Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать санитарно-гигиенический контроль и оценить эффективность его проведения.
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
определить место санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений;
проанализировать порядок осуществления данного контроля;
провести анализ внешнеэкономической деятельности;
определить проблемы и перспективы применения данного вида контроля.
Введение
1. Сущность, порядок проведения и элементы санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений
1.1 Элементы и методы нетарифного регулирования ВЭД
1.2 Место санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений
1.3 Порядок проведения санитарно-гигиенического контроля
2. Анализ тенденций проведения санитарно-гигиенического контроля
2.1 Динамика импорта товаров, подпадающих под данный вид контроля за период с 2009г. по 2011г.
2.2 Меры, применяемые в рамках санитарно-гигиенического контроля в области защиты населения
3. Проблемы и перспективы применения санитарно-гигиенического контроля в системе регулирования ВЭД
Заключение
Список использованной литературы
Таблица 4.
Товарная структура импорта РФ за 2010 г.
Код ТН ВЭД | Наименование товара | Всего | Дальнее Зарубежье |
| СНГ |
|
|
| Тыс. тонн | Тыс. тонн | % от общего объема определенного вида продукции за три года | Тыс. тонн | % от общего объема определенного вида продукции за три года |
0402 | молоко и сливки сгущенные | 18,8 | 8,1 | 32 | 10,7 | 54,3 |
0405 | масло сливочное | 84,4 | 84 | 38 | 0,4 | 57,1 |
0805 | цитрусовые | 1288,4 | 1267,4 | 33,6 | 21 | 35,3 |
0901 | кофе | 75,5 | 75 | 32,8 | 0,5 | 38,5 |
0902 | чай | 181,8 | 179,7 | 33,3 | 2,1 | 32,3 |
1001 | пшеница и меслин | 178,7 | 2,7 | 67,5 | 176 | 23,9 |
1003 | ячмень | 131,5 | 75,5 | 23 | 56 | 52 |
1005 | кукуруза | 362,3 | 45,7 | 44,7 | 316,6 | 80,8 |
1512 | масло подсолнечное | 111,9 | 2,7 | 33,3 | 109,2 | 39 |
1602 | изделия и консервы из мяса | 35,2 | 35 | 36 | 0,2 | 25 |
1701 | сахар-сырец | 2417,6 | 2417,6 | 34 |
|
|
1701 | сахар белый | 65,1 | 65,1 | 33,5 |
|
|
1801 | какао-бобы | 60,1 | 60 | 33,6 |
|
|
1806 | продукты, содержащие какао | 141,4 | 50,5 | 34,3 | 90,9 | 35,7 |
2606 | руды и концентраты алюминиевые | 32,4 | 29,3 | 34,3 | 3,1 | 30,3 |
3808 | химические средства защиты растений | 60,3 | 59,4 | 40,3 | 0,9 | 34,6 |
6403 | обувь кожаная | 114,6 | 113,4 | 41,2 | 1,2 | 38,7 |
72 | черные металлы | 5626,9 | 1904 | 34 | 3359 | 33,4 |
Таблица 5.
Товарная структура импорта РФ за 2009 г.
