Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить сущность и роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства. Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить виды таможенных платежей, уплачиваемые в Республике Беларусь;
- обозначить основные условия эффективности применения данных платежей;
- для практической наглядности рассмотреть применение данных инструментов в рамках действующего законодательства Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Введение.......................................................................................................................4
1 Общая характеристика таможенных платежей…………………………………5
1.1 Место и значение таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства…………………………………5
1.2 Характеристика видов таможенных платежей…………………………………8
2 Анализ таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ..17
2.1 Законодательная регламентация таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ………………………………………………….…17
2.2 Анализ динамики таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………………….20
3 Направления совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………
Все таможенные
платежи поступают в бюджет, а
взимание таможенных платежей при таможенном
оформлении товаров обеспечивает авансовое
наполнение доходов бюджета. Таможенные
платежи уплачиваются непосредственно
декларантом (лицом, перемещающим товары)
либо иным лицом в соответствии с таможенным
законодательством. Плательщиками являются
как резиденты, так и нерезиденты Республики
Беларусь.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному
органу, производящему таможенное оформление
товаров или на таможенных складах которого
хранятся товары, принятие предварительного
решения, либо выдающему квалификационные
аттестаты, либо таможенным лабораториям.
Таможенные платежи объединяет то, что
они связаны общей формой их взимания
таможенными органами и правовая основа
по их начислению закреплена в таможенном
законодательстве. Значимую роль в регулировании
внешнеэкономической деятельности и наполнении
бюджета играют налоговые таможенные
платежи: таможенные пошлины, акцизы, налог
на добавленную стоимость и таможенные
платежи с физических лиц. Объектом обложения
налоговыми таможенными платежами являются
товары, перемещаемые через таможенную
границу.
Структура таможенных платежей в разрезе их видов приведена в таблице 2.
Таблица 2 − Структура таможенных платежей в разрезе их видов (в фактически действовавших ценах)
Налоговые доходы от ВЭД |
Таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины |
Вывозные таможенные пошлины |
Прочие сборы и поступления
от внешнеэкономической |
Ввозные таможенные пошлины, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, поступившие от государств — участников ТС в соответствии с международными соглашениями |
Ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин |
Специальные, антидемпинговые и | |||||||
Млрд. руб. |
Млрд. руб. |
Уд. вес в нал. доходах, % |
Млрд. руб. |
Уд. вес в нал. доходах, % |
Млрд. руб. |
Уд. вес в нал. доходах, % |
Млрд. руб. |
Уд. вес в нал. доходах, % |
Млрд. руб. |
Уд. вес в нал. доходах, % |
Млрд. руб. |
Уд. вес в нал. доходах, % | |
2008 |
10612,5 |
2465,1 |
23 |
8139,1 |
77 |
8,2 |
0,077 |
||||||
2009 |
7969,5 |
2322,5 |
29 |
5637,2 |
71 |
9,7 |
0,123 |
||||||
2010 |
5776,5 |
2138,2 |
37 |
1655,5 |
29 |
712,9 |
12 |
1223,4 |
21 |
46 |
1 |
||
2011 |
15146,8 |
1639,5 |
11 |
7125,4 |
47 |
–150,4 |
0,9 |
6281,3 |
41 |
250 |
1,6 |
0,9 |
0,006 |
2012 |
25826,3 |
2872,9 |
11 |
10927,5 |
42 |
1160,6 |
4 |
10478,7 |
41 |
384,3 |
1,4 |
2 |
0,008 |
Примечание − Источник: собственная
разработка на основании статистических
данных об исполнении государственного
бюджета
Основой таможенно-тарифного
регулирования являются таможенные
пошлины – обязательный взнос, взимаемый
таможенными органами при экспорте
и импорте товаров и являющийся
условием их внешнеэкономической
Как видно из таблицы 2 наибольший удельный вес в общей сумме таможенных платежей имеют вывозные таможенные пошлины. В 2008-2009 годах данных платежей составила 77 и 71 процент соответственно. Основываясь на этих данных, можно сделать вывод о том, что таможенные пошлины на тот момент выполняли чисто фискальную функцию, и были направлены на выполнение одной цели – пополнение государственного бюджета. Однако, со вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз в 2010 году, состав и структура таможенных выплат в государственный бюджет кардинально изменились. Как ранее упоминалось, белорусское правительство в 2010 отменило экспортные пошлины на нефтепродукты, чтобы снизить налоговую нагрузку на нефтепереработчиков. Это существенно снизило сумму поступлений в бюджет от вывозных таможенных пошлин с 5637,2 млрд. руб. в 2009 до 1655,5 млрд. руб. в 2010 году. Тем не менее, со вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз, бюджет получил дополнительные источники финансирования:
Как видно из таблицы 2, начиная с 2010 республиканский бюджет получил еще один существенный источник дохода – таможенные пошлины, полученные и распределенные между участниками в рамках Таможенного союза. Удельный вес данных поступлений в общем объеме поступлений значителен: 21% в 2010 году и 41% в 2011-2012 годах. Это свидетельствует о том, что в последние годы усиливается значимость и величина налоговых таможенных платежей взимаемых при пересечении таможенной границы Республики Беларусь в рамках Таможенного союза.
