69,00 |
ноябрь 2009 г. | 22,2 | ||
декабрь 2009 г. | 24,6 | ||
январь 2010 г. | 20,9 | 25 | 67,40 |
февраль 2010 г. | 22,1 | ||
март 2010 г. | 24,4 | ||
апрель 2010 г. | 24,3 | 26 | 76,60 |
май 2010 г. | 27,0 | ||
июнь 2010 г. | 25,3 | ||
июль 2010 г. | 25,8 | 27 | 79,80 |
август 2010 г. | 28,1 | ||
сентябрь 2010 г. | 25,9 | ||
октябрь 2010 г. | 24,9 | 28 | 80,50 |
ноябрь 2010 г. | 25,6 | ||
декабрь 2010 г. | 30,0 |
Построим показательную регрессию для экспорта [20]
Обозначим ln(f)=y, ln(a)=alpha, ln(b)=beta. Получим
Оценим линейную регрессию
Для регрессии вида
найдем коэффициенты по формулам [11]
Вычислим
Тогда
Откуда
Тогда линейная регрессия будет иметь вид
Смысл коэффициента beta заключается в том, что при изменении значения X на 1 единицу Y меняется на 0,05.
Параметры показательной регрессии
Нарисуем точки и регрессию:
Среднее Y
Остаточная вариация (RSS)
Общая вариация (TSS)
Объясняемая вариация (ESS)
Правило сложения дисперсий выполняется
Подсчитаем оценку дисперсии ошибки, т.е. [4]
Среднее X
Найдем оценки
дисперсий коэффициентов
по формулам