Код ТН ВЭД | Наименование товара | Всего | Дальнее Зарубежье |
| СНГ |
|
|
| Тыс. тонн | Тыс. тонн | % от общего объема определенного вида продукции за три года | Тыс. тонн | % от общего объема определенного вида продукции за три года |
0402 | молоко и сливки сгущенные | 13 | 5,2 | 20,5 | 7,8 | 39,6 |
0405 | масло сливочное | 75,3 | 75,3 | 34 |
|
|
0805 | цитрусовые | 1260,2 | 1234,6 | 32,7 | 25,6 | 43 |
0901 | кофе | 64,6 | 64,2 | 28 | 0,4 | 30,7 |
0902 | чай | 181,6 | 179,6 | 33,3 | 2 | 30,7 |
1001 | пшеница и меслин | 465,4 | 0,4 | 10 | 465 | 63,3 |
1003 | ячмень | 272,6 | 248,7 | 76 | 23,9 | 22,2 |
1005 | кукуруза | 63,5 | 37,8 | 36,9 | 55,7 | 14,2 |
1512 | масло подсолнечное | 132 | 4,3 | 53 | 127,7 | 45,7 |
1602 | изделия и консервы из мяса | 31,8 | 31,3 | 32,3 | 0,5 | 62,5 |
1701 | сахар-сырец | 3409,6 | 3409,6 | 48 |
|
|
1701 | сахар белый | 117 | 70,1 | 36 | 46,9 | 54,2 |
1801 | какао-бобы | 66,9 | 66,9 | 37,5 |
|
|
1806 | продукты, содержащие какао | 133,9 | 60,6 | 41,2 | 73,3 | 28,8 |
2606 | руды и концентраты алюминиевые | 49,5 | 43,7 | 51,2 | 5,8 | 56,8 |
3808 | химические средства защиты растений | 43,3 | 42,6 | 28,9 | 0,7 | 26,9 |
6403 | обувь кожаная | 90 | 89 | 32,3 | 1 | 32,2 |
72 | черные металлы | 6737,7 | 2440,1 | 43,6 | 4297,6 | 42,7 |
Из вышеприведенного анализа (табл. 3, 4, 5), в товарной структуре на долю импорта закупок молочной продукции в 2010 г. из стран СНГ приходится максимальные поставки – 54,3%; из стран дальнего зарубежья до 47,4% в 2011 г.
Импорт сливочного масла преобладает в 2010 г. из стран СНГ – 57%, из стран дальнего зарубежья – 38%. В 2009 г. масло сливочное из стран СНГ не импортировалось.
Импорт цитрусовых из стран дальнего зарубежья с 2009 г. незначительно увеличился, а за период 2010 – 2011 гг. остался неизменным; максимальным количеством является 43% в 2009 г. из стран СНГ.
Поставки кофе в 2011 г. увеличились с 28,1% в 2009 г. до 38,9% в 2011 г. из стран дальнего зарубежья, а из стран СНГ в 2010 г. максимум составляет – 38,5%; импорт чая в основном стабилен в пределах 33% и только в 2011 г. составил 37% из стран СНГ.
Импорт зерновых из стран дальнего зарубежья в 2010 г. – 67,5% и в этом же году, но из стран СНГ – 81%.
Максимальный ввоз масла подсолнечного (из стран дальнего зарубежья – 53%, из стран СНГ – 46%), изделий из мяса и консервы (32,3% и 62,5% соответственно) был в 2009 г.
Сахар сырец и какао из стран СНГ не импортируется, а из стран дальнего зарубежья импорт сахара сырца составил максимально 48% в 2009 г., в этом же году сахар белый - составил из стран дальнего зарубежья – 36%, из стран СНГ – 54,2%; продукты, содержащие какао из стран дальнего зарубежья – 41%.
Наибольший объем импорта алюминия и черного металла 2009 году составил 51-56% из стран дальнего зарубежья и СНГ; химические средства защиты растений за период 2010 г. из стран дальнего зарубежья – 40,3%, из стран СНГ – 34,6; в этом же году объем импорта обуви был наибольшим – 41,2% из стран дальнего зарубежья и 38,7% из стран СНГ.
Неблагоприятное влияние на санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации оказывает поступление из стран СНГ пищевых продуктов и промышленных товаров, не соответствующих санитарным нормам и правилам. Так как, из Украины и Республики Молдова имеются случаи ввоза недоброкачественной вино - водочной продукции, мясных и овощных консервов, из Республики Казахстан и Республики Узбекистан - овощей с повышенным содержанием нитратов, из Республики Беларусь - масла, не отвечающего гигиеническим требованиям по органолептическим показателям, поэтому импортируемые товары, подпадающие под санитарно – гигиенический контроль в достаточно больших количествах импортировались в 2009 году из стран дальнего зарубежья и примерно в одинаковых объемах из стран СНГ как в 2009 г. так и в 2010 г.; в 2011 г. – объем ввоза товаров из стран СНГ – уменьшился, и увеличилась лишь доля молочных продуктов и кофе из стран дальнего зарубежья.
Преобладающим и практически стабильным остается ввоз цитрусовых и сахара-сырца из стран дальнего зарубежья, причем сахар-сырец из стран СНГ не импортируется.
2
2.2 Меры, применяемые в рамках санитарно-гигиенического контроля в области защиты населения
Согласно Федеральному закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарная охрана территории РФ направлена на предупреждение попадания на территорию РФ и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию РФ и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.
Подконтрольная продукция допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам, а отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Российской Федерации, до их ввоза на территорию Российской Федерации подлежат государственной регистрации. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным условием договоров (контрактов) поставок такой продукции. [11]
Если на момент выпуска товаров декларантом не представлены необходимые документы и сведения, подтверждающие проведение государственного санитарно-карантинного контроля (в соответствии с пп.1 п.1 ст. 195 ТКТС), то такие товары признаются условно выпущенными под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, до предоставления соответствующих документов, в соответствии со ст. 200 ТКТС, они запрещены к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме на территории таможенного союза. Согласно п.2 ст. 200 ТКТС условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а также запрещены к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме. Данные товары приобретают статус товаров таможенного союза после предоставления документов, указанных в пп.1 п.1 ст. 195 ТКТС, в отношении товаров для которых установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению на таможенной территории таможенного союза.
Таможенным органам предписано обеспечивать информирование территориальных органов РосПотребНадзора РФ о принятых решениях по условному выпуску, наладить подобный обмен информацией и в других регионах деятельности таможен, подчиненных РТУ. Это позволит исключить вероятность предъявления фальсифицированных санитарно-эпидемиологических заключений и свидетельств о государственной регистрации, а также предотвратить выпуск для свободного обращения товаров, не соответствующих государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам или не прошедших государственную регистрацию.
Ввоз на территорию РФ опасных товаров осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.[10]
В пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подконтрольных товаров через таможенную границу таможенного союза, создаются санитарно-карантинные пункты и принимаются меры по проведению необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Для санитарной охраны территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль.
Коллегия Минздрава России отмечает, что обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в значительной степени связано с санитарно - эпидемиологической обстановкой в странах СНГ. Это обусловлено единством экономического пространства, расширением торговых связей, интенсивными миграционными процессами и неблагополучной эпидемиологической обстановкой в этих странах.
Необходимо применять эффективные меры, не допускающие к ввозу на территорию Российской Федерации опасных грузов и товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузов и товаров, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Российской Федерации создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний.[1, 2]
Все это требует осуществления организационных и практических мероприятий по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения в рамках Совета по сотрудничеству в области здравоохранения государств - участников СНГ. С этой целью было заключено соглашение, касающееся взаимного признания нормативных документов, информации по санэпидобстановке и гигиенической сертификации.
Особое значение имеет единство предъявляемых гигиенических требований к безопасности продукции для здоровья населения, которые установлены на уровне государств – членов таможенного союза.
В связи с этим ведется систематическая работа по гармонизации и признанию нормативных и методических документов в рамках стран СНГ по обеспечению санэпидблагополучия населения и созданию единого нормативного пространства. Для унификации требований к разработке международных нормативных документов по представлению Российской Федерации были утверждены Классификатор международных санитарно - эпидемиологических нормативных и методических документов и Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно - эпидемиологических нормативных и методических документов. На уровне таможенного союза утвержден перечень необходимых документов, касающихся нетарифного регулирования ВЭД, значительно упрощающий и ускоряющий процесс совершения таможенных операций и прохождения различного рода контроля.
Информация о работе Санитарно-гигиенический контроль в системе мер нетарифного регулирования ВЭД