3 Направления совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)
Таможенное регулирование основной своей целью ставит защиту белорусского рынка, отечественных потребителей и производителей, стимулирование развития экономики экспорта товаров, решение задач торговой политики и т.п. Эти задачи обусловлены острой потребностью Республики Беларусь в обеспечении суверенитета и независимости, его национальной безопасности. Таможенное регулирование наряду с таможенным делом составляет предмет таможенного права, закреплено в качестве составной части внутренней и внешней политики государства и имеет определенные цели, в основном носящие экономический характер.
Основным условием эффективности таможенной пошлины является ее соответствие разнице цен на отечественный товар на внутреннем рынке и цене аналогичного товара на мировом рынке. Если пошлина компенсирует эту разницу цен (или превышает ее) – пошлина может выполнять защитную функцию.
Многие,
аналогичные по потребительским
свойствам, импортные товары производятся
в Республике Беларусь или их производство
может быть организовано в нашей
стране на экономически выгодных условиях.
Но некоторые товары могут попасть
на внутренний рынок только путем
ввоза из других стран. К их числу
относятся отсутствующие в
Напомним,
что экономической основой
Если
таможенные пошлины, установленные
в соответствии с существующим в
данный момент соотношением цен, то они
выравнивают условия
Ввозные
пошлины могут быть установлены
выше разницы между мировыми и
национальными ценами. В этом случае
они будут выполнять
Если величина таможенной пошлины значительно меньше указанной разницы цен, она не будет выполнять защитной функции и пошлина не может быть эффективным инструментом внешнеторговой политики. Но, как правило, при этом страна не вправе (из – за членства в ВТО или опасности ответных санкций) значительно увеличить ставки таможенных пошлин. В настоящее время это явление имеет повсеместный характер.
Таможенные
пошлины, установленные ниже разницы
между мировыми и национальными
ценами, создают благоприятные условия
для импорта товаров и их функцию
можно рассматривать как
Таможенные
пошлины, применяемые к товарам,
не имеющим отечественных
Экспортная
(вывозная) таможенная пошлина взимается
с товаров, вывозимых за пределы
таможенной территории государства (группы
государств). Как правило, экспортная
таможенная пошлина применяется
государствами с недостаточно развитой
экономикой либо государствами с
богатым запасов природных
Однако экспортные пошлины противоречат природе рыночные отношений, так как их взимание повышает цену экспортируемых товаров и понижает их конкурентоспособность на мировом рынке. Это может привести к отказу в приобретении экспортируемых товаров, что приведет к негативным процессам в национальной экономике. Экспортные пошлины имеют ограниченное применение и ряд стран, ранее взимавших такой вид пошлин, в настоящее время отказались от них.
И, что естественно, любая пошлина выполняет фискальную функцию, обеспечивая доходы бюджета.
При этом в рамках создания условий для экономического роста можно выделить несколько направлений: