Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать санитарно-гигиенический контроль и оценить эффективность его проведения.
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
определить место санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений;
проанализировать порядок осуществления данного контроля;
провести анализ внешнеэкономической деятельности;
определить проблемы и перспективы применения данного вида контроля.
Введение
1. Сущность, порядок проведения и элементы санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений
1.1 Элементы и методы нетарифного регулирования ВЭД
1.2 Место санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений
1.3 Порядок проведения санитарно-гигиенического контроля
2. Анализ тенденций проведения санитарно-гигиенического контроля
2.1 Динамика импорта товаров, подпадающих под данный вид контроля за период с 2009г. по 2011г.
2.2 Меры, применяемые в рамках санитарно-гигиенического контроля в области защиты населения
3. Проблемы и перспективы применения санитарно-гигиенического контроля в системе регулирования ВЭД
Заключение
Список использованной литературы
Для координации этой работы по инициативе Минздрава России была создана Межгосударственная комиссия по санэпиднормированию, которая внесла предложения в Совет по сотрудничеству в области здравоохранения стран СНГ об утверждении 15 международных нормативных документов, базирующихся на национальных документах Российской Федерации. Среди утвержденных документов особое значение имеют такие, как Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных, нормы радиационной безопасности, гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды.
В соответствии с приоритетными направлениями сотрудничества со странами СНГ подготовлены и рассмотрены Соглашения о санитарной охране территорий, создании единого информационного пространства, гигиеническом обучении и воспитании населения.
Разработанная Минздравом России Концепция сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания получила положительную оценку на заседании Межгосударственной комиссии по санитарно - эпидемиологическому нормированию государств - участников СНГ.
Правительства государств - членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях обеспечения охраны таможенной территории таможенного союза от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, установили Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, который проводится в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.
На таможенной территории таможенного союза применяются Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); принимаются согласованные меры, направленные на предупреждение завоза, распространения и ликвидацию на таможенной территории таможенного союза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), опасных для здоровья человека, последствий чрезвычайных ситуаций, а также актов терроризма с применением биологических агентов, химических и радиоактивных веществ; осуществляются санитарно-противоэпидемические мероприятия по недопущению ввоза на таможенную территорию таможенного союза и оборота, опасных для жизни, здоровья человека и среды его обитания подконтрольных товаров.
Комиссия таможенного союза определила перечень подконтрольных товаров, перемещение которых через таможенную границу таможенного союза осуществляется в специально оборудованных пунктах пропуска, определяемых соответствующими Сторонами в соответствии с их законодательством.
Уполномоченные органы обмениваются образцами документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), оформляемых по Единым формам, и перечнями органов и учреждений, осуществляющих их выдачу. [22]
Ввоз и обращение подконтрольных товаров на таможенной территории таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).
Стороны признают документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), включенной в Единый перечень товаров, выданные уполномоченными органами по Единой форме и удостоверяющие соответствие продукции (товаров) Единым санитарным требованиям.
В ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) при выявлении подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям, Стороны запрашивают протоколы лабораторных исследований (испытаний) у уполномоченных органов, выдавших документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), на основании которых выданы данные документы.
Уполномоченные органы оказывают взаимную научно-методическую и техническую помощь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и информируют друг друга:
о возможных поступлениях подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям;
о каждом случае обнаружения особо опасных инфекционных болезней, и опасной для жизни и здоровья человека продукции.
Уполномоченные органы, при необходимости и по взаимной договоренности, в целях соблюдения законодательства таможенного союза в области санитарных мер и охраны таможенной территории таможенного союза от ввоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), подконтрольных товаров, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, проводят совместные проверки (инспекции) на территориях государств Сторон, производящих подконтрольные товары, а также для оперативного решения иных вопросов.
Таким образом, можно оценить эффективность проведения санитарно-гигиенического контроля. Применение вышеперечисленных мер в рамках Соглашения государств – членов таможенного союза является неотъемлемой частью регулирования перемещения товаров через таможенную территорию таможенного союза в целях предотвращения проникновения товаров, опасных для окружающей среды. Это доказывает проведенный анализ, так в 2011 г. количество импорта подконтрольных товаров из стран СНГ уменьшилось по сравнению с 2009 г., вследствие эффективности применения мер при проведении санитарно – гигиенического контроля.
2
3. Проблемы и перспективы применения санитарно-гигиенического контроля в системе регулирования ВЭД
Применение технических мер нетарифных ограничений связано с увеличением участия во внешней торговле крупных фирм и монополий. Как видно из вышеприведенного анализа больше половины товаров, подпадающих под санитарно – гигиенический контроль импортируются в РФ легально, на основе документально подтвержденной информации. Но есть и товары, которые ввозятся без соответствующих документов, поэтому таможенные органы контролируют не все импортируемые товары, поступающих на единую таможенную территорию. Следовательно, эпидемиологическую обстановку усугубляют именно те товары, в отношении которых не проверяется наличие гигиенических сертификатов, как один из пунктов безопасности поставляемой продукции. Таким образом, одну из важнейших категорий нетарифных ограничений составляют защитные мероприятия, а именно проведение санитарно – гигиенического контроля. Ввозимые на территорию таможенного союза товары должны соответствовать техническим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным нормативно-правовыми актами государств-членов таможенного союза.
В настоящее время одной из главных статей российского импорта является ввоз иностранных продуктов питания, которые часто оказываются некачественными или фальсифицированными. Таким образом, имеется необходимость обновлять и пополнять перечень подконтрольных товаров, чем и занимается, совместно, ФТС РФ, Комиссия таможенного союза, Госстандарт России, РосПотребНадзор, совершенствуя при этом нормативно-правовую базу.
Взаимодействие и координация деятельности таможенных органов и органов, уполномоченных в сфере защиты эпидемиологического благополучия населения в целях установления комплексного контроля за импортной продукцией, поступающей из дальнего и ближнего зарубежья просто необходима, для совершенствования технологии контроля за перемещением подконтрольных товаров.
Основные направления взаимодействия:
1. Контроль безопасности товаров (продукции) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей.
2. Подтверждение показателей качества товаров (продукции), заявленных изготовителем.
3. Содействие утилизации ввезенных незаконно и конфискованных в соответствии с законодательством Российской Федерации недоброкачественных товаров. [20, 23]
На сегодняшний день координация взаимодействия таможенных органов и органов, уполномоченных в сфере эпидемиологического благополучия населения достаточна налажена. Таможенные органы и территориальные органы Ростехнадзора информируют друг друга об утверждении, изменении, отмене межотраслевых и отраслевых правил по санитарной охране территории, иных издаваемых руководящих, нормативных, методических документов, санитарных правил, норм и нормативов; обеспечивают взаимный доступ к необходимой документации, совместно решают вопросы предотвращения поступления в район недоброкачественной продукции, обеспечивают конфиденциальность полученных сведений. [24]
Еще одним направлением пресечения поступления товаров не прошедших гигиенический контроль на территорию таможенного союза, является взаимодействие РФ со странами – партнерами по перемещению товаров в области обеспечения санэпидблагополучия населения, которые ставят общие цели и задачи:
совершенствование санитарно - эпидемиологического нормирования безопасности продукции;
усиление санитарной охраны территорий;
создание единого информационного пространства стран;
осуществление разработки Основных санитарно-гигиенических правил безопасности на международном уровне;
принятие действенных мер по предотвращению завоза и распространения инфекционных заболеваний из эпидемически неблагополучных стран, поступления недоброкачественной продукции, своевременно информировать об этих фактах уполномоченные органы в сфере защиты безопасности прав потребителей;
обеспечение тесного взаимодействие с санитарно - эпидемиологическими службами стран, из которых ввозятся товары в целях повышения эффективности работы санитарно - контрольных пунктов на границе.[3, 6]
Таким образом, требуется повышение степени защиты внутреннего рынка, используя общепринятые в мире нетарифные методы регулирования ВЭД.
Соглашения между государствами-участниками таможенного союза, решения Комиссии таможенного союза – данная нормативная база достаточно усовершенствована на сегодняшний день. Можно сказать, организована единая система на уровне таможенного союза по регулированию перемещения подконтрольных товаров, перечень которых пополняется благодаря совершенствованию технологий контроля перемещаемой продукции. Таким образом, обеспечивается защита населения и окружающей среды стран-участниц таможенного союза от некачественной и не безопасной продукции.
Благодаря единым требованиям и единым формам документов ускорен процесс совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. Таким образом, выполняется унификация и ускорение совершения таможенных формальностей, что должно благоприятно повлиять на деятельность участников ВЭД и работу должностных лиц таможенных органов государств – участников таможенного союза.
2
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что оценить степень воздействия нетарифных ограничений на внешнюю торговлю сложнее, чем оценить влияние тарифных мер. Множественные барьеры нетарифного характера играют разную роль в системе торговых отношений стран. В отличие от тарифных ограничений, устанавливаемых правительствами, нетарифные ограничения могут устанавливаться решениями органов исполнительной власти, т. е. действуют на самых различных уровнях. Так, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека может установить на территории РФ определенные санитарные требования в отношении определенного вида не безопасной продукции, а это повлечет за собой внесение изменений в решение Комиссии таможенного союза № 299, и дополнение перечня подконтрольных товаров.
Меры нетарифного регулирования представляют собой ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений применения защитных мер в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. Примером защитных мер может служить сертификация соответствия ряда товаров стандартам безопасности и качества.
К техническим и другим специальным требованиям, затрудняющим свободную торговлю между государствами, относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров.
По итогам проведенного анализа динамики перемещения товаров, было выявлено, что около половины импортируемой продукции является товарами, на которые необходимо получение гигиенического сертификата, который зачастую в силу разных особенностей не предоставляется в таможенные органы. Таким образом, гигиенический контроль данные товары не проходят, но они ввозятся на единую территорию таможенного союза. В том числе и в РФ, подрывая эпидемиологическую безопасность страны.
В случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза, совершение таможенных операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза, может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов контроля. Для этого на территории таможенного союза применяются достаточно действенные меры, обеспечивающие упрощенный и ускоренный товарооборот между участниками ВЭД.
Стоит отметить, что многие страны применяют нетарифные меры при экспорте и импорте товаров.
2
Список использованной литературы
1. Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер»
2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством республики Беларусь и Правительством республики Казахстан от 11.12.2009 (ред. от 21.05.2010) «Таможенного союза по санитарным мерам»
3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»
Информация о работе Санитарно-гигиенический контроль в системе мер нетарифного регулирования ВЭД