Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить сущность и роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства. Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить виды таможенных платежей, уплачиваемые в Республике Беларусь;
- обозначить основные условия эффективности применения данных платежей;
- для практической наглядности рассмотреть применение данных инструментов в рамках действующего законодательства Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Введение.......................................................................................................................4
1 Общая характеристика таможенных платежей…………………………………5
1.1 Место и значение таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства…………………………………5
1.2 Характеристика видов таможенных платежей…………………………………8
2 Анализ таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ..17
2.1 Законодательная регламентация таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ………………………………………………….…17
2.2 Анализ динамики таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………………….20
3 Направления совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………
Основываясь на вышесказанном, можно определить, что:
2 Анализ таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)
2.1 Законодательная
регламентация таможенных
Правовая
база таможенных платежей состоит из
внутреннего таможенного
6 июля 2010 года образовалась единая таможенная территория Таможенного союза между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза. Данный Кодекс определяет правовое регулирование:
Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 года, продолжает действовать на территории Республики Беларусь в той части, в которой не противоречит Таможенному кодексу Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утвержден Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТТС).
Пунктом 2 Решения Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств – участников Таможенного союза, если иное не предусмотрено:
Вопросы, не урегулированные
таможенным законодательством
Ставки вывозных таможенных пошлин установлены следующими нормативными правовыми актами:
1. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2010г. №716 «О ставках вывозных таможенных пошлин».
2. Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2011г. №40 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье».
3. Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2010г. №272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса».
4. Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2010г. №522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 №1932 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер регламентируется следующими документами:
1. Решение Комиссии Таможенного союза №698 от 22.06.2011г. «О мерах по защите экономических интересов производителей машиностроительного крепежа в Таможенном союзе».
2. Решение Комиссии Таможенного союза №699 от 22.06.2011г. "О мерах по защите экономических интересов производителей никельсодержащего плоского проката из коррозионностойкой стали в Таможенном союзе».
3. Решение Комиссии Таможенного союза №700 от 22.06.2011г. «О мерах по защите экономических интересов производителей полиамидных технических нитей в Таможенном союзе».
4. Решение Комиссии Таможенного союза №701 от 22.06.2011г. «О мерах по защите экономических интересов производителей подшипниковых труб в Таможенном союзе».
5. Решение Комиссии Таможенного союза №702 от 22.06.2011г. «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе».
6. Решение Комиссии Таможенного союза №703 от 22.06.2011г. «О мерах по защите экономических интересов производителей крепежных изделий в Таможенном союзе».
7. Решение Комиссии Таможенного союза №704 от 22.06.2011г. «О мерах по защите экономических интересов производителей столовых приборов в Таможенном союзе».
8. Решение Комиссии Таможенного союза №705 от 22.06.2011г. «О мерах по защите экономических интересов производителей подшипников качения в Таможенном союзе».
9. Решение Комиссии Таможенного союза №706 от 22.06.2011г. «О мерах по защите экономических интересов производителей нержавеющих труб в Таможенном союзе».
10. Решение Комиссии Таможенного союза №856 «О мерах по защите экономических интересов производителей карамели в Таможенном союзе».
11. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 904 «О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в таможенном союзе».
12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 г. № 49 «О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе».
Регламентация применения таможенных сборов установлена в статье 72 таможенного Кодекса Таможенного Союза. В частности, в ней указано, что виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств – членов таможенного союза. Таким образом Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» были определены виды таможенных сборов, взимаемых в Республике Беларусь.
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 Декабря 2009г. №71-З регламентирует особенности исчисления и уплаты ввозного и вывозного налога на добавленную стоимость и акцизов.
2.2 Анализ динамики
таможенных платежей в
Основным инструментом таможенно-тарифного
регулирования являются таможенные
платежи, которые представляют собой
денежные средства, взимаемые с лиц,
участвующих в процессе перемещения
товаров и транспортных средств
и могут быть определены как обязательные
отчисления в пользу государства, не
предусматривающие получение
В условиях развития мирохозяйственных
связей укрепляется роль таможенного
обложения в регулировании
Рисунок 1 − Динамика поступлений таможенных платежей
Примечание − Источник: собственная разработка
К налоговым доходам от
внешнеэкономической
Налоговые доходы от внешнеэкономической
деятельности (ввозные и вывозные
таможенные сборы, пошлины, прочие поступления
от внешнеэкономической
Таблица 1 − налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (в фактически действовавших ценах)
2008 |
Млрд. руб. |
10612,5 |
Уд. вес в дох. бюджета, % |
20,8 | |
2009 |
Млрд. руб. |
7969,5 |
Уд. вес в дох. бюджета, % |
17,1 | |
2010 |
Млрд .руб. |
5776,5 |
Уд. вес в дох. бюджета, % |
11,9 | |
2011 |
Млрд. руб. |
15146,8 |
Уд. вес в дох. бюджета, % |
17,7 | |
2012 |
Млрд. руб. |
25826,3 |
Уд. вес в дох. бюджета, % |
26,7 |
Примечание − Источник: собственная разработка на основании статистических данных об исполнении государственного бюджета.
Как видно из анализа таблицы 1, начиная с 2008 года, происходит рост налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь в белорусских рублях. С 10613 млрд. руб. в 2008 году, до 25474 млрд. руб. в 2012 году. Также мы можем увидеть изменение удельного веса в доходах бюджета. Самый высокий % был достигнут в 2012 году – 26,7%, а самый низкий в 2010 году - 11,9%. В 2010 году белорусский бюджет недополучил существенную сумму по статье «налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД)». По данным Министерства по налогам и сборам, в 2010 году такие доходы уменьшились на 34,2%. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 году условий поставки «нефти сырой». В 2009 году налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности принесли бюджету около 8 трлн рублей, а в 2010-м - 5,8 трлн рублей. Согласно закону о республиканском бюджете, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности должны были принести казне в 2010 году 10,1 трлн рублей (28,4% от всех доходов республиканского бюджета). Однако изменившиеся условия поставок нефти привели к существенному уменьшению этой статьи доходов.
В 2010 году, после введения
российской пошлины на поставляемую
в Беларусь нефть, белорусское правительство
отменило экспортные пошлины на нефтепродукты,
чтобы снизить налоговую
Налоговые доходы от внешнеэкономической
деятельности повлияли также и на
исполнение госбюджета в 2011 году. Согласно
планам правительства, налоговые доходы
от внешнеэкономической
Одним из источников, который обеспечил увеличение налоговых доходов от ВЭД, стало возобновление действия экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Напомним, что 31 декабря 2010-го президент Беларуси своим указом возобновил действие экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Данное решение было принято после того, как Россия согласилась с 2011 года поставлять нефть в Беларусь без взимания пошлин.
Кроме этого, еще один источник, который может благоприятно сказаться на доходах бюджета, - экспортные пошлины на калийные удобрения.
В 2010 году ставка экспортной пошлины на удобрения установлена в размере 50 евро за тонну. А с 1 июня 2011 года ставка вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения с территории РБ составляет 75 евро за 1 тонну. Повышение пошлин на калийные удобрения действительно помогло доходной статье бюджета, калийные удобрения и нефтепродукты - самые главные экспортные товары Беларуси.