Промышленно-производственные зоны: цели создания и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное системное исследование промышленно-производственных зоны, цели ее создания, а также особенности промышленно- производственной зоны.

Содержание

Введение 3
1 Понятие Промышленно-производственной зоны 5
1.1 Определение свободной экономической зоны, цели создания
1.2 Понятие Промышленно-производственной зоны, цели создания 11
2 Особенности Промышленно-производственной зоны в РФ 17
2.1 Порядок функционирования Промышленно-производственной зоны
2.2 Таможенный и налоговый режимы 23
Заключение 30
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ППЗ цели создания и особености. корельская гу о6.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Несмотря  на многообразие разновидностей СЭЗ, можно  выделить те общие черты, которые  позволяют объединять эти организационно-экономические  образования под общим термином – свободные экономические зоны – независимо от целей их создания, функциональной специализации и сложности экономического механизма функционирования. К их числу относятся:

     - локальность территории;

     - наличие благоприятных исходных экономических, социальных, политических, транспортно-географических и климатических условий для формирования СЭЗ;

     - хозяйственная специализация в сфере предпринимательской деятельности;

     - установление на этой территории особого правового и экономического режима, более льготного по сравнению с условиями, действующими за пределами этой территории;

     - всесторонняя поддержка и гарантии государства;

     - многоуровневая система управления, адекватная целям и задачам территории.

     Как организационно правовая форма СЭЗ представляют собой, как правило, отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала, интернационализацией производства и специфическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами.

     Экономическое содержание СЭЗ – форма развития производительных сил и производственных отношений, адекватных рыночной экономике. Она основана на сочетании различных  форм собственности хозяйствующих субъектов СЭЗ, равноправно участвующих во всех сферах предпринимательской деятельности. Экономическим принципом функционирования СЭЗ являются самостоятельность и самофинансирование, как всех ее резидентов, так и зоны в целом. СЭЗ – это не политическое, а хозяйственное образование. Ее границы и задачи определяются с позиции экономической целесообразности, а ее территория остается частью территории страны-учредителя. Здесь действует государственное законодательство, хотя и с определенными корректировками в области правовых, хозяйственных и социальных взаимоотношений.

     Анализ  и обобщение существующих точек  зрения на понятие СЭЗ показали, что в большинстве определений сущность СЭЗ сводится к особому преференциальному режиму, установленному на какой-либо территории. При этом управленческие аспекты и другие элементы экономического механизма СЭЗ остаются за рамками исследований. Однако во многих теоретических работах, анализирующих мировой и российский опыт организации свободных экономических зон, последние, как правило, определяются как инструмент избирательного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. При таком подходе это понятие охватывает широкий спектр разных институциональных явлений, объединяемых в силу действия преференциального режима хозяйствования. Исходя из этого, под СЭЗ понимается часть национального экономического пространства, где введены особый режим хозяйствования, система управления и определенный набор льгот и стимулов, не используемых в других частях государства, которые создают благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

     Цели  создания СЭЗ

     Мировой опыт свидетельствует, что разные страны, обладая какими-либо географическими, экономическими или другими преимуществами, ставят различные цели при организации СЭЗ.

     Одни  страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были "содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты".

     Но, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические цели:

    1. более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
    2. привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
    3. использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;
    4. увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Социальные  цели:

    1. комплексное развитие отсталых регионов;
    2. увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
    3. обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
    4. насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические цели:

    1. использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
    2. приобщение к новым формам управленческого труда;
    3. привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
    4. повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

     Все эти и другие цели организации  СЭЗ могут быть реализованы при  целой системе условий, создаваемых  для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

    1. политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
    2. наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
    3. наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
    4. очень важным условием является природно-географическая среда;
    5. благоприятная экономическая конъюнктура.

     Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот: 5

1. Внешнеторговые  льготы предусматривают введение  особого таможенно-тарифного режима, льготного налогообложения внешнеторговых операций и упрощенного порядка их осуществления, а также создание особого валютного режима, в частности, – сведение до минимума валютного контроля, предоставление возможности свободной реализации прибыли.

