Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
· Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования ВЭД РФ.
· Проанализировать систему тарифных преференций РФ.
· Обобщить практику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам.
· Внести предложения по совершенствованию механизмов предоставления тарифных преференций.

Содержание

Введение
Глава 1. Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД
1.1 Исторический путь возникновения преференций
1.2 Национальная система преференций РФ
Глава 2. Особенности предоставления тарифных преференций в РФ
2.1 Принципы определения страны происхождения товара в РФ
2.2 Структура предоставления преференциального режима в РФ
2.3 Практика предоставления тарифных преференций
Глава 3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения
3.1 Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций
3.2 Особенности развития национальной системы преференций
Заключение
Список используемых источников и исследованной литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

  Национальная  схема преференций включает в  себя три основных элемента:

  1)  перечень развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ;

  2)  перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций РФ;

  3)  список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

 

  Глава 2. Особенности предоставления тарифных преференций в РФ  

  2.1 Принципы определения  страны происхождения  товара в РФ

  Страна  происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования  ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.

  Таможенные  пошлины применяются при ввозе  в страну иностранных товаров  или при вывозе отечественных  товаров по ставкам, предусмотренным  таможенным тарифом. На практике в основном применяются ввозные пошлины, которые  являются важным источником поступлений в государственную казну и выполняют роль основного экономического инструмента, регулирующего ввоз товара. Существуют таможенные пошлины, повышающие цену товара, продиктованные, прежде всего заботой об экономических интересах страны и фактически являются средством для развития национальной промышленности и сельского хозяйства.

  Повышение таможенных тарифов ведет к увеличению таможенных доходов и к развитию внутреннего производства, но это  не может и не должно быть постоянным, так как рост таможенного обложения товаров, не являющихся социально значимыми и пользующихся повышенным спросом, ведет к усилению контрабанды и уменьшению официального ввоза товаров.

  С помощью таможенных пошлин государство  может поощрять ввоз или вывоз  соответствующих товаров или  ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественного производства и конкурирующие иностранные товары, проводить определенные экономические, научно-технические, экологические, валютно-финансовые политики в области внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

  Предельные  ставки ввозных таможенных пошлин зависят  от торгово-политических отношений  России к странам или группам  стран и от национальной системы  преференций. В соответствующих распоряжениях Правительства и приказах ГТК, ФТС РФ даются перечни развивающихся и наименее развитых стран, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, соответственно, в размере 75% от базовой ставки или беспошлинно, а также перечень стран, пользующихся в РФ режимом наибольшего благоприятствования.

  Принципы  определения страны происхождения товара в РФ:

  Ø  Первый принцип основан на том, что таможенное дело в РФ должно развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми мировыми нормами и практикой. Не случайно в заключительных положениях ФЗ РФ «О таможенном тарифе» отмечено, что если международным соглашением, участником которого является РФ, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем законе, то применяются нормы международного соглашения. Реализация этого принципа в мировой таможенной практике осуществляется в трех основных направлениях: 1) направление связано с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья. Примером такого подхода является подписание 13 марта 1992 г. большинством стран СНГ соглашения о принципах таможенной политики и о постепенном формировании таможенного союза этих государств, а также тройственного таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном и присоединением к последнему Киргизии и Таджикистана. 2) это участие России в международных торгово-таможенных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО/ГАТТ), Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС). С января 1992 г. Россия является членом ВТО/СТС, принимая участие в разработке проектов международных таможенных конвенций, рекомендательных документов по таможенно-правовым вопросам. 3) направление связано со сближением таможенного дела РФ с общепринятыми международными делами и практикой. Если раньше режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто является субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий - объект такой сделки, то есть конкретный товар. Поэтому не случайно с каждым днем повышается важность и роль ТН ВЭД.

  Ø  Второй принцип связан с тем, что таможенные преференции являются не взаимными, односторонними, то есть исключают ответные уступки развивающихся стран, что явно указывает на характер помощи. Они сопровождаются строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

  Ø  Третьим принципом является недискриминационный характер таможенных преференций, иначе говоря, они должны иметь распространение на все развивающиеся страны и наименее развитые страны без каких-либо исключений.

  Ø  Четвертый принцип связан с действием национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже одного раза в год, Правительством РФ. Согласно этой системе, при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от уплаты пошлины, снижение ставок пошлин, либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров и т.д.

  Ø  Пятый принцип – режим наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ), является одним из важнейших принципов при определении страны происхождения товара. В ст. 3 Закона «О таможенном тарифе» говорится, что в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего закона, увеличиваются вдвое, за исключением тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего закона.

  Ø  Шестой принцип – гласность и общедоступность внешнеторговой политики, в соответствии с которыми определяется страна происхождения товара. Именно гласный характер таможенного тарифа России и процедуры установления таможенных пошлин позволили не только учесть в большей степени интересы различных отраслей народного хозяйства при установлении таких пошлин, но и повысили его торгово-политическую значимость для стран-контрагентов. Этот демократический принцип нового таможенного тарифа, в свою очередь, потребовал создания такого механизма, который позволил на общедоступной основе с привлечением широкого круга заинтересованных организаций РФ согласовать ставки пошлин на товары импорта и экспорта, подготовить предложения по вопросам таможенно-тарифной политики, рассмотреть проекты законодательных актов, индивидуальных договоров, затрагивающих вопросы таможенно-тарифной политики, внести предложения об изменении ставок, в том числе и в ответ на дискриминационные меры других государств.  

  2.2 Структура предоставления  преференциального  режима в РФ

  В Российской Федерации ставка общего тарифа есть для каждого товара. Её размер зависит от наличия или отсутствия Соглашения о режиме наибольшего благоприятствования о торгово-политических отношениях с Россией.

  При осуществлении таможенно-тарифного  регулирования страна происхождения товара оказывает определяющее влияние на выбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина.

  В зависимости от страны происхождения  товара ставки таможенных пошлин могут  быть разделены на:

  ·  Нулевые;

  ·  Минимальные (базовые);

  ·  Преференциальные;

  ·  Максимальные (двойные).

  Нулевыми  ставками облагаются товары, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ, происходящие и  ввозимые из наименее развитых стран.

  Минимальными  ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с РФ предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Они являются базовыми ставками.

  В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет  РНБ, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие ставки называются максимальными или генеральными.

  Преференциальные  ставки – это разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным  странам или группам стран. РФ имеет собственную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся страны. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. №413 было установлено, что с 15 мая 1996 г. товары, подпадающие под действие преференциального режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих базовых ставок таможенного тарифа. Приказом ГТК РФ №1359 от 25.12.2003 г. в приложении 2 определен перечень развивающихся стран.

  В действующем Таможенном тарифе РФ содержатся базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым РФ предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).

  Исчисление  ввозной пошлины

  В Российской Федерации при ввозе  товара один раз в неделю в адрес одного получателя стоимостью до 5000 руб. таможенные платежи вообще не уплачиваются. Следует отметить, что данная льгота не зависит от страны происхождения и страны ввоза товара, от субъекта (физические и юридическое лицо), от цели ввоза (личная или коммерческая).

  Однако, до настоящего времени отсутствует  механизм определения частоты ввоза  товара, т.к. таможенные органы РФ не охвачены единой электронной связью, да и  оформление таких товаров происходит только на бумажном носителе. Инспектор таможни при предоставлении данной льготы проверяет частоты перемещения либо по паспорту (в случае, если физическое лицо пересекало границу РФ), либо по базе своей таможни.

  В настоящее время методики расчета  тарифной преференции не существует.

  Положения Решения о дифференцированном и более благоприятном режиме, принятом странам – участниками ГАТТ, разрешают применять определенные ограничения при предоставлении преференциального доступа на рынки:

  ·  Ограничивать доступ к преференциальным пошлинам квотами, в рамках которых действовали преференции;

  ·  Ограничивать доступ по преференциальным ставкам отдельных товаров, по которым развивающиеся страны становились конкурентоспособными;

  ·  Закрывать преференциальный доступ тем развивающимся странам, которые достигли определенного более высокого уровня развития.

 

  2.3 Практика применения  тарифных преференций

  Россия  активно развивает свои торговые отношения со странами, которым при  ввозе их товаров на таможенную территорию РФ предоставляется преференциальный режим.

  Основными торговыми партнерами из числа развивающихся  и наименее развитых стран являются: Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, Турция, Таиланд, Шри-Ланка, Аргентина, Гвинея, Мавритания и др.

  Основную  долю преференциальных товаров в  Россию импортирует КНР. Удельный вес основных товарных групп в импорте России из КНР (в %) показано в таблице 1.

  Таблица 1 - Доля преференциальных товаров, ввозимых в Россию из КНР (%)

Товарные  группы/гг. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Мебель, матрацы 0,5 0,5 1,0 1,2 1,2 1,4 1,8
Керамические  изделия 1,0 1,1 1,2 1,0 1,3 1,2 1,3
Продукты  из овощей и фруктов 0,6 1,5 1,6 1,4 1,1 1,1 1,6
Фрукты 1,0 0,9 1,2 0,9 0,7 0,7 0,6
Мясные  продукты 0,6 1,1 1,1 0,8 0,7 0,7 0,8
Овощи, горох, фасоль 0,7 0,7 1,0 1,0 0,8 0,7 0,8
Мясо 0,2 1,6 3,7 1,9 1,3 0,6 0.2
Зерновые 2,6 0,7 1,5 1,2 0,4 0,3 0,4

Информация о работе Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании ВЭД