Проблемы экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России. Способ повышения его эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в работе является изучение проблем экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России, а также способов повышения его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить основные направления и особенности экономического взаимодействия стран СНГ.
2. Рассмотреть проблемы взаимодействия России со странами Содружества.
3. Сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СНГ 5
1.1 Взаимные интересы России и стран СНГ 5
1.2 Основные направления взаимодействия стран СНГ 11
2 ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ СО СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА 17
2.1 Проблемы во взаимодействии 17
2.2 Перспективы развития взаимодействия России и государств СНГ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

74674 (1).docx

— 119.74 Кб (Скачать)

Необходимость тесного взаимодействия стран Содружества в инновационной  сфере диктуется рядом объективных  факторов. Прежде всего оно позволило бы сконцентрировать усилия, интеллектуальный и финансовый потенциал отдельных государств на наиболее важных, прорывных направлениях фундаментальных и прикладных исследований, избежать дублирования дорогостоящих разработок, а также ускорить диффузию технологий, имеющих высокий коммерческий эффект. Кроме того, увеличение выпуска наукоемкой продукции предполагает адекватное расширение рынков ее сбыта. В этой связи определение общих правил торговли такой продукцией и формирование для нее единого торгового пространства в рамках Содружества становятся важными условиями успеха инновационной деятельности в каждом государстве СНГ.

Мощный стимул расширению инвестиционного сотрудничества в СНГ придало бы также формирование системы наднациональных финансовых организаций, которые обеспечивали бы комплексную кредитно-инвестиционную поддержку совместных проектов.

Формированию новой, более  эффективной модели участия СНГ  в международном разделении труда  способствовало бы осуществление практических мер и шагов по следующим направлениям внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества:

1. Либерализация взаимной торговли и построение общего рынка товаров и услуг в рамках СНГ, расширяющая возможности России и других стран участниц по экспорту продукции в сопредельные государства. Значимым шагом к этому стало бы завершение нормативно-правового оформления зоны свободной торговли (ЗСТ) в Содружестве путем принятия его членами многостороннего договора об отмене таможенных пошлин и количественных ограничений при осуществлении взаимных поставок.

2. Интернационализация рубля и превращение его в региональную резервную валюту, чему способствовало бы, в частности: расширение использования рубля в практике взаимных расчетов стран СНГ за счет организации интегрированной расчетно-платежной системы, которая охватывала бы все республики; формирование при поддержке государства механизмов экспортного рублевого кредитования иностранных покупателей локально произведенной машинно-технической продукции; повышение емкости рынка международных долговых ценных бумаг, номинированных в рублях, в том числе путем увеличения выпуска таких бумаг государственными институтами развития.

3. Развитие кредитно-гарантийных  и иных механизмов государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта, а также приоритетных для национальной экономики форм и направлений ввоза и вывоза капитала, что предполагает последовательное наращивание масштабов такой поддержки, расширение спектра применяемых для этого финансовых инструментов, а также повышение эффективности деятельности государственных институтов развития.

4. Развитие в СНГ системы  особых экономических зон (ОЭЗ)  и территориально-отраслевых кластеров,  которые благодаря предоставлению работающим там инвесторам различных преференций могли бы выступать центрами притяжения прямых зарубежных капиталовложений в стратегически важные отрасли и сектора национального хозяйства. Эффективность практики создания подобных территорий подтверждена международной практикой.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, к числу других наиболее актуальных для стран СНГ экономических проблем относятся, в частности, следующие:

  • высокий уровень физического и морального износа основных фондов промышленности, большая часть которых была создана еще в советское время и сегодня требует замены или глубокой модернизации (так, по оценкам Исполнительного комитета СНГ, износ активной части основных фондов в реальном секторе экономики в среднем по республикам превышает в настоящее время 65%);
  • усиливающееся быстрыми темпами отставание от ведущих стран в инновационной сфере, отрицательно сказывающееся на динамике и качестве экономического роста государств СНГ, конкурентоспособности выпускаемой продукции и уровне жизни населения;
  • неудовлетворительное состояние сектора экономической инфраструктуры, включая жилищно-коммунальное хозяйство, энергетический и транспортный комплексы, значительно ухудшающее условия ведения хозяйственной деятельности и в целом качество жизни на постсоветском пространстве;
  • неоднородность регионального развития большинства стран Содружества, в частности, России и среднеазиатских государств, заметно осложняющая в них социально-политическую обстановку;
  • недостаточный уровень зрелости финансовых систем стран СНГ, серьезно сдерживающий их социально-экономическое развитие.

Очевидно, что одним из ключевых факторов решения указанных проблем выступает углубление экономической интеграции в рамках Содружества. Последовательное расширение сотрудничества между государствами в различных областях производственной и финансовой деятельности способствовало бы увеличению объемов взаимной торговли и инвестиций, реализации масштабных трансграничных проектов в приоритетных секторах, увеличению притока иностранного капитала в страны СНГ и, в конечном итоге, ускорению темпов роста и структурной перестройки их экономик.

Реализация указанных мер позволила бы значительно расширить возможности для экспорта российской промышленной продукции, повысить инвестиционную привлекательность стран – участниц СНГ и в целом укрепить свои позиции в глобальной экономике, повысив за счет этого их устойчивость к возможным новым глобальным потрясениям. Тем самым был бы внесен заметный вклад в достижение одной из главных целей модернизации – превращение СНГ в регион, способный адекватно реагировать на новые вызовы в любой сфере, обеспечивая при этом стабильно высокий уровень жизни граждан.

Вызовы, с которыми сегодня  сталкивается Российская Федерация на постсоветском пространстве, носят острый характер. На карту поставлено будущее России как одного из мировых экономических центров. Необходим успешный реинтеграционный проект, достаточно привлекательный для большинства государств Содружества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреев, А.В. Развитие внешней торговли стран Содружества Независимых Государств: итоги 2010 / А.В. Андреев // Российский внешнеэкономический вестник. – 2011. – № 10. – С. 19-25
  2. Богомолов, О.Т. Мировая экономика в век глобализации. – М.: Экономика, 2007. – 361 с.
  3. Булатов, А. Экономика России и других постсоветских стран / Под ред. