Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:02, курсовая работа
В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики профессионального образования в России позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании, которые могут привести (и уже привели) к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности.
Цель данной работы — выявление динамики соотношения учебных заведений, выпускающих специалистов среднего и высшего образования, и сопоставление этих данных с потребностями организаций в специалистах таких категорий.
В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики профессионального образования в России позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании, которые могут привести (и уже привели) к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности.
Цель данной работы — выявление динамики соотношения учебных заведений, выпускающих специалистов среднего и высшего образования, и сопоставление этих данных с потребностями организаций в специалистах таких категорий.
В профессиональном образовании выделяется три уровня:
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование.
Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовить работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий (специальностей), утвержденному Правительством Российской Федерации. Наряду с профессиональными навыками выпускники получают аттестат о полном среднем образовании. Прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку.
Среднее профессиональное образование (СПО) является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности.
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.
Среднее профессиональное образование в Москве реализуется по двум основным образовательным программам— базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки— «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т.д.).
Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1–2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. В 2005 году в Москве на базе техникумов, лицеев и ПТУ были созданы колледжи. Это государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории.
Высшее профессиональное образование (ВПО). Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона «Об образовании». Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться, по какой программе готовить выпускников. Это дает и вузам, и студентам новые возможности, но одновременно вносит некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора.
Федеральный Закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» 1996 г. определяет 3 уровня (или ступени) высшего образования следующим образом:
• первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года;
• вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;
• третья ступень: «дипломированный специалист» со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и «магистр» со сроком подготовки 6 лет (новая модель).
Двухступенчатая модель высшего образования «бакалавриат-магистратура» сегодня действует во многих государствах мира и в большей части европейских стран. Бакалаврами становится основная часть студентов вузов, так как этот уровень считается оптимальным для старта профессиональной деятельности.
В магистратуру поступают либо нацеленные на научную деятельность выпускники бакалавриата, либо лица после нескольких лет работы по окончании вуза и выявления наиболее интересной для личного карьерного роста специализации.
В педагогических университетах Москвы сохранится непрерывный пятилетний специалитет.
Ступень специалитета − самый популярный уровень в системе российского образования (5 лет обучения) на сегодняшний день. Между тем, современного работодателя все больше интересуют универсальные специалисты (бакалавры), чтобы лишь после некоторого времени работы сотрудника можно было сориентировать на более узкое направление. Бакалавр - в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее профессиональное образование (в терминологии государственного образовательного стандарта − ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Или, проще сказать, бакалавр – это выпускник вуза, который учился 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации.
Дипломированный специалист. Если решили получить квалификацию «дипломированный специалист», то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ. Фактически обучение «за партой» длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование).
Магистратура - лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации. Обучение длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и присвоением степени магистра.
Источниками данных к поставленной задаче являются официальные публикации Росстата за период 2005-2009гг. В соответствии с поставленной задачей в качестве исходных данных к обследованию были взяты:
1. численность......(Приложение 1);
2. численность......(Приложение 2);
3. ........
Из приведенных выше расчетов видно....
Если сопоставить полученные результаты с официальной статистикой по потребностям организаций в работниках по профессиональным группам, то можно сделать следующие выводы. По состоянию на 2009 год существует значительный дисбаланс между квалификациями специалистов, выпускаемых профессиональными учебными заведениями, и потребностями организаций в них. Результаты этих сравнений приведены на Рис. ....:
в 2009 году соотношение специалистов.......... составляет ......%, а потребность в них выявлена всего лишь в с
Рис. 1. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных
рабочих мест по профессиональным группам на 31 октября 2008 и 2010 гг.
(тыс. человек)
Данная работа показала.....
