Совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить сущность и роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства. Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить виды таможенных платежей, уплачиваемые в Республике Беларусь;
- обозначить основные условия эффективности применения данных платежей;
- для практической наглядности рассмотреть применение данных инструментов в рамках действующего законодательства Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Общая характеристика таможенных платежей…………………………………5
1.1 Место и значение таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства…………………………………5
1.2 Характеристика видов таможенных платежей…………………………………8
2 Анализ таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ..17
2.1 Законодательная регламентация таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ………………………………………………….…17
2.2 Анализ динамики таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………………….20
3 Направления совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 32 с., 1 рис., 2 табл., 16 источников.

 

 

ТАМОЖЕННЫЕ  ПЛАТЕЖИ, ПОШЛИНА, НДС, АКЦИЗ, ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ, ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.

 

Объект исследования – эффективность таможенных платежей, виды таможенных платежей

Предмет исследования – таможенные платежи, действующие в рамках законодательства Таможенного союза.

Цель работы: определить сущность и роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства.

Методы исследования: индуктивный метод, метод сравнительного анализа, метод экономико-математических моделей.

Работа соответствует  предъявляемым стандартам. Содержание полностью раскрывает тематику курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................4

1     Общая характеристика таможенных платежей…………………………………5

1.1 Место и значение таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства…………………………………5

1.2 Характеристика видов таможенных  платежей…………………………………8

2 Анализ таможенных платежей  в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ..17

2.1 Законодательная регламентация  таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ………………………………………………….…17

2.2 Анализ динамики таможенных  платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………………….20

3 Направления совершенствования  системы таможенных платежей  в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существование всех без исключения государств невозможно вне сферы международных торговых отношений. Какой бы развитой ни была страна в экономическом плане  либо насколько количественно и  качественно ни была богата она ресурсами, изолированность от остального мира, безусловно, негативно сказалась  бы на эффективности ее развития. Международная  торговля подразумевает существование  огромного количества производителей как внутри страны, так и за ее пределами, что влечет за собой появление  борьбы за рынки, конкуренции. Международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования национальных предприятий, увеличения объемов производства, что влечет за собой повышение уровня занятости. Кроме того, для государств, где в силу объективных обстоятельств невозможно производство некоторых товаров, международная торговля является способом удовлетворения имеющегося спроса на таковые.

Очевидно, внешняя  торговля является жизненно важной сферой деятельности государства. И как  любая сфера она требует оправданного регулирования.

Одним из инструментов такого регулирования являются таможенные платежи. Сюда можно включить и таможенно-тарифное регулирование, включающее контроль за соблюдением применения тарифных мер как основных экономических инструментов управления внешней торговлей государства.

Цель данной курсовой работы – определить сущность и роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства. Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:

-  определить  виды таможенных платежей, уплачиваемые в Республике Беларусь;

- обозначить  основные условия эффективности применения данных платежей;

- для практической  наглядности рассмотреть применение  данных инструментов в рамках  действующего законодательства  Таможенного союза Российской  Федерации, Республики Беларусь  и Республики Казахстан.

При написании  данной работы была использована следующая  литература: учебное пособие «Таможенное  дело» под редакцией Т.В.Сорокиной, законодательные акты Таможенного союза, а также информация официальных сайтов Комиссии Таможенного союза и Всемирной торговой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1     Общая характеристика таможенных платежей

1.1 Место и значение  таможенных платежей в регулировании  внешнеэкономической деятельности  государства

 

В условиях перехода к рынку  особого внимания заслуживают вопросы таможенного обложения. Умело пользуясь этим экономическим инструментом, государство может влиять на развитие производства, повышение предложения отечественных товаров и их конкурентоспособность.

Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются: установление тарифных и нетарифных мер государственного регулирования, осуществление таможенного контроля, участие республики в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей.

Основным инструментом таможенно-тарифной политики являются таможенные платежи, которые представляют собой денежные средства, взимаемые с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств и могут быть определены как обязательные отчисления в пользу государства вне связи с получением какой бы то ни было определенной выгоды от этого.

Экономическая сущность таможенных платежей вытекает из межгосударственного товарного обмена и сущности финансов. Функционируя в фазе распределения, они, как и налоги, отражают конкретное направление экономической деятельности, связанное с процессом изъятия перераспределяемой части стоимости совокупно-общественного продукта и национального дохода в пользу государства.

С учетом изложенного можно  предложить следующее определение. Таможенные платежи — форма отношений между государством и участниками внешнеэкономических сделок, содержащая тарифные, сверхтарифные и иные меры, при необходимости совместно с нетарифными, в целях оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленная на защиту экономической безопасности государства. [14, с. 72]

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь уплачиваются следующие таможенные платежи: таможенные пошлины; акцизы; налог на добавленную стоимость; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за принятие предварительного решения сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.

Таможенные органы, кроме  приведенного выше перечня таможенных платежей, взимают также прочие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере: средства от реализации конфискатов, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенных платежей; пени, штрафы; сборы за включение в Реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами Республики Беларусь гарантами уплаты таможенных платежей; суммы обеспечения уплаты таможенных платежей. Кроме того таможенными органами взимается налог на доходы иностранных юридических лиц от реализации товаров, ввезенных для демонстрации на выставках-продажах, ярмарках. [1, с. 7]

Таможенные платежи включают следующие группы: налоговые таможенные платежи, неналоговые таможенные платежи, прочие обязательные платежи и другие налоги и сборы.