2. Фискальные  меры содержат нормы, связанные  с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Льготы могут касаться налоговых баз различных налогов (прибыль или доход, стоимость имущества, др.), отдельных компонентов налоговых баз разных видов налогов (амортизационные отчисления, затраты на НИОКР, на заработную плату и др.), уровня налоговых ставок, вопросов постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые  меры включают различные формы  субсидий, предоставляемых через систему низких цен на коммунальные услуги, через понижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями (включая возможность долгосрочной аренды и субаренды), а также льготные государственные кредиты.  

4. Административные  меры предоставление инвесторам  права использования средств инфраструктуры (включая объекты коммунального пользования), упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказание различных содействующих бизнесу услуг, таких как, например, предоставление оперативной информации по конъюнктуре рынка, подготовка бизнес-планов и т.д.

     Все указанные льготы, как показала мировая  практика, могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.

 
 
 
 
 
 

     1.2 Понятие промышленно-производственной зоны, цели создания

     Промышленно-производственные зоны представляют собой компактные территориальные образования со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными налоговыми льготами. Образуются в целях:

    - получения дополнительных валютных поступлений;

    - создания новых рабочих мест;

    - налаживания импортозамещающих производств;

    - привлечения зарубежных капиталов, технологий и передовых методов управления.

Приоритетность  указанных целей варьируется.

По рынку  сбыта произведенной продукции  такие зоны подразделяются на 3 типа:

     1. Экспортно-производственные зоны.

     2. Импортозамещающие зоны.

     3. Смешанные (экспортно-импортозамещающие).

     Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) являются наиболее распространенным видом промышленно-производственных зон. Специфической чертой таких зон является выраженное доминирование производств, налаживание которых не требует крупных капиталовложений: бытовая электроника и электротехника (сборка на импортных комплектующих), легкая промышленность и т.п. Производственная деятельность осуществляется преимущественно филиалами ТНК и совместными предприятиями, заинтересованными в интенсивном использовании дешевой рабочей силы и сырья принимающей стороны.

Основные  преимущества:

    -  ограниченность (и достижимость) целей: валюта, занятость;

    - минимизация риска государства в случае неудачи проекта (вследствие ограниченной территории "эксперимента" и анклавного характера зоны);

Недостатки:

      - слабая связь с экономикой принимающей страны;

    - отсутствие реальной передачи технологий;

    - использование преимущественно неквалифицированной рабочей силы.

Такие СЭЗ получили развитие в развивающихся  странах, где к началу 90-х годов было создано 260 ЭПЗ6

Этот  тип зон называют еще "зонами экспортной переработки" или "специальными зонами поощрения экспорта". Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов.

     В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей  силы в ЭПЗ обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.п.). Результативность этих льгот выражается в том, что власти многих государств обеспечили в ЭПЗ развитие приоритетных отраслей экономики, а также серьезно активизировали хозяйственную жизнь в депрессивных регионах и смогли оказать значительное влияние на всю национальную экономику. Как уже было сказано выше, иллюстрацией последнего может служить Ирландия, создавшая первую в послевоенной Европе экспортно-производственную зону "Шеннон".

     Экспортно-производственные зоны в масштабе мировой системы  хозяйства приобретают некоторые национальные и региональные особенности, отражающиеся даже в названии зон: в Великобритании, например, называются предпринимательскими, в Китае – специальными экономическими и т.д. Однако природа ЭПЗ, их структура и экспортная направленность не изменяется.

     В конце 70-х – начале 80-х годов  экспортно-производственные зоны начали функционировать в Таиланде, Бангладеш, Шри-Ланке, Пакистане и других странах. В 1990 г. число свободных экспортно-производственных зон в развивающихся странах превысило 260. Весьма успешно реализовали политику экспортной ориентации новые индустриальные страны.

     Экспортно-производственная зона имеет многоцелевую направленность. Ее макроэкономические эффекты подразделяются на прямые и косвенные. Первые отражают соотношение чистых доходов от деятельности иностранных фирм в зоне в виде прироста экспортных поступлений, занятости, объема привлеченных инвестиций и затрат принимающей страны на инфраструктуру. Вторые – косвенные отражатели степени воздействия зоны на национальную экономику новых технологий, установления связей с национальными субпоставщиками, роста числа рабочих мест и уровня доходов в экономике страны в целом. Эффективность ЭПЗ обусловлена рядом слагаемых: активности инвестиционной политики принимающей страны, географического положения, состояния инфраструктуры, экономической и политической стабильности и конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков.

Информация о работе Промышленно-производственные зоны: цели создания и особенности