Приложение 1. Число учреждений начального профессионального образования
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Российская Федерация | 3392 | 3207 | 3180 | 2860 | 2658 |
Центральный федеральный округ | 712 | 683 | 672 | 622 | 586 |
Белгородская область | 34 | 34 | 33 | 33 | 30 |
Брянская область | 40 | 39 | 39 | 38 | 40 |
Владимирская область | 50 | 43 | 41 | 41 | 35 |
Воронежская область | 44 | 39 | 39 | 37 | 36 |
Ивановская область | 32 | 32 | 29 | 29 | 27 |
Калужская область | 40 | 37 | 34 | 30 | 28 |
Костромская область | 32 | 33 | 38 | 30 | 26 |
Курская область | 33 | 30 | 35 | 31 | 29 |
Липецкая область | 31 | 31 | 29 | 27 | 25 |
Московская область | 105 | 105 | 103 | 103 | 100 |
Орловская область | 26 | 27 | 26 | 25 | 24 |
Рязанская область | 38 | 37 | 36 | 22 | 22 |
Смоленская область | 36 | 34 | 33 | 30 | 26 |
Тамбовская область | 26 | 27 | 26 | 19 | 12 |
Тверская область | 51 | 51 | 49 | 48 | 48 |
Тульская область | 50 | 44 | 45 | 42 | 41 |
Ярославская область | 43 | 39 | 37 | 37 | 37 |
г.Москва | 1 | 1 | - |
|
|
Северо-Западный федеральный округ | 354 | 329 | 319 | 276 | 246 |
Республика Карелия | 18 | 16 | 16 | 13 | 15 |
Республика Коми | 35 | 32 | 42 | 27 | 24 |
Архангельская область | 55 | 55 | 50 | 47 | 41 |
Ненецкий авт.округ | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Вологодская область | 47 | 45 | 44 | 43 | 37 |
Калининградская область | 23 | 20 | 23 | 13 | 13 |
Ленинградская область | 33 | 26 | 19 | 17 | 15 |
Мурманская область | 21 | 19 | 16 | 15 | 15 |
Новгородская область | 24 | 24 | 22 | 20 | 18 |
Псковская область | 27 | 26 | 25 | 23 | 23 |
г.Санкт-Петербург | 71 | 66 | 62 | 58 | 45 |
Южный федеральный округ (по 2009 год) | 395 | 376 | 378 | 357 | 348 |
Республика Адыгея | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Республика Калмыкия | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Краснодарский край | 71 | 70 | 70 | 71 | 69 |
Астраханская область | 29 | 22 | 25 | 19 | 19 |
Волгоградская область | 69 | 62 | 59 | 59 | 57 |
Ростовская область | 103 | 101 | 100 | 96 | 96 |
Республика Дагестан | 27 | 24 | 24 | 19 | 19 |
Республика Ингушетия | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Кабардино-Балкарская Республика | 13 | 13 | 13 | 13 | 7 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Республика Северная Осетия - Алания | 16 | 17 | 16 | 16 | 16 |
Чеченская Республика | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Ставропольский край | 19 | 19 | 23 | 16 | 17 |
Приволжский федеральный округ | 785 | 750 | 705 | 638 | 568 |
Республика Башкортостан | 120 | 116 | 113 | 109 | 108 |
Республика Марий Эл | 26 | 21 | 14 | 11 | 9 |
Республика Мордовия | 37 | 37 | 39 | 32 | 26 |
Республика Татарстан | 106 | 106 | 97 | 74 | 53 |
Удмуртская Республика | 44 | 40 | 40 | 38 | 37 |
Чувашская Республика | 30 | 28 | 23 | 23 | 20 |
Пермский край | 97 | 91 | 76 | 69 | 58 |
Кировская область | 46 | 42 | 41 | 36 | 31 |
Нижегородская область | 60 | 57 | 64 | 62 | 50 |
Оренбургская область | 63 | 62 | 59 | 54 | 52 |
Пензенская область | 32 | 31 | 19 | 19 | 16 |
Самарская область | 41 | 37 | 39 | 34 | 32 |
Саратовская область | 56 | 53 | 52 | 51 | 50 |
Ульяновская область | 32 | 29 | 29 | 26 | 26 |
Уральский федеральный округ | 337 | 296 | 298 | 245 | 219 |
Курганская область | 28 | 27 | 27 | 24 | 22 |
