Промышленно-производственные зоны: цели создания и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное системное исследование промышленно-производственных зоны, цели ее создания, а также особенности промышленно- производственной зоны.

Содержание

Введение 3
1 Понятие Промышленно-производственной зоны 5
1.1 Определение свободной экономической зоны, цели создания
1.2 Понятие Промышленно-производственной зоны, цели создания 11
2 Особенности Промышленно-производственной зоны в РФ 17
2.1 Порядок функционирования Промышленно-производственной зоны
2.2 Таможенный и налоговый режимы 23
Заключение 30
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ППЗ цели создания и особености. корельская гу о6.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение                 3

     1 Понятие Промышленно-производственной  зоны           5

         1.1 Определение свободной экономической  зоны, цели создания

         1.2 Понятие Промышленно-производственной зоны, цели создания      11

     2 Особенности Промышленно-производственной зоны в РФ        17

         2.1 Порядок функционирования Промышленно-производственной  зоны

         2.2 Таможенный и налоговый режимы          23

     Заключение               30

       Список использованных источников           32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) – ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания  таких зон – решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

     Актуальность выбранной темы предопределена самим процессом развития особых экономических зон. Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 ОЭЗ.

     В соответствии с документами международной  конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г), под особой зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, особая экономическая зона - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в ОЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной.

     Создание  свободных экономических зон  – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

     Промышленно-производственная зона — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

     Создание  свободных экономических зон  может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.

     Осуществляющиеся  в настоящее время экономические  реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных  экономических зон - создания благоприятных  условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.

     Среди ученых, занимавшихся вопросами создания и развития особых экономических  зон, нашло отражение в трудах следующих российских ученых: Богданова И.Г., Гайнутдинова Н.А., Иванова Ю.Б., Козырина А.Н., Краснолуцкой Н.Т., Меламеда И.И., Орловой Н.А., Пушкина А.В., Рыбакова С.А. и других

     Целью курсовой работы является комплексное  системное исследование промышленно-производственных зоны, цели ее создания, а также особенности промышленно- производственной зоны.

     Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: 1. Уточнить и конкретизировать понятие свободной экономической  зоны 2. Определить условия создания особых экономических зон 4. Раскрыть понятие  промышленно-производственной зоны и цели создания зоны. 5. Определить  порядок функционирования промышленно производственной зоны. 6. Заострить внимание на таможенном и налоговом режимах промышленно - производственной зоны.

     Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики, способное в равной степени и реанимировать депрессивную территорию, и дать дополнительный импульс региональным точкам роста.  В истории постсоветской России первые такие зоны возникли еще в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними

     В настоящее время начался принципиально  новый этап проекта по развитию свободных  экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этим законом заложены единая правовая основа создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. 
 

     1 Понятие промышленно-производственной  зоны

     1.1 Определение свободной экономической  зоны, цели создания 

     Термин "свободная экономическая зона" и его модификации, которых известно довольно много, в разных странах  и обстоятельствах подчас используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которым они служат. Используемые в литературе понятия: зона совместного предпринимательства, особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, специальная экономическая зона и ряд других – часто квалифицируются как тождественные. Множество терминов объясняется отсутствием в настоящее время общепринятой классификации свободных зон. В процессе своего развития и распространения они приобретали новые черты и особенности в зависимости от национальной специфики, экономических, политических и социальных условий страны. Поэтому необходимо прежде всего определить каждое из этих понятий, выявить общее и особенное в них с позиций подходов к системе управления. Ведь в своей сущности каждый из терминов выражает определенное функциональное назначение и степень сложности необходимых условий функционирования СЭЗ.

     СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным  формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось сравнительно недавно.

     В Киотской конвенции 1973 г. свободная  зона определяется как "часть территории государства, где любые ввезенные  товары обычно рассматриваются, в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля"1

     Размышляя над таким определением СЭ3, профессор  К.А. Семенов заметил: "Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокушин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами"2

     В то же время профессор К.А. Семенов  дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как "географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства".

     Такое определение СЭЗ отражает территориальность, систему льгот, анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономических формирований.

     В. Игнатов и В. Бутов дают свое определение  этих экономических формирований: "Свободные  экономические зоны – ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач"3

     В широком смысле определения СЭЗ  дали ученые Т.П. Данько и З.М. Окрут. "Под СЭЗ, – утверждают они, – понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ".

     Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как "искусственно созданное государством "вкрапление" в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее"4

     Такое определение СЭЗ воплотило в  себя территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. Но определение не уточняет, что же именно включает в себя этот специальный механизм регулирования. Видимо, он предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор, и т.д. Но это не конкретизируется в определении СЭЗ.

     В плане конкретности формулировки можно  сослаться на "Большой экономический  словарь", который определяет СЭЗ  как "ограниченную часть национально-государственной  территории, на которой действуют  особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала". В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управления и функционирования СЭЗ.

     Разнообразие понятий и терминов, применяемых различными авторами для определения сущности СЭЗ, в значительной степени связано с тем, что первоначально возникшая новация ("порто-франко") по мере своего развития и распространения постоянно приобретает новые черты и особенности. Это обуславливается как самим объективным процессом развития, так и воздействием ряда специфических факторов: уровнем экономического развития страны-учредителя, научно-техническим и экспортным потенциалом того или иного региона, состоянием его экономики или отдельных отраслей, транспортной, сервисной и другой инфраструктуры, географическими особенностями.

Информация о работе Промышленно-производственные зоны: цели создания и особенности