Современное состояние валютного контроля, осуществляемого таможенными органами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является роль таможенных органов в осуществлении валютного контроля. Из этой цели вытекают следующие задачи:

рассмотреть причины необходимости создания валютного контроля;
определить место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля;
обозначить сферу полномочий таможенных органов;
проанализировать деятельность таможенных органов;
подробно рассмотреть технологию осуществления валютного контроля;
осветить пути совершенствования валютного контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.……
Валютное регулирование и валютный контроль, цели и задачи. Причины необходимости создания валютного контроля……………
Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля Российской Федерации. Компетенция таможенных органов в области валютного контроля Таможенного Союза……………………
Сфера полномочий таможенных органов в осуществлении валютного контроля ………………………
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ……………………

2.1 Технология осуществления валютного контроля таможенными органами

2.2 Анализ деятельности таможенных органов………………………………..

2.3 Пути совершенствования валютного контроля в области таможенного дела……………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Валютный контроль.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Другая  таблица (№2), приведенная в приложении свидетельствует о сумме ЕАД  установленной (в тыс. $), перечисленную всего по таможне, Махачкалинским таможенным постом, Дербентским таможенным постом, таможенным постом Аэропорт.

     Анализ  действующей системы таможенного  валютного контроля позволяет выявить  некоторые положительные тенденции, которые дают основание говорить о росте ее эффективности. Вместе система валютного контроля не лишена недостатков. Самая большая проблема в том, что вначале был принят Таможенный кодекс и лишь потом - Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». А в период подготовки вступления в силу последнего началась административная реформа. Все это в совокупности очень сильно повлияло на организацию валютного контроля.

     В течение года отделом валютного  контроля проведено 128 проверок, которыми охвачено 193 валютных операций, из них 155 экспортных операций с расчетами в иностранной валюте , 8 экспортных операций с расчетами в валюте РФ и 30 валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте в оплату импортируемых товаров.4 Невысокая доля проверок импортных операций зачисления выручки в валюте РФ является следствием того, что в течение полугода таможенные органы не имели права на проведение таких проверок, а изменение валютного законодательства с 18 июня привело к тому, что сроки проверок по подавляющему большинству валютных операций наступили не ранее октября. Отсюда единственный показатель, который может быть сравним с предыдущим периодом - это число проверок зачисления экспортной валютной выручки в иностранной валюте, осуществление которых не прерывалось. 
 

     2.3 Пути совершенствования  валютного контроля  в области таможенного  дела

     Совершенствование механизма таможенного валютного  контроля экспортно-импортных операций обуславливает необходимость формирования информационной базы данных по ценам  на основные виды товаров, которая позволила бы определять достоверность заявляемых импортером сведений о перемещаемом через таможенную границу Российской Федерации товаре.

      Среди путей усиления действенности таможенного  валютного контроля за экспортно-импортными операциями важное место занимает законодательное повышение статуса Федеральной таможенной службы России. По мнению исследователей, Федеральной таможенной службе России целесообразно законодательно вернуть статус органа валютного контроля. Это даст ей возможность тесно взаимодействовать с другими органами валютного контроля, в том числе с ЦБ России, а также позволит таможенным органам и уполномоченным банкам оперативно осуществлять валютный контроль и решать возложенные на них задачи в полном объеме. Отсутствие в сегодняшнем валютном законодательстве механизма взаимодействия между органами и агентами валютного контроля следует отнести к числу существенных недостатков действующей системы валютного регулирования и валютного контроля.

      Предоставление  ФТС России статуса органа валютного контроля даст ей право издавать нормативные акты валютного контроля, отнесенные к её компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля, подобно ранее издававшимся совместным документам ЦБ России и ГТК России по контролю за экспортно-импортными операциями.

      В настоящее время заслуживает  внимания и проблема создания рационального  для современных условий механизма  взаимодействия таможенных органов  и банковских структур по осуществлению  валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Почти трехлетняя работа банковских структур и таможенных органов в автономных режимах с очевидностью показала, что разрушение ранее действовавшей системы таможенно-банковского валютного контроля привело к негативным последствиям.

      Валютный  контроль в нашей стране в основном автоматизирован, но каждое ведомство, осуществляющее его, использует не связанные  друг с другом информационные системы. Вместо четкого обмена информацией по телекоммуникационной сети взаимодействие таможенных органов и уполномоченных банков реализуется сегодня чаще всего посредством письменных запросов, что не позволяет им осуществлять оперативно валютный контроль и своевременно решать возложенные на них задачи в полном объеме. Отсутствие определенной системы взаимодействия и обмена информацией между уполномоченными банками и таможенными органами является существенным упущением реализуемой сегодня политики валютного регулирования и требует скорейшей правовой доработки.

      Требует совершенствования и  законодательная  база валютного контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок.

       Среди иных путей повышения эффективности валютного контроля за внешнеторговыми операциями следует выделить активизацию борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками». Практика работы таможенных органов показывает, что часто внешнеторговые валютные операции совершаются с участием фиктивных предприятий. Простота и доступность регистрации юридических лиц, отсутствие должного учета и контроля за учредителями таких предприятий порождают условия, при которых дешевле создать новое предприятие, чем платить таможенные пошлины и налоги.

     Важную  значимость в современных условиях приобретает совершенствование механизма взаимодействия между странами ближнего зарубежья по усилению валютного контроля за внешнеэкономической деятельностью.

      Говоря  о валютном контроле как о юридической  категории в условиях внешнеэкономической  деятельности, учитывая его роль в  области таможенного дела, отражение  современного состояния проблем  по данному вопросу, можно заключить, что валютное регулирование является самостоятельным методом государственного регулирования экономики, наряду с денежно-кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием. Валютное регулирование, с одной стороны, находится в зависимости от денежно-кредитного регулирования, так как валюта - это деньги, используемые в международных экономических отношениях. С другой стороны, валютное регулирование оказывает прямое воздействие на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование влияет на валютные отношения. И, наконец, велика зависимость внутреннего и внешнего балансов страны.

       То есть, вся деятельность таможенных органов должна быть скоординирована, и направлена на достижение общей цели; валютное регулирование должно быть подчинено единой цели макроэкономического регулирования - обеспечению устойчивого долгосрочного экономического роста и высоких жизненных стандартов;  задачи, решаемые посредством данной деятельности, должны способствовать поддержанию долгосрочного устойчивого внешнего равновесия. 
 
 

Заключение 

         В системе органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности и осуществления валютного контроля за ней особая роль отводится таможенным органам России как наиболее динамично развивающимся, своевременно и качественно обслуживающим участников внешнеэкономической деятельности.

     Необходимость введения механизма валютного контроля в области таможенного дела была предопределена рядом факторов, среди  которых: утечка капитала за границу, рост числа правонарушений в сфере внешней торговли, развитие теневого сектора экономики. Формулируются особенности валютного контроля при экспорте товаров. Аргументируется предложение об отмене нормы, устанавливающей уплату платежа за выполнение банком функции агента валютного контроля. Подвергаются анализу позиции ученых по проблеме либерализации валютного контроля

      Все таможенные органы осуществляют функции  валютного контроля в пределах своей  компетенции. С этой целью в их составе действуют специально созданные  структурные подразделения:

  • в ФТС России – Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля
  • в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;
  • в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы валютного контроля;
  • в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному контролю.

     Сама  цель валютного контроля может быть определена как обеспечение законности при проведении валютных операций. В первую очередь, это выражается в проверке соблюдения режимов валютных ограничений. Однако контроль за законностью распространяется и на совершение действий, не подпадающих под запреты или ограничения.

     Среди путей усиления действенности таможенного валютного контроля за экспортно-импортными операциями важное место занимает законодательное повышение статуса Федеральной таможенной службы России. По мнению исследователей, Федеральной таможенной службе России целесообразно законодательно вернуть статус органа валютного контроля.

      В настоящее время заслуживает  внимания и проблема создания рационального  для современных условий механизма  взаимодействия таможенных органов  и банковских структур по осуществлению  валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Требует совершенствования и  законодательная база валютного контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок.

     Проанализировав можно сказать, что вся деятельность таможенных органов должна быть скоординирована, и направлена на достижение общей цели; валютное регулирование должно быть подчинено единой цели макроэкономического регулирования - обеспечению устойчивого долгосрочного экономического роста и высоких жизненных стандартов;  задачи, решаемые посредством данной деятельности, должны способствовать поддержанию долгосрочного устойчивого внешнего равновесия. 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

1. Нормативные документы:

1.1. Федеральный Закон от 10 декабря 2003 года -  N 173-ФЗ (ред. 26.07.2006), от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 131-ФЗ, от 30.12.2006 N 267-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 05.07.2007 N 127-ФЗ, от 30.10.2007 N 242-ФЗ, от 22.07.2008 N 150-ФЗ) "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон).

1.2. Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

1.3. Письмо  Департамента  финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 3 апреля 2006 г. N 12-1-4/748.

1.4. Постановление Правительства Российской Федерации  от 20 декабря 2004 г. N 813, от 10 апреля 2006 г. N 203, от 30 декабря 2006 г. N 856

1.5. Письмо ФТС России от 21 июня 2005 г. N 14-14/20697.

1.6. Письмо ФТС России от 1 ноября 2004 г. N 13-15/5393.

2. Специальная литература:

2.1. Совершенствование управления системой организации таможенного валютного контроля в России на современном этапе // Современное управление. 2006. № 8 (0,5 п. л.).

2.2. Таможенное дело - Молчанова О.В. - Учебное пособие // Феникс. 2007

2.3. Г.В.Матвиенко «О взаимодействии таможенных органов и иных агентов валютного контроля и толковании норм валютного законодательства» („Финансовое право“, 2007, N 8)

2.4. Таможенный валютный контроль экспортно-импортных операций в Российской Федерации. Федорков Д. А. 2002.

Информация о работе Современное состояние валютного контроля, осуществляемого таможенными органами