Свердловская область | 134 | 109 | 105 | 85 | 72 |
Тюменская область | 68 | 53 | 45 | 42 | 35 |
Ханты-Мансийский авт.округ-Югра | 24 | 19 | 15 | 14 | 8 |
Ямало-Ненецкий авт.округ | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 |
Челябинская область | 107 | 107 | 121 | 94 | 90 |
Сибирский федеральный округ | 602 | 575 | 609 | 541 | 526 |
Республика Алтай | 7 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Республика Бурятия | 42 | 42 | 39 | 33 | 29 |
Республика Тыва | 13 | 13 | 13 | 16 | 13 |
Республика Хакасия | 20 | 19 | 19 | 19 | 19 |
Алтайский край | 73 | 70 | 70 | 70 | 68 |
Забайкальский край | 31 | 29 | 34 | 28 | 28 |
Красноярский край | 92 | 89 | 110 | 81 | 79 |
Эвенкийский авт.окpуг | 1 | 1 |
|
|
|
Иркутская область | 63 | 63 | 74 | 59 | 58 |
Усть-Ордынский Бурятский авт.округ | 3 | 3 | 8 |
|
|
Кемеровская область | 83 | 72 | 67 | 66 | 65 |
Новосибирская область | 82 | 77 | 76 | 73 | 72 |
Омская область | 59 | 59 | 58 | 55 | 55 |
Томская область | 37 | 36 | 42 | 34 | 33 |
Дальневосточный федеральный округ | 207 | 200 | 199 | 176 | 165 |
Республика Саха (Якутия) | 36 | 35 | 32 | 29 | 29 |
Камчатский край | 15 | 15 | 15 | 15 | 14 |
Корякский авт.округ | 1 | 1 |
|
|
|
Приморский край | 43 | 42 | 42 | 40 | 40 |
Хабаровский край | 48 | 44 | 43 | 29 | 25 |
Амурская область | 29 | 27 | 27 | 27 | 23 |
Магаданская область | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сахалинская область | 15 | 15 | 15 | 12 | 13 |
Еврейская автономная область | 8 | 8 | 11 | 10 | 7 |
Чукотский авт.округ | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Приложение 2. Число учреждений среднего профессионального образования
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Российская Федерация | 2688 | 2631 | 2566 | 2535 | 2564 |
Центральный федеральный округ | 706 | 704 | 715 | 711 | 721 |
Белгородская область | 23 | 22 | 22 | 22 | 23 |
Брянская область | 29 | 28 | 28 | 26 | 25 |
Владимирская область | 32 | 30 | 30 | 29 | 32 |
Воронежская область | 48 | 48 | 46 | 44 | 41 |
Ивановская область | 27 | 26 | 22 | 22 | 22 |
Калужская область | 27 | 27 | 26 | 24 | 24 |
Костромская область | 18 | 18 | 18 | 21 | 22 |
Курская область | 29 | 30 | 30 | 30 | 28 |
Липецкая область | 20 | 20 | 21 | 21 | 20 |
Московская область | 111 | 111 | 111 | 113 | 113 |
Орловская область | 15 | 14 | 14 | 14 | 14 |
Рязанская область | 29 | 29 | 29 | 28 | 39 |
Смоленская область | 25 | 26 | 25 | 27 | 27 |
Тамбовская область | 25 | 23 | 28 | 28 | 29 |
Тверская область | 42 | 42 | 42 | 42 | 41 |
Тульская область | 41 | 41 | 41 | 39 | 37 |
Ярославская область | 27 | 30 | 29 | 27 | 26 |
г.Москва | 138 | 139 | 153 | 154 | 158 |
Северо-Западный федеральный округ | 246 | 226 | 228 | 221 | 226 |
Республика Карелия | 14 | 15 | 14 | 14 | 14 |
Республика Коми | 22 | 23 | 20 | 20 | 20 |
Архангельская область | 33 | 26 | 26 | 27 | 27 |
Ненецкий авт.округ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Вологодская область | 26 | 26 | 26 | 26 | 29 |
Калининградская область | 11 | 11 | 11 | 9 | 12 |
Ленинградская область | 17 | 17 | 25 | 26 | 26 |
Мурманская область | 12 | 12 | 15 | 15 | 15 |
Новгородская область | 10 | 10 | 10 | 9 | 9 |
Псковская область | 15 | 15 | 14 | 14 | 14 |
г.Санкт-Петербург | 86 | 71 | 67 | 61 | 60 |
Южный федеральный округ (по 2009 год) | 306 | 296 | 279 | 280 | 280 |