Уплата таможенных платежей является одним из условий проведения внешнеторговых операций и обеспечивает контроль за перемещаемыми товарами, что является свидетельством выполнения таможенными платежами контрольной функции. Основной целью таможенного налогообложения является сбор поступлений в доход государства для того, чтобы передать контроль над экономическими ресурсами от плательщиков государству в целях использования таких ресурсов в предоставлении общественных и социальных благ. Этим объясняется выполнение таможенными платежами важнейшей функции - фискальной, обеспечивающей финансовыми ресурсами доходную часть бюджета.

Для таможенного обложения  характерно выполнение и регулирующей функции. Так, взимание импортных таможенных пошлин используется в качестве средства защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. При этом нельзя судить о результатах таможенного обложения по размерам таможенных поступлений: высокие запретительные пошлины на определенный круг/товаров не принесут доходов, но они могут стимулировать производство внутри государства. Стимулирующая функция таможенного обложения реализуется через систему преференций, полного или частичного освобождения, индивидуальных льгот, отсрочек и рассрочек. Распределительная функция играет особую роль в процессе воспроизводства. Реализуя данную функцию, таможенные платежи, как и налоги, влияют на объем и структуру совокупного спроса, процесс воспроизводства основного капитала, изменение структуры издержек производства. [12, с. 47–48]

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу производящему  таможенное оформление товаров или  на таможенных складах которого хранятся товары, либо осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения, либо выдающему квалификационные аттестаты, либо таможенным лабораториям. Таможенные платежи объединяет то, что они связаны общей формой их взимания таможенными органами и  правовая основа по их начисления закреплена в таможенном законодательстве.

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом (лицом, перемещающим товары) либо иным лицом в соответствии с таможенным законодательством. Плательщиками являются как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь.

Следует различать «таможенные  платежи» и «платежи, предусмотренные  таможенным законодательством». Последнее  понятие является более широким  и включает в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика видов  таможенных платежей

 

Основой тарифного регулирования  является применение таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим признакам:

1. По направлению движения  товара:

  • импортные (ввозные);
  • экспортные (вывозные);
  • транзитные;

2. С  учетом характера закрепления  (установления):

  • автономные;
  • конвенционные;
  • преференциальные;

3. По  экономическому характеру:

  • фискальные;
  • протекционистские;
  • стимулирующие.

Импортная (ввозная) таможенная пошлина взимается с иностранных товаров при их ввозе на таможенную территорию государства (группы государств). Это наиболее распространенный вид таможенных пошлин.

Пошлины на товары, имеющие отечественные  аналоги, должны устанавливаться с  учетом соотношения между мировыми и национальными издержками на производство товара и ценами на него. Эти соотношения  могут различаться для всевозможных товаров, что предопределяет необходимость    дифференциации ставок таможенных пошлин по группам и видам товаров. В  отношении массово ввозимых товаров  таможенные пошлины могут устанавливаться  для конкретных товаров или изделий  с учетом их индивидуальных особенностей.

Уровень ввозных пошлин, как, правило, выше в  тех странах, экономика которых  менее конкурентоспособна, национальные издержки производства выше, а качество продукции ниже мирового уровня. В  развивающихся странах применяются  более высокие импортные пошлины, чем в экономически развитых странах. Этим развивающиеся страны защищают свою промышленность от конкуренции  экономически развитых стран.

Экспортная (вывозная) таможенная пошлина взимается с товаров, вывозимых за пределы таможенной территории государства (группы государств). Вывозная пошлина применяется государствами с недостаточно развитой экономикой либо государствами с богатыми запасами природных ресурсов. Данные пошлины применяются в целях монополии на производство и сбыт какого-либо товара, сохранения национальных ресурсов с тем, чтобы сократить их вывоз до определенного предела. При этом государство распределяет в свою пользу часть дохода, полученного от экспорта природных ресурсов.

Тем не менее, экспортные пошлины противоречат природе рыночных отношений, так  как их взимание повышает цену вывозимых  товаров и понижает их конкурентоспособность  на мировом рынке. Это может привести    к отказу в приобретении экспортируемых товаров, что приведет к негативным процессам в национальной экономике. Так как основным ограничением применения экспортных таможенных пошлин являются цены мирового рынка на конкретный товар, при определенных условиях могут  складываться благоприятные обстоятельства для пополнения валютных запасов  государства.

Транзитные пошлины – взимаются за перемещение товара через территорию государства. В настоящее время практически не применяются. [12, с. 33–36]

Автономные пошлины устанавливаются государством вне зависимости от существующих договоров и международных обязательств.

Конвенционные пошлины – пошлины, закрепляемые в рамках договоров и международных обязательств (от слова конвенция – международное соглашение).

В связи  с распространением в международной  торговле правового принципа наиболее благоприятствуемой нации (или режима наибольшего благоприятствования - РНБ), который реализуется установлением  во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования, конвенционные ставки таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми государство имеет юридически закрепленный принцип РНБ, получили название ставок РНБ. Значение ставок РНБ ниже, чем величина автономных ставок.

Информация о работе Совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)