Режим наибольшего благоприятствования и таможенные пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение режима наибольшего благоприятствования и системы таможенных пошлин. Для достижения данной цели ставятся задачи: рассмотрение сущности РНБ, исследование форм наибольшего благоприятствования, изучение условий возникновения, приостановления и прекращения прав на получение РНБ, а также таможенных пошлин как основного вида таможенных платежей, их признаков, функций, видов и дифференциации таможенных пошлин в зависимости от наличия или отсутствия РНБ.

Содержание

1. Режим наибольшего благоприятствования 5
1.1 Сущность режима наибольшего благоприятствования -
1.2 Формы наибольшего благоприятствования 9
1.3 Возникновение, приостановление и прекращение прав на получение режима наибольшего благоприятствования 11
1.4 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования 14
2. Система таможенных пошлин 19
2.1 Нормативное регулирование таможенных пошлин -
2.2 Понятие, признаки и функции таможенных пошлин 21
2.3 Виды таможенных пошлин 28
3. РНБ и дифференциация таможенных пошлин 33
Заключение 36
Список и использованных источников 38
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

 

Применение  режима наибольшего благоприятствования  предполагает определение условий, при наличии которых возникают, приостанавливаются и прекращаются права в силу оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Для приведения в действие безусловной оговорки необходимо наличие двух элементов: оговорки, содержащейся в действующем договоре и предоставления льгот третьему государству. В случае условной оговорки необходим третий элемент – выполнение государством-бенефициаром условия, указанного в договоре.

На основе этого положения была сформулирована ст.20 Проекта статей Комиссии Международного Права ООН под названием «Возникновение прав в силу положения о наиболее благоприятствуемой нации», п.1 которой гласит: «Право государства-бенефициара ... на режим наиболее благоприятствуемой нации в силу положения о наиболее благоприятствуемой нации, не содержащем условия о возмездности, возникает в момент, когда бенефициирующее государство распространяет соответствующий режим на третье государство».

Эта формулировка вызывает некоторые замечания. На момент вступления в силу договора, содержащего оговорку о наибольшем благоприятствовании, такой режим бывает практически уже предоставлен какому-либо третьему государству. Варианты, предложенные в статье 20 и комментарии не дают определенного ответа на вопрос: какое предоставление имеется в виду - фактическое или юридическое. Представляется, что основанием пользоваться правами, вытекающими из оговорки о наибольшем благоприятствовании для государства-бенефициара является юридическое предоставление бенефициирующим государством соответствующего режима третьему государству.

В случае если юридическое предоставление не дополняется  фактическим, бенефициирующее государство нарушает свое обязательство в отношении третьего государства. Факт такого нарушения не должен влиять на пользование правами, вытекающими из оговорки государством-бенефициаром. По-видимому, о предоставлении режима наибольшего благоприятствования де-юре идет речь и в п.1 «в» статьи 2 («Употребление терминов»), где используется выражение «согласилось предоставить».

Прекращению и приостановлению прав в соответствии с положением о наибольшем благоприятствовании посвящена статья 21 Проекта: «Право государства-бенефициара ... на режим наибольшего благоприятствования ... прекращается или приостанавливается в момент, когда бенефициирующее государство прекращает или приостанавливает распространение соответствующего режима на третье государство». Здесь отражено широко признанное положение об изменяющемся характере режима наибольшего благоприятствования. Предоставление каких-либо льгот третьему государству не означает, что государство-бенефициар всегда будет пользоваться теми же льготами. Если прекращается предоставление определенных преимуществ, обещанных третьему государству, то соответственно изменяется и содержание режима наибольшего благоприятствования в отношении государства-бенефициара.

Но в данной статье не учтено то обстоятельство, что договор, содержащий оговорку о наибольшем благоприятствовании, может прекратить действие раньше, чем бенефициирующее государство прекращает предоставление соответствующего режима третьему государству.

Нельзя также  оставить без внимания и то, каким образом бенефициирующее государство прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству. Такое прекращение или приостановление может быть двояким: правомерным (включая осуществление международно-правовых санкций в ответ на противоправное деяние третьего государства) и противоправным (нарушающим международные обязательства в отношении третьего государства).

В соответствии с юридической логикой в первом случае права государства-бенефициария должны прекращаться или приостанавливаться, а во втором – нет. Следовательно, в ст.21 целесообразно использовать следующее выражение: «...в момент, когда бенефициирующее государство правомерно прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству» [4, стр. 179].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Изъятия из принципа  наибольшего благоприятствования

 

Со времени  применения принципа наибольшего благоприятствования в регулировании международной торговли исключения из него претерпели большие изменения. При этом их объем постоянно расширялся. В современных условиях режим наибольшего благоприятствования практически не применяется без исключений.

Это объясняется  историческими особенностями формирования внешнеэкономических связей, усилением тенденций интернационализации хозяйственной жизни, выражающихся в образовании интеграционных объединений, различиями в экономическом и географическом положении государств, интересами безопасности, охраны общественного порядка и другими причинами, определяющими стремление государств сохранить возможность определения исключений из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Такие исключения в каждом случае специально оговариваются в соответствующем положении, поскольку в современном международном праве отсутствуют подразумеваемые изъятия из режима наибольшего благоприятствования.

Международное право не допускает противоречащих принципу равноправия изъятий из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов кроме отдельных, общепризнанных, исторически сложившихся и устанавливаемых по особому, каждый раз взаимному согласию договаривающихся сторон исключений.

Изъятия по кругу  субъектов в принципе противоречат идее наибольшего благоприятствования, в отличие от изъятий, сужающих его объем, т. е. исключающих из-под его действия те или иные отношения (что соответствует природе данного режима, имеющего договорной характер). Поэтому субъектные изъятия допускаются лишь в исключительных случаях, обусловленных некоторыми общими явлениями мировой экономической конъюнктуры, и образуют своего рода корректировочный механизм, позволяющий обеспечивать гибкое применение принципа наибольшего благоприятствования с учетом исторически сложившихся особенностей осуществления внешнеэкономических связей, различий в экономическом потенциале и географическом положении стран [4, cтр. 185].

Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего  благоприятствования в пользу соседних государств, которое означает, что  особые льготы, действующие между  двумя соседними государствами, не распространяются на третье государство, если одно из двух соседних государств заключило с этим третьим государством договор, включающий положение о наибольшем благоприятствовании, в котором содержится «соседская оговорка». Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью обеспечения приграничной торговли.

В дополнение к допускаемым ранее международным  правом в конвенционном порядке  традиционным изъятиям из принципа наибольшего  благоприятствования по кругу субъектов  международного права Женевская Конференция 1964 года установила ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом.

Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенства режимов на территории одного государства для всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития. Предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности, равносильно практическому неравенству.

В силу принятия Женевской  Конференцией рекомендательных исключений допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем в пользу развивающихся стран.

Вместе с тем, следует  подчеркнуть, что принцип равноправия  строго выдерживается также и  в формальном смысле для взаимоотношений между самими развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.

Третьим новым  дополнением к изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования является следующая норма. Развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними.

Все эти нормы  представляют собой по существу рекомендуемое отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима наибольшего благоприятствования между развивающимися и развитыми государствами.

Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее развитым странам. Именно поэтому во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям. 

Помимо общих  изъятий из принципа наибольшего  благоприятствования существуют специальные (относящиеся к определенной сфере регулируемых договором отношений) изъятия.

В договорах, например, часто  указывается, что в области мореплавания режим наибольшего благоприятствования не распространяется на портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.

Из сферы  действия РНБ также исключаются  уступки в области таможенной политики, предоставленные при образовании группой государств таможенного союза. Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую таможенную политику. То есть в области международных экономических отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего благоприятствования.

В ГАТТ содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования, крупнейшие из которых – это разрешения создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение – это разрешение развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде исключения из принципа наибольшего благоприятствования торговые льготы. Исключения существуют и по более широким и общим направлениям использования РНБ.

Первоначально они были сформулированы в статье XX ГАТТ «Общие исключения» и в статье XXI «Исключения по соображениям безопасности». Затем эти положения в различных формах нашли применение в других соглашениях и правовых документах ВТО.

В частности, статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от принципа недискриминации при принятии мер, цель которых – защита отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей. Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ, носят общий характер и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее, эта группа вопросов: общественный порядок, общественная мораль, здравоохранение нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов ГАТТ, а теперь ВТО [3, стр. 58].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система таможенных  пошлин

2.1 Нормативное регулирование  таможенных пошлин

 

Каждая область государственной  политики подлежит правовой регламентации. Внешнеэкономическая торговая политика России, в том числе установление, введение и взимание таможенных пошлин, не является исключением. Отличительной особенностью нормативно-правового регулирования внешнеэкономических отношений является действие актов федерального уровня. Ввиду того, что таможенное регулирование находится в исключительном ведении РФ, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления не вправе принимать какие-либо законодательные и подзаконные акты, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность.

С переходом Российской Федерации на новые рыночные отношения  и либерализацией таможенного регулирования была значительно изменена нормативная база, регулирующая внешнеэкономическую деятельность на таможенной территории РФ. Началом всего правового регулирования любой отрасли государственной политики является Основной Закон государства. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ таможенного регулирования и непосредственное таможенное регулирование как полномочия органов государственной власти находятся в исключительном ведении РФ. Правовыми источниками таможенно-тарифного регулирования является международное законодательство и федеральное таможенное законодательство. Таможенное законодательство РФ включает в себя Таможенный кодекс, принятые в соответствии с ним федеральные законы, указы Президента РФ и постановления, распоряжения Правительства РФ. В соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса таможенное законодательство регулирует отношения в области таможенного дела, в частности отношения по установлению, введению и взиманию таможенных  пошлин.

Особенности правового  регулирования могут быть установлены  специальным федеральным законодательством. При регулировании отношений  по установлению, введению и взиманию таможенных пошлин таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной  законодательством РФ о налогах и сборах. Фактически налоговое законодательство РФ действует при регулировании внешнеэкономических отношений, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость и акциза.

Информация о работе Режим наибольшего благоприятствования и таможенные пошлины