Промышленно-производственные зоны: цели создания и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное системное исследование промышленно-производственных зоны, цели ее создания, а также особенности промышленно- производственной зоны.

Содержание

Введение 3
1 Понятие Промышленно-производственной зоны 5
1.1 Определение свободной экономической зоны, цели создания
1.2 Понятие Промышленно-производственной зоны, цели создания 11
2 Особенности Промышленно-производственной зоны в РФ 17
2.1 Порядок функционирования Промышленно-производственной зоны
2.2 Таможенный и налоговый режимы 23
Заключение 30
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ППЗ цели создания и особености. корельская гу о6.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Модели  импортозамещающих зон, ориентированных на внутренний рынок страны-учредителя, в чистом виде встречаются редко. В основном они используются в сочетании с другими типами зон, хотя правовая база в отношении импортозамещающей специализации (как приоритетной в рамках комплексных зон) предусмотрена.

     Экспортно-импортозамещающие  зоны сочетают преимущества экспортных и импортозамещающих зон. Как правило, являются продуктом "эволюции" чисто экспортной зоны, когда на определенном этапе ее развития резидентам предоставляется право сбывать часть своей продукции на внутреннем рынке страны.

Несмотря  на очевидные преимущества смешанных  зон по сравнению с чистыми  моделями промышленно-производственных зон, они имеют ряд уязвимых мест:

    - довольно трудно определить оптимально допустимый уровень сбыта продукции предприятий зоны на внутреннем рынке страны;

    - появляется соблазн максимизировать административным путем приток в зону ресурсов с внутреннего рынка;

    - множественность целей может привести к неэффективному функционированию зоны в целом.

Примерами таких СЭЗ могут служить зоны в новых индустриальных странах  Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань и др.)

     Цели  создания

     Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

     Промышленно-производственные особые экономические зоны (далее  – ППОЭЗ) создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, которые направлены на импортозамещение и увеличение экспорта высокотехнологичной продукции.

Создание  ППОЭЗ как точек роста на специально выделенных территориях направлено на:

– повышение  конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской экономики;

– повышение  конкурентоспособности российских предприятий и их восприимчивости  к инновациям;

– создание условий для экспорта (внешняя  конкурентоспособность) и повышение  внутренней конкурентоспособности  товаров и услуг;

– развитие практики применения современных технологий менеджмента.

     Основными условиями создания промышленно-производственных особых экономических зон в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:

– размещение на территории, площадь которой составляет не более 20 квадратных километров (2000 гектаров);

– период действия – не более 20 лет;

– ППОЭЗ  не может располагаться на территориях  нескольких муниципальных образований;

– резидент вправе осуществлять только промышленно-производственную деятельность, т.е. производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию.

Организации, зарегистрированные на территории промышленно-производственных ОЭЗ, получают статус резидентов, дающий целый ряд конкретных преимуществ.

Одним из основных привлекательных условий для резидентов ППОЭЗ в реализации своих инвестиционных проектов именно на территории ОЭЗ является то, что государство берет на себя обязательство по созданию инфраструктуры ППОЭЗ за счет бюджетов различных уровней, что существенно снижает затраты резидентов ППОЭЗ на решение инфраструктурных вопросов организации бизнеса.

Создание  инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ППОЭЗ осуществляется на условиях софинансирования из бюджетов разных уровней, в соответствии с планами обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ППОЭЗ и прилегающей к ним территории, а особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высоко-технологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

     В настоящее время создана необходимая  внутренняя и внешняя (на прилегающих  к ППОЭЗ территориях) инфраструктура для начала её функционирования. На территориях ППОЭЗ построены здания административно-деловых центров, создана необходимая таможенная, инженерная, дорожная инфраструктура.

     Учитывая, что территории ППОЭЗ являются зонами таможенного контроля, в них действует  режим свободной таможенной зоны. В этой связи, с целью обеспечения эффективности таможенного контроля, территории ППОЭЗ обустроены в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Федеральной таможенной службы № 750 от 09.08.2006 г.

Земельные участки в границах промышленно-производственных ОЭЗ могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Арендаторы земельных участков в границах ППОЭЗ - собственники созданных ими объектов недвижимости - имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Примерная форма договора аренды земельного участка  на территории ППОЭЗ, а также примерная  форма договора аренды государственного и муниципального имущества, расположенного в границах ППОЭЗ, утверждены приказом Минэкономразвития России № 95 от 12.04.2006 г. Методика расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества (зданий (их частей), сооружений) утверждена приказом Минэкономразвития № 190 России от 14.07.2006 г. Следует отметить, что максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту ППОЭЗ на основании соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, составляет не более 2% их кадастровой стоимости в год. Это делает ППОЭЗ наиболее привлекательными территориями для осуществления промышленно-производственной деятельности на территории Российской Федерации.

     Кроме того, резиденты ППОЭЗ получают существенные административные, налоговые и таможенные преференции: снижены административные барьеры с помощью применения технологии «одного окна», снижена на 4% ставка налога на прибыль (20%), в отношении резидентов ППОЭЗ применяется освобождение по уплате на 5 лет (Липецкая область) и 10 лет (Республика Татарстан) налога на имущество, транспортного и земельного налогов, допускается возможность применения таможенного режима свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ППОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. Кроме того, резиденты могут воспользоваться ускоренной амортизацией собственных основных средств, но не более коэффициента 2, что в общем итоге дает примерно от 20 до 30% экономии финансовых средств в части реализации инвестиционного проекта на территории ППОЭЗ по сравнению с существующим порядком организации бизнеса вне режима ППОЭЗ.

     Особое внимание в ППОЭЗ отводится созданию дружественной среды администрирования, одним из наиболее важных элементов которой является внедрение системы предоставления государственных услуг резидентам ОЭЗ и заинтересованным лицам по принципу «одно окно». В систему «одно окно» объединено около 17 структур, органов исполнительной власти: ФНС, ФТС, ФМС, ПФР и других служб и организаций. В настоящее время эксплуатация системы «одного окна» начата во всех промышленно-производственных ОЭЗ.

     Проекты, реализуемые в рамках ППОЭЗ, связаны  единой концепцией, направленной на формирование целостного кластера, то есть планируемые  к строительству предприятия  являются взаимодополняющими. Реализация региональной кластерной политики в рамках проекта по созданию особых экономических зон способствует повышению эффективности коммуникации между бизнесом и властью, формированию единого видения развития бизнеса и региона, развитию взаимодействия между поставщиками и производителями, образовательными учреждениями, финансовыми и государственными институтами. За счет развития специализации и аутсорсинга, оптимизации внутреннего взаимодействия происходит повышение эффективности деятельности участников кластера, а также развитие региональной инфраструктуры (транспортной, информационной, образовательной и т.д.). В итоге это приводит к максимальному использованию конкурентных преимуществ региона, что в макроэкономическом масштабе позволяет повысить уровень развития не только одной отрасли, но и взаимосвязанных с нею секторов благодаря синергетическому эффекту внутри кластера, который не может возникнуть у разрозненных производителей.

     На  сегодняшний день на территориях  ОЭЗ зарегистрировано 16 резидентов, из них 7 резидентов - в Республике Татарстан и 9 - в Липецкой области.

     Кроме экономических и научно-технологических  целей, важнейшей задачей ППОЭЗ  является решение социальных вопросов: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом использования мирового опыта; рост благосостояния и уровня жизни населения.

     Промышленно - производственные особые экономические  зоны способствуют экономическому развитию как непосредственно регионов, так  и всей национальной экономики Российской Федерации. Указанный эффект достигается  посредством активизации обрабатывающей промышленности и инновационной деятельности, увеличения объемов экспорта и рационализации импорта, создания дополнительных рабочих мест, стимулирования развития конкурентоспособных видов наукоемких технологий и промышленного производства, дополнительного притока в страну прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих технологический прорыв России на зарубежные рынки.

     В результате развития промышленно - производственных особых экономических зон в течение  нескольких лет будут созданы  все необходимые условия для  эффективного функционирования бизнеса на территориях ОЭЗ и формирования их позитивного имиджа в Российской Федерации и за рубежом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Особенности Промышленно производственной зоны в РФ

     2.1 Порядок функционирования Промышленно-производственной зоны

     Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу. Не допускается создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территориях нескольких муниципальных образований, а также создание особой экономической зоны полностью включающей в себя территорию какого-либо административно-территориального образования двадцать квадратных километров.

     Под промышленно-производственной деятельностью  понимается производство и (или) переработка  товаров (продукции) и их реализация.

В особой экономической зоне промышленно-производственного  типа не допускается:

    1. размещение объектов жилищного фонда;
    2. разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
    3. переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
    4. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается  в особой экономической зоне.

Особая  экономическая зона промышленно-производственного  типа создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается  только в случае, если:

  1. это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  3. в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная деятельность.

Информация о работе Промышленно-производственные зоны: цели создания и особенности