Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:16, курсовая работа
Основными задачами контроля и ревизии являются активное влияние на процессы промышленного производства с целью его интенсификации, содействия выполнению заказа по выпуску высококачественной продукции, ее реализации, снижению себестоимости путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предупреждения производственных потерь.
Введение 4
Цели и задачи ревизии и контроля 5
Задачи ревизии 7
Ревизия как форма экономического контроля 8
Правила проведения ревизии 10
Виды ревизии. 12
Подготовка ревизии. 16
Планирование ревизии 16
План ревизии. 17
Новый порядок проведения ревизий 19
Валютный контроль: Будьте Бдительны! 25
Актуальные вопросы. 26
Документы, которые могут быть истребованы 27
Сроки проведения ревизии (проверки) 28
Оформление результатов ревизии (проверки) 28
Нерешенные проблемы 29
Вниманию проверяемых 31
Список использованной литературы 33
В новой Инструкции
отсутствуют определения
В отличие от ранее существовавшего порядка новой Инструкцией установлен жесткий срок проведения контрольного мероприятия — не более 45 рабочих дней. Срок отсчитывается с момента предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения на проведение проверки до дня подписания акта.
Достаточно четко определены процедуры продления первоначально установленного срока и приостановления контрольного мероприятия. Продлить срок проверки или приостановить ее проведение может лицо, ее назначившее. О таком решении теперь в обязательном порядке уведомляется руководитель проверяемой организации.
В случае, если ревизоры
превысят срок проведения контрольного
мероприятия, нарушат порядок ее продления
или приостановления, руководитель имеет
право не допускать ревизионную группу
к проверке своей организации.
Процедура проверки
Перед началом ревизии руководитель ревизионной группы представляет ее участников руководителю проверяемой организации. Новой Инструкцией предусмотрено не только ознакомление руководителя организации с удостоверением на право проведения проверки, но и с ее программой. В программе проверки должен содержаться перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа будет проводить контрольные действия.
При проведении контрольных действий обязательно проверяются кассовые и расчетные операции, операции по лицевым, расчетным и валютным счетам, а также с материальными ценностями (п. 22 Инструкции). Причем операции с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетные операции проверяются сплошным методом.
По мнению автора, проверка сплошным методом не только денежных, но и всех расчетных операций в бюджетном учреждении потребует значительного увеличения срока проведения контрольного мероприятия. Поэтому на практике такая проверка будет трудновыполнима для ревизоров.
Инструкцией предусмотрены контрольные действия по изучению:
— учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов по форме и содержанию;
— полноты, своевременности
и правильности отражения совершенных
финансово-хозяйственных
— фактического наличия, сохранности и правильного использования денежных средств, достоверности расчетов и др.;
— постановки и состояния бухгалтерского учета и отчетности;
— состояния системы внутреннего контроля проверяемого бюджетного учреждения.
Особое внимание в Инструкции уделено встречным проверкам. В частности, впервые определен порядок их проведения, в том числе в организациях, расположенных на территории других субъектов РФ.
Следует отметить,
что в новой Инструкции отсутствует
существовавшая ранее обязанность
руководителя проверяемой организации
предоставления ревизорам помещения,
оргтехники, услуг связи, канцелярских
принадлежностей, обеспечения машинописными
работами.
Оформление результатов контрольного мероприятия
Результаты ревизии или проверки оформляются актом. Акт по-прежнему должен содержать вводную и описательную части. Кроме того, Инструкцией введен новый заключительный раздел акта — информация о выявленных нарушениях, сгруппированная по их видам.
Необходимо отметить,
что теперь в описании каждого
нарушения в тексте итогового
акта кроме положений
Изменяется и процедура подписания самого акта. Инструкцией, регулирующей проведение ревизий КРУ Минфина России, было предусмотрено его подписание представителями Росфиннадзора, проводившими проверку, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. Теперь главный бухгалтер акт не подписывает.
Предельный срок ознакомления руководства проверяемой организации с актом контрольного мероприятия и подготовки возражений по нему не меняется и составляет пять дней. Но по новой Инструкции срок ознакомления с актом для проверяемой организации будет устанавливать руководитель ревизионной группы.
С введением
новой Инструкции в значительной степени
изменился порядок реализации материалов
контрольного мероприятия. Срок рассмотрения
возражений по акту руководителем ревизионной
группы увеличится с 5 до 30 рабочих дней.
Подведем итоги…
По мнению автора, большинство рассмотренных выше процедурных изменений отнюдь не облегчает жизнь проверяемых организаций.
В то же время
в новом документе не решены многие
существующие принципиальные проблемы.
