Совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить сущность и роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства. Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить виды таможенных платежей, уплачиваемые в Республике Беларусь;
- обозначить основные условия эффективности применения данных платежей;
- для практической наглядности рассмотреть применение данных инструментов в рамках действующего законодательства Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Общая характеристика таможенных платежей…………………………………5
1.1 Место и значение таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства…………………………………5
1.2 Характеристика видов таможенных платежей…………………………………8
2 Анализ таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ..17
2.1 Законодательная регламентация таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ………………………………………………….…17
2.2 Анализ динамики таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………………….20
3 Направления совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

Основываясь на вышесказанном, можно  определить, что:

  1. Таможенные платежи являются формой отношений между государством и участниками внешнеэкономических сделок, содержащая тарифные, сверхтарифные и иные меры, при необходимости совместно с нетарифными, в целях оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленная на защиту экономической безопасности государства.
  2. В Республику Беларусь уплачиваются следующие таможенные платежи: таможенные пошлины; акцизы; налог на добавленную стоимость; таможенные сборы.
  3. Таможенные платежи реализуют следующие функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и распределительную.
  4. Таможенная пошлина является основой тарифного регулирования и представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
  5. Налог на добавленную стоимость относится к косвенным внутренним налогам. Он выполняет две основные функции: а) по регулированию внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке; б) фискальную функцию, связанную с пополнением доходной части республиканского бюджета.
  6. Акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров. Является экономической нетарифной мерой, способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами.
  7. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ таможенных платежей  в Республике Беларусь (Таможенном союзе)

2.1 Законодательная  регламентация таможенных платежей  в Республике Беларусь (Таможенном союзе)

 

Правовая  база таможенных платежей состоит из внутреннего таможенного законодательства и международно-правовых договоров  и соглашений с участием Республики Беларусь, касающихся таможенных вопросов.

6 июля 2010 года образовалась единая таможенная территория Таможенного союза между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза. Данный Кодекс определяет правовое регулирование:

  • отношений, связанных с:
  • перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза
  • использованием в соответствии с таможенными процедурами;
  • проведением таможенного контроля;
  • уплатой таможенных платежей;
  • властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 года, продолжает действовать на территории Республики Беларусь в той части, в которой не противоречит Таможенному кодексу Таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утвержден Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТТС).

Пунктом 2 Решения Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании  таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств – участников Таможенного союза, если иное не предусмотрено:

  • Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
  • Решением «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
  • Иными решениями Комиссии Таможенного союза.

 Вопросы, не урегулированные  таможенным законодательством Таможенного  союза, решаются в соответствии  с законодательством государств – членов Таможенного союза. 

Ставки вывозных таможенных пошлин установлены следующими нормативными правовыми актами:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2010г. №716 «О ставках вывозных таможенных пошлин».

2. Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2011г. №40 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье».

3. Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2010г. №272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса».

4. Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2010г. №522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 №1932 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». 

Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер регламентируется следующими документами:  

1. Решение Комиссии Таможенного союза №698 от 22.06.2011г. «О мерах по защите экономических интересов производителей машиностроительного крепежа в Таможенном союзе».

2. Решение Комиссии Таможенного союза №699 от 22.06.2011г. "О мерах по защите экономических интересов производителей никельсодержащего плоского проката из коррозионностойкой стали в Таможенном союзе».

3. Решение Комиссии Таможенного союза №700 от 22.06.2011г.  «О мерах по защите экономических интересов производителей полиамидных технических нитей в Таможенном союзе».

4. Решение Комиссии Таможенного союза №701 от 22.06.2011г.  «О мерах по защите экономических интересов производителей подшипниковых труб в Таможенном союзе».

5.  Решение Комиссии Таможенного союза №702 от 22.06.2011г.  «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе».

6. Решение Комиссии Таможенного союза №703 от 22.06.2011г.  «О мерах по защите экономических интересов производителей крепежных изделий в Таможенном союзе».

7. Решение Комиссии Таможенного союза №704 от 22.06.2011г.    «О мерах по защите экономических интересов производителей столовых приборов в Таможенном союзе».

8. Решение Комиссии Таможенного союза №705 от 22.06.2011г.  «О мерах по защите экономических интересов производителей подшипников качения в Таможенном союзе».

9. Решение Комиссии Таможенного союза №706 от 22.06.2011г.  «О мерах по защите экономических интересов производителей нержавеющих труб в Таможенном союзе».

10.   Решение Комиссии Таможенного союза №856 «О мерах по защите экономических интересов производителей карамели в Таможенном союзе».

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 904 «О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в таможенном союзе».

12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 г. № 49 «О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе».

Регламентация применения таможенных сборов установлена в статье 72 таможенного Кодекса Таможенного Союза. В частности, в ней указано, что виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств – членов таможенного союза. Таким образом Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» были определены виды таможенных сборов, взимаемых в Республике Беларусь.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 Декабря 2009г. №71-З регламентирует особенности исчисления и уплаты ввозного и вывозного налога на добавленную стоимость и акцизов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ динамики  таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)

 

Основным инструментом таможенно-тарифного  регулирования являются таможенные платежи, которые представляют собой  денежные средства, взимаемые с лиц, участвующих в процессе перемещения  товаров и транспортных средств  и могут быть определены как обязательные отчисления в пользу государства, не предусматривающие получение какой  бы то ни было определенной выгоды. Влияние на содержательную сторону таможенных платежей оказывает их функциональное назначение. Именно оно конкретизирует роль платежей в экономической структуре общественного производства и международной торговле. Функциональное назначение таможенных платежей подчинено решению конкретных социально-экономических задач переходного периода, а также задач по обеспечению эффективного формирования и функционирования рыночных отношений. Основной целью таможенного налогообложения является сбор поступлений в доход государства для того, чтобы передать контроль над экономическими ресурсами от плательщиков государству в целях использования таких ресурсов в предоставлении общественных и социальных благ. 

В условиях развития мирохозяйственных  связей укрепляется роль таможенного  обложения в регулировании внешнеэкономической  деятельности и обеспечении доходов государственного бюджета. Удельный вес поступлений в бюджет от деятельности таможенных органов составляет: 20,8% в 2008 году, 17,1% в 2009 году, 11,9% в 2010 году, 17,1% в 2011году, 26,7% в 2012 году (рис 1).

 

 

Рисунок 1 − Динамика поступлений таможенных платежей

Примечание − Источник: собственная  разработка

 

К налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности (ввозные и вывозные таможенные сборы, пошлины, прочие поступления  от внешнеэкономической деятельности) составили:

 

Таблица 1 − налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (в фактически действовавших ценах)

 

2008

Млрд. руб.

10612,5

Уд. вес в дох. бюджета, %

20,8

2009

Млрд. руб.

7969,5

Уд. вес в дох. бюджета, %

17,1

2010

Млрд .руб.

5776,5

Уд. вес в дох. бюджета, %

11,9

2011

Млрд. руб.

15146,8

Уд. вес в дох. бюджета, %

17,7

2012

Млрд. руб.

25826,3

Уд. вес в дох. бюджета, %

26,7


 Примечание − Источник: собственная разработка на основании статистических данных об исполнении государственного бюджета.

 

Как видно из анализа таблицы 1, начиная с 2008 года, происходит рост налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь в белорусских рублях. С 10613 млрд. руб. в 2008 году, до 25474 млрд. руб. в 2012 году. Также мы можем увидеть изменение удельного веса в доходах бюджета. Самый высокий % был достигнут в 2012 году – 26,7%, а самый низкий в 2010 году - 11,9%. В 2010 году белорусский бюджет недополучил существенную сумму по статье «налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД)». По данным Министерства по налогам и сборам, в 2010 году такие доходы уменьшились на 34,2%. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 году условий поставки «нефти сырой». В 2009 году налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности принесли бюджету около 8 трлн рублей, а в 2010-м - 5,8 трлн рублей. Согласно закону о республиканском бюджете, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности должны были принести казне в 2010 году 10,1 трлн рублей (28,4% от всех доходов республиканского бюджета). Однако изменившиеся условия поставок нефти привели к существенному уменьшению этой статьи доходов.

В 2010 году, после введения российской пошлины на поставляемую в Беларусь нефть, белорусское правительство  отменило экспортные пошлины на нефтепродукты, чтобы снизить налоговую нагрузку на нефтепереработчиков. Итоги 2010 года показывают, что интересы бюджета серьезно пострадали в результате отмены пошлин на нефтепродукты. Вместо ожидаемых 10,1 трлн рублей казна от внешнеэкономической деятельности получила на 4,2 трлн рублей меньше. Это обстоятельство привело к росту дефицита всего госбюджета - по указу президента дефицит госбюджета-2010 увеличен в 1,8 раза.

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности повлияли также и на исполнение госбюджета в 2011 году. Согласно планам правительства, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности должны были принести казне 7,2 трлн рублей, а принесли 15146,9 трлн. руб., увеличившись по сравнению с 2010-м почти в 2 раза.

Одним из источников, который обеспечил увеличение налоговых доходов от ВЭД, стало возобновление действия экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Напомним, что 31 декабря 2010-го президент Беларуси своим указом возобновил действие экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Данное решение было принято после того, как Россия согласилась с 2011 года поставлять нефть в Беларусь без взимания пошлин.

Кроме этого, еще один источник, который может благоприятно сказаться на доходах бюджета, - экспортные пошлины на калийные удобрения.

В 2010 году ставка экспортной пошлины на удобрения установлена в размере 50 евро за тонну. А с 1 июня 2011 года ставка вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения с территории РБ составляет 75 евро за 1 тонну. Повышение пошлин на калийные удобрения действительно помогло доходной статье бюджета, калийные удобрения и нефтепродукты - самые главные экспортные товары Беларуси.

Информация о работе Совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)