Республика Адыгея | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Республика Калмыкия | 9 | 7 | 6 | 7 | 6 |
Краснодарский край | 61 | 57 | 56 | 57 | 59 |
Астраханская область | 20 | 19 | 15 | 14 | 16 |
Волгоградская область | 44 | 44 | 39 | 39 | 38 |
Ростовская область | 69 | 64 | 64 | 62 | 61 |
Республика Дагестан | 28 | 29 | 27 | 28 | 27 |
Республика Ингушетия | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Карачаево-Черкесская Республика | 7 | 7 | 5 | 5 | 5 |
Республика Северная Осетия - Алания | 13 | 13 | 13 | 13 | 12 |
Чеченская Республика | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 |
Ставропольский край | 39 | 40 | 38 | 38 | 38 |
Приволжский федеральный округ | 684 | 675 | 635 | 643 | 634 |
Республика Башкортостан | 76 | 75 | 75 | 76 | 74 |
Республика Марий Эл | 13 | 15 | 15 | 18 | 23 |
Республика Мордовия | 21 | 19 | 19 | 19 | 26 |
Республика Татарстан | 69 | 69 | 67 | 73 | 69 |
Удмуртская Республика | 34 | 32 | 31 | 28 | 29 |
Чувашская Республика | 25 | 25 | 22 | 21 | 21 |
Пермский край | 73 | 71 | 65 | 64 | 62 |
Коми-Пермяцкий авт.округ | 4 | 4 | 4 |
|
|
Кировская область | 35 | 34 | 35 | 35 | 37 |
Нижегородская область | 95 | 96 | 92 | 90 | 84 |
Оренбургская область | 50 | 50 | 37 | 37 | 36 |
Пензенская область | 30 | 30 | 29 | 38 | 34 |
Самарская область | 66 | 64 | 63 | 65 | 63 |
Саратовская область | 58 | 56 | 45 | 44 | 41 |
Ульяновская область | 39 | 39 | 40 | 35 | 35 |
Уральский федеральный округ | 228 | 232 | 225 | 211 | 230 |
Курганская область | 24 | 24 | 23 | 20 | 21 |
Свердловская область | 86 | 91 | 86 | 84 | 96 |
Тюменская область | 54 | 53 | 52 | 44 | 44 |
Ханты-Мансийский авт.округ-Югра | 23 | 22 | 22 | 18 | 20 |
Ямало-Ненецкий авт.округ | 9 | 9 | 9 | 7 | 5 |
Челябинская область | 64 | 64 | 64 | 63 | 69 |
Сибирский федеральный округ | 394 | 374 | 366 | 352 | 356 |
Республика Алтай | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Республика Бурятия | 18 | 17 | 16 | 16 | 18 |
Республика Тыва | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 |
Республика Хакасия | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 |
Алтайский край | 43 | 43 | 41 | 39 | 39 |
Забайкальский край | 21 | 22 | 23 | 22 | 23 |
Агинский Бурятский авт.округ | 2 | 2 | 3 |
|
|
Красноярский край | 64 | 62 | 61 | 58 | 59 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ | 1 | 1 | 1 |
|
|
Эвенкийский авт.окpуг | 1 | 1 | 1 |
|
|
Иркутская область | 57 | 52 | 53 | 49 | 48 |
Усть-Ордынский Бурятский авт.округ | 2 | 2 | 2 |
|
|
Кемеровская область | 53 | 53 | 49 | 49 | 50 |
Новосибирская область | 57 | 50 | 49 | 45 | 45 |
Омская область | 42 | 38 | 38 | 38 | 37 |
Томская область | 19 | 18 | 18 | 18 | 18 |
Дальневосточный федеральный округ | 124 | 124 | 118 | 117 | 117 |
Республика Саха (Якутия) | 28 | 32 | 33 | 31 | 31 |
Камчатский край | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 |
Корякский авт.округ | 1 | 1 | 1 |
|
|
Приморский край | 24 | 24 | 22 | 22 | 22 |
Хабаровский край | 25 | 25 | 24 | 26 | 25 |
Амурская область | 22 | 18 | 16 | 14 | 14 |
Магаданская область | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сахалинская область | 8 | 8 | 6 | 7 | 7 |
Еврейская автономная область | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Чукотский авт.округ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Информация о работе Статистика профессионального образования РФ