Современное состояние валютного контроля, осуществляемого таможенными органами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является роль таможенных органов в осуществлении валютного контроля. Из этой цели вытекают следующие задачи:

рассмотреть причины необходимости создания валютного контроля;
определить место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля;
обозначить сферу полномочий таможенных органов;
проанализировать деятельность таможенных органов;
подробно рассмотреть технологию осуществления валютного контроля;
осветить пути совершенствования валютного контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.……
Валютное регулирование и валютный контроль, цели и задачи. Причины необходимости создания валютного контроля……………
Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля Российской Федерации. Компетенция таможенных органов в области валютного контроля Таможенного Союза……………………
Сфера полномочий таможенных органов в осуществлении валютного контроля ………………………
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ……………………

2.1 Технология осуществления валютного контроля таможенными органами

2.2 Анализ деятельности таможенных органов………………………………..

2.3 Пути совершенствования валютного контроля в области таможенного дела……………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Валютный контроль.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

      ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО  ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 

2.1 Технология осуществления  валютного контроля  таможенными органами 

          Валютный контроль, проводимый таможенными органами в рамках своей компетенции, в настоящее время решает задачи по предотвращению оттока валютных средств из страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности субъектами валютных отношений.

     Валютный  контроль осуществляется таможенными  органами также с целью проверки:

    • ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;
    • возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

     Для целей осуществления валютного  контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении  валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами4.

     Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения  учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

   Рассмотрим  осуществление валютного контроля при проверке таможенной декларации и выпуске товаров в рамках технологии, основанной на применении ПС.

     В технологию валютного контроля, основанную на применении ПС,

включаются  возмездные поставки товаров по внешнеэкономическим договорам (сделкам), на которые в соответствии  с валютным законодательством распространяется требование об оформлении ПС.

      При принятии решения о необходимости представления декларантом ПС и   заявления   его  реквизитов  в  таможенной  декларации  необходимо

учитывать следующее:

  1. ПС/ПСб  подлежат  представлению  в  таможенные  органы,  если декларируемые  товары  помещаются  под  заявляемый таможенный режим на основании  договора,  на  который  в  соответствии с законодательством Российской  Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  распространяется  требование  об  их оформлении (исключение составляет  таможенный  режим международного таможенного транзита, при котором  не установлено требование о заявлении в транзитной декларации сведений о ПС/ПСб);
  2. порядок оформления ПС установлен Инструкцией N 117-И;
  3. в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции N 117-И требование об оформлении ПС распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в     банке-нерезиденте     в    случаях,    установленных    валютным законодательством,  за  вывозимые  с  таможенной территории Российской Федерации  или  ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары,  а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию  и результаты  интеллектуальной  деятельности, в том числе исключительные   права   на   них по  внешнеэкономическому  договору, заключенному  между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

     Из  указанных положений Инструкции N 117-И следует, что требование об оформлении ПС не распространяется на:

    • договоры,   по   которым  расчеты  осуществляются  через  счета

      резидентов,  открытые  в  Банке  России, поскольку подразделения Банка России  не являются уполномоченными банками, а также при осуществлении расчетов через счета, открытые в Федеральном казначействе;

    • договоры,     предусматривающие     поставку     товаров     по государственному   кредиту  либо  в  счет  погашения  государственного кредита, учет валютных операций по которым осуществляет уполномоченный банк,  ведущий  в  соответствии  с  международным договором с участием Российской  Федерации  соответствующий  кредитный  счет, не являющийся счетом резидента5.

     Декларирование  товаров,  перемещаемых  по  указанным  договорам, производится   без   представления   ПС   на   основании   информации, содержащейся в списках конечных пользователей по займам и грантам МБРР

и  ЕБРР,  направляемых  Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля  ФТС России в таможенные  органы  (на основании информации Минфина России). В случае невозможности  отнесения договора к внешнеторговой сделке, заключенной в  счет  соглашений  по займам МБРР и ЕБРР, при декларировании товаров импортер  представляет  письменное подтверждение о том, что расчеты по договору  осуществляются  за счет средств займов МБРР и ЕБРР, выданное организацией,   уполномоченной   представлять   в   таможенные  органы информацию о договорах, финансируемых за счет средств указанных займов (списки  таких организаций также направляются Управлением валютного контроля ФТС России на основании информации Минфина России).

