Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
· Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования ВЭД РФ.
· Проанализировать систему тарифных преференций РФ.
· Обобщить практику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам.
· Внести предложения по совершенствованию механизмов предоставления тарифных преференций.

Содержание

Введение
Глава 1. Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД
1.1 Исторический путь возникновения преференций
1.2 Национальная система преференций РФ
Глава 2. Особенности предоставления тарифных преференций в РФ
2.1 Принципы определения страны происхождения товара в РФ
2.2 Структура предоставления преференциального режима в РФ
2.3 Практика предоставления тарифных преференций
Глава 3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения
3.1 Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций
3.2 Особенности развития национальной системы преференций
Заключение
Список используемых источников и исследованной литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

  Таблица 2 - Динамика импорта зеленого кофе по странам-производителям в 2004-2006 годах, %.

Страна  происхождения Доля  в структуре импорта, %
2004 год 2005 год 2006 год
1 Индия 15,1 18,6 27,3
2 Вьетнам 33,8 24,7 16,6
3 Бразилия 7,1 9,6 12,0
4 Танзания 0,2 0,5 7,0
5 Индонезия 17,9 13,7 6,7
6 Уганда 3,8 2,9 4,5
7 Кот Д’ивуар 7,3 11,9 4,4
8 Эфиопия 1,1 1,2 3,8
9 Никарагуа 1,1 0,8 3,1
10 Колумбия 1,3 2,2 2,9

  

  Рис. 1 - Доля в структуре импорта зеленого кофе, %

  Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, в 2006 году лидером по поставке зеленого кофе стала Индия, уверенно увеличивавшая  объемы продаж за 2004 - 2006 гг. За 2006 год объемы поставок из этой страны выросли на 31,7% к уровню 2005-го, и их доля в российском импорте кофейного сырья достигла 27,3%. Одновременно резко – с 6,4 до 3,9 тысячи тонн – упали объемы зеленого кофе, поставляемого с плантаций Вьетнама, основного партнера России на этом рынке в 2005 году. В среднем объем импорта из Вьетнама за 2004 – 2006 годы уменьшился на 8,6 %.

  Серьезные изменения не коснулись, пожалуй, только отношений России и Бразилии: в  закупках кофе из этой страны за три года отмечается незначительный, но стабильный рост, который составляет в среднем 2,45 %. Бразилия рассматривает Россию в большей степени в качестве рынка сбыта. Доля поставок из Бразилии в общем российском импорте по отдельным преференциальным товарам составляет: говядина мороженая - 44 %.; свинина мороженая - 71 %.; мясо птицы мороженое - 19 %.; кофе растворимый – 30 %. (по данным 2006 г.).

  Более чем в 2 раза снизились закупки  кофе Индонезии, также исторически  выступавшей крупным поставщиком  России. Неожиданно успешно в 2004 году в качестве внешнеторгового партнера нашей страны по поставкам зеленого кофе выступила Танзания, из аутсайдеров рынка сразу же вышедшая на четвертое место среди стран-производителей и занявшая 7% в объеме импорта кофейного сырья. Такие страны как Уганда, Эфиопия, Танзания занимают незначительную долю импорта зеленого кофе в Россию.

  Помимо  кофе, в структуре российского  импорта из Индии преобладают: орехи, чай, табак-сырец, рис, семена кунжута, медикаменты. (Таблица 3., Рис.2-3).

  Таблица 3 - Структура импорта в торговле с Индией в 2005-2006 гг. (млн. долл. США)

Товарные  группы/ гг. 2005 2006
Овощи 1,2 3,2
Кофе, чай, пряности 63,4 54,4
Фрукты, орехи 1,8 4,9
Злаки 1,7 6,9
Масличные семена и плоды 4,5 3,1
Фармацевтическая продукция 212,0 289,0
Разные  пищевые продукты 41,4 44,1

  

  Рис. 2 - Импорт России с Индией за 2005 год (млн.$)

 

  

  Рис. 3 - Импорт России с Индией за 2006 год (млн.$)

  Таблица 4 - Общий объем импорта чая  в Россию за 2006 год из развивающихся  стран