По-прежнему не установлена периодичность
контроля, недостаточно регламентирована
методология планирования и проведения
ревизий и проверок, не определен порядок
разрешения возникающих во время их проведения
спорных ситуаций, отсутствует классификация
выявленных финансовых нарушений.
Порядок составления акта
Акт ревизии (проверки) составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу, установленному Банком России на дату совершения соответствующих операций.
Акт ревизии состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
При составлении
акта должна быть обеспечена объективность,
обоснованность, системность, четкость,
доступность и лаконичность изложения.
Результаты ревизии должны подтверждаться документами (их копиями), объяснениями должностных, материально ответственных лиц проверенной организации и др.
Инструкцией не
предусмотрено обязательное направление
предписания об устранении выявленных
нарушений руководителю проверяемой организации,
а также информирование о результатах
проверки вышестоящих управляющих органов.
Проведение ревизий (проверок) органами валютного контроля зачастую вызывает вопросы процедурного характера: какие документы должны предъявить проверяющие; какие сведения должны быть в них отражены; каков объем запрашиваемых для проведения проверки документов; каковы сроки проведения проверки; каков порядок оформления ее результатов? К сожалению, анализ законодательства о валютном регулировании и валютном контроле не позволяет однозначно ответить на эти вопросы, что порождает массу сложностей на практике.
НАТАЛЬЯ КОВАЛЕВА
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
ЗАО «КОСТРОМСКАЯ ХЛОПКО-
ПРЯДИЛЬНАЯ МАНУФАКТУРА»,
К.Ю.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
И ПРОЦЕССА КГТУ
В силу ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 (в ред. 30.12.2006) «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. На основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Росфиннадзор осуществляет функции
органа валютного контроля непосредственно и через свои территориальные органы. Статьей 23 Закона установлено, что органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов
органов
валютного регулирования. Порядок проведения
указанных проверок регламентируется
Инструкцией о порядке проведения ревизий
и проверок контрольно-ревизионными органами
Министерства финансов РФ, утвержденной
Приказом Минфина РФ от 14.04.2000 № 42н (далее
-Инструкция)
! У
Росфиннадзора существует
исключительно право,
а не обязанность давать
юридическим и физическим
лицам разъяснения. |
Буквальное прочтение данной Инструкции позволяет говорить о разграничении таких понятий, как «ревизия» и «проверка». Если по п. 4 Инструкции «Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий…», то «Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации». При этом цели проведения ревизий и проверок совпадают, как совпадает и их процедура, при изложении которой в Инструкции используется лишь одно понятие — «ревизия».
Проведение ревизий (проверок) органами валютного контроля зачастую вызывает у проверяемого ряд вопросов процедурного характера, а именно:
? Какой документ должны предъявить проверяющие?
На проведение каждой ревизии (проверки) участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем назначившего ревизию контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным (как правило, это руководитель территориального управления Росфиннадзора). Работники контрольно-ревизионного органа должны иметь постоянное служебное удостоверение установленного образца. Кроме этого, руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии.
? Какие сведения должно содержать удостоверение на проведение ревизии (проверки)?
В удостоверении должны быть проставлены дата и номер, должно быть приведено наименование проверяемой организации, уточнено, кому поручено проведение ревизии (проверки) с указанием занимаемой должности и звания. В краткой форме обозначается тема ревизии (проверки), проверяемый период с указанием даты начала и окончания ревизии (проверки), а также основание, к примеру «План работы Территориального управления Росфиннадзора на 2007 год», учитывая, что ревизии осуществляются как в плановом, так и внеплановом порядке. В завершении проставляется подпись руководителя, которая заверяется печатью контрольно-ревизионного органа.
По всей вероятности, объем запрашиваемых для проведения проверки документов может ограничиваться лишь указанием ее темы. На практике особый интерес вызывает сама форма запроса каких-либо документов у проверяемой организации. При этом приходится констатировать, что нигде не отражена процедура получения от проверяемой организации документов, первоначально необходимых для проведения проверки. Неясно, должен ли быть составлен определенный документ с перечнем истребуемых документов; представляются подлинники или копии документов; кому они передаются и кто отвечает за их сохранность во время проведения проверки. Не совсем понятной остается и процедура получения со стороны ревизуемых органов дополнительных документов: кто и как вправе их запрашивать, должны ли данные документы соответствующим образом оформляться — заверяться печатью и подписью определенного должностного лица. Неурегулированность столь важных процедурных вопросов на практике порождает массу сложностей, которые напрямую влияют на участников рассматриваемых правоотношений, в определенной степени затрагивая права и интересы каждой