      В случаях, когда расчеты по договорам, заключенным и оплачиваемым

за счет средств займов МБРР и ЕБРР, осуществляются со счета импортера,

открытого  в  одном  из  уполномоченных банков или банке-нерезиденте в

соответствии  с соглашением о займе, на такой  договор распространяется

требование  об  оформлении  ПС  (кроме случаев,  указанных в п. 3.2

Инструкции N 117-И)6;

  • договоры между резидентами;
  • договоры между нерезидентами;

   4) в соответствии с пунктом 3 Информационного письма Банка России от 31 декабря 2004 г. N 30 "Обобщение практики применения нормативных актов  Банка  России  по  вопросам валютного регулирования и валютного контроля"  требование  об  оформлении  ПС распространяется на договоры аренды/лизинга.   Соответственно   представление   ПС   требуется  при декларировании товаров, перемещаемых по соответствующим договорам;

   5) согласно   пункту  3.2  Инструкции  N  117-И  требование  об оформлении ПС не распространяется на валютные операции, осуществляемы по договору, заключенному:

  • между  нерезидентами  и  физическими  лицами  - резидентами, не являющимися   индивидуальными  предпринимателями,  при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
  • между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
  • между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально   уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации  на осуществление  валютных  операций  в  соответствии с частью 5 статьи 5 Закона N 173-ФЗ7.
  • между  нерезидентом  и  резидентом  в  случае, если общая сумма контракта  не  превышает  в  эквиваленте  5  000 долларов США по курсу иностранных  валют  к  рублю,  установленному  Банком  России  на дату заключения контракта, с учетом внесенных изменений и дополнений.

     В   случае   сомнений   в  необходимости  оформления  ПС  на представленный  при  помещении товаров под  заявляемый таможенный режим возмездный  договор,  если  ПС  оформлен  и  представлен  декларантом, допускается указание реквизитов ПС в графе 28 ГТД.

     При проверке таможенной декларации, поданной с представлением ПС,   осуществляется   проверка   достоверности   (подлинности)  ПС  и соблюдения  порядка  оформления  ПС,  в  том числе соответствие  его представленному договору.

     Проверка  достоверности  (подлинности ПС) и его соответствие договору осуществляется на основе сверки:

   1) основных  реквизитов договора и ПС, позволяющих их однозначно идентифицировать,  включая  соответствие  сведений,  указанных  в  ПС, сведениям,   указанным  в  договоре,  с  учетом  внесенных  в  договор изменений  и/или  дополнений (номер и дата договора, реквизиты сторон, валюта  цены и сумма договора, указанных в соответствии с требованиями Инструкции N 117-И);

   2) представленного   ПС   (копии  ПС)  его  электронной  копии, содержащейся в электронной базе данных паспортов сделок, получаемой из ФТС  России8;

   3) копии  ПС  его оригиналу (при необходимости с учетом изданных профилей   риска   по   валютному   контролю),   после  чего  оригинал возвращается  лицу, их представившему (на основании пункта 7 статьи 63 Кодекса - в случае представления копии ПС);

   4) оттиска  печати  уполномоченного  банка на ПС (на копии ПС) с образцом  оттиска  печати,  содержащимся в Карточках образцов оттисков печатей   уполномоченных  банков,  используемых  для  целей  валютного контроля, направляемых ФТС России в региональные таможенные управления и таможни.

     В связи с этим при  таможенном  оформлении  товаров  считаем возможным   принимать   ПС,   которые  содержат   новые (измененные) наименования    уполномоченных    банков,    но   заверены   печатями, используемыми   для  целей  валютного  контроля,  старого  образца  до получения  информации  от  Банка  России  о регистрации новых образцов оттисков,  которая  направляется  ФТС России в региональные таможенные управления и таможни.

     Проверка   соблюдения   порядка   (правил)   оформления  ПС осуществляется по следующим критериям:

  1. соблюдение  установленной формы ПС, в том числе перечня граф, наличие подписей и печатей, его удостоверяющих9;
  2. правильность формирования номера ПС10;
  3. соответствие реквизитов уполномоченного банка, оформившего ПС (наименование,   номер   лицензии,   код   ОГРН,   адрес),  сведениям, содержащимся   в   электронном   справочнике   уполномоченных   банков (BANKLIST), направляемом ГНИВЦ ФТС России;   
  4. реквизиты  Экспортера (Импортера) - в объеме, достаточном для его идентификации.

     Случаи, не требующие внесения изменений в оформленный ПС и не влияющие   на   реализацию   автоматизированной  технологии  валютного

контроля:

    1. сомнения  в  правильности указания в ПС кода вида договора, а также  сведений,  указываемых  в  других  графах  ПС,  не  влияющих на возможность идентификации ПС по отношению к представленному договору;
    2. указание  краткого  наименования  банка  вместо  полного (при совпадении других реквизитов банка);
    3. при  наличии  в  ПС  более  ранней даты завершения исполнения обязательств  по контракту, чем дата подачи таможенной декларации (при ввозе  товаров  на  таможенную  территорию  Российской  Федерации либо изменении  предшествующего  таможенного режима ввезенных товаров).
 
 

2.2 Анализ деятельности  таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 

     Раскрывая основную систему организации валютного контроля таможенными органами и особенности функционирования механизма таможенного валютного контроля, рассмотрим подробно анализ результативности на примере сведений Дагестанской таможни.

     В течение с 2005 по 2007 года в соответствии со своими полномочиями Дагестанская таможня в пределах своей компетенции проводила работу по организации валютного регулирования и валютного контроля внешнеторговых операций, а именно:

  • привлечение к ответственности правонарушителей за нарушение валютного законодательства в пределах своей компетенции;
  • оформление грузовых таможенных деклараций (ЕАД)  с паспортами сделок;
  • проводился учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу РФ иностранной валюты.

     Сравнительный анализ показателей валютного контроля 2005 г. с 2006 осуществляемого Дагестанской таможней показал, что количество оформленных  ЕАД и ЕАД с ПС увеличился примерно на 9%, это говорит о незначительном росте осуществляемых внешнеторговых операциях на территории Республики Дагестан в сравнении с другими регионами РФ.

     По  итогам года вывоз иностранной валюты превысил ввоз в 16,2 раза. В течение  всего 2006 года в структуре перемещения  вывоз иностранной валюты значительно преобладал над ввозом, что характерно и для предыдущих периодов.

     Сравнение объемов перемещаемых наличных денежных средств по видам валют показывает, что основная масса перемещаемой наличной иностранной валюты приходится на ввоз и вывоз долларов США. Доля долларов США в общем объеме перемещенной наличной иностранной валюты составляет 96,9 %. В 2005 году ввезено 5 092 582,00 долларов США и вывезено 94 267 561,00 долларов США, для сравнения: в 2004 году ввезено 10 661 645,00 долларов США и вывезено 100 905 439,00 долларов США, т.е. объемы ввоза и вывоза по сравнению с прошлым годом уменьшились в 2 и в 1,07 раза, соответственно.

     Количество  оформленных ЕАД отделом валютного  контроля по таможне на период 2005-2007 года, в Махачкалинском таможенном посту, отделом таможенного оформления и таможенного контроля Дербентского таможенного поста, таможенным постом Аэропорт и Морским таможенным постом из них по экспорту и импорту отражены в таблице№1.

Информация о работе Современное состояние валютного контроля, осуществляемого таможенными органами