Страна  происхождения Доля  в структуре импорта, %
Шри-Ланка 42,8
Индия 25,6
Индонезия 10
Китай 6,8
Кения 5,7
Вьетнам 3,5

  Россия - главный покупатель цейлонского  чая. Она обеспечивает 19% продаж чайного  рынка Шри-Ланки. В 2006 г. Шри-Ланка  поставила в Россию 32600 тыс. тонн чая оптом и 17200т. в расфасовке, что составляет 42,8 % из общего объема импорта чая в РФ. Другими импортерами чая являются: Индия (25,6%), Индонезия (10%), Китай (6,8 %), Кения (5,7 %), Вьетнам (3,5 %). (Таблица 4).

  Подписав  с Индией двусторонний протокол о  вступлении в ВТО, Россия согласилась, что должна будет запретить российским чайным фабрикам использование защищенных по происхождению названий индийского чая. Кроме того, Россия должна будет снизить пошлины на импорт фасованного чая почти в два раза по сравнению с существующими, доведя их до уровня других стран СНГ. В течение пяти лет Индия и Россия планируют увеличить торговый оборот до 10млрд US$ к 2010 году (с нынешних 2млрд US$). В рамках программы развития взаимной торговли между странами будет создана рабочая группа для выработки предложения для устранения имеющихся барьеров в торгово-экономических отношениях и подготовки полномасштабного экономического соглашения.

  Изучение  структуры российского импорта  из развивающихся стран показывает преобладание следующих преференциальных товаров: мясо и пищевые мясные субпродукты, фрукты, орехи, чай, кофе, пряности, жиры и масла животного и растительного происхождения, фармацевтическая продукция.

  Как основных торговых партнеров РФ из числа наименее развитых стран можно  выделить: Гвинею и Мавританию.

  Из  числа развивающихся стран наибольшие тарифные преференции получают: Бразилия, Китай, Индия, Шри-Ланка, Аргентина.

  Анализ  ввоза преференциальных товаров  из развивающихся и наименее развитых стран показал, что объемы внешней  торговли России с этими странами из года в год возрастают. Расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, что неблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенных видов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из этих стран.

 

  Глава 3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения  

  3.1 Решение проблем  и совершенствование  предоставления тарифных преференций

  Современная торговая политика характеризуется  возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной  стадией создания интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач. Последний  фактор часто побуждает государства идти на создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях, когда их экономические преимущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны Центральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смогут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.

  Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют исключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, который, как правило, не должен превышать 10 лет.

  Что касается преференций в пользу развивающихся  стран, то здесь правовые возможности  для регулирования объема льгот  весьма широки, поскольку ГАТТ выводит  данный режим за пределы действия общего обязательства о наибольшем благоприятствовании и не дискриминации.

  Применение  льготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам  серьезные преимущества по сравнению  с конкурентами и позволяет не только избежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить  их уровень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия антидемпинговых пошлин и количественных ограничений.

  В этих условиях повышенное значение приобретает  создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено, предоставляет преференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинству государств и территорий (за исключением неевропейских членов ОЭСР), в результате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС усилия по линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы Общей системы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.

  Наиболее  типичными нарушениями такого рода в практике ЕС являются: предоставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:

  1.  предоставление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара;

  2.  предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости.

  По  наиболее серьезным нарушениям расследования  проводятся непосредственно Комиссией ЕС (в сотрудничестве с государствами-членами). Весьма невысокими являются и показатели взыскания недоплаченных пошлин. Еще ниже эффективность действий государств-членов ЕС, которые, по оценкам КЕС, возвращают в бюджет лишь около 10% противозаконно недоплаченных пошлин. Приведенные показатели косвенно свидетельствуют о степени серьезности проблемы. По признанию самой КЕС, действующие методы контроля позволяют выявить лишь незначительную часть нарушений, а реальный ущерб многократно превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют о том, что даже при отлаженной системе таможенного контроля, ЕС пока не удалось взять под контроль использование существующих таможенных льгот.

  Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как об истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции.

Информация о работе Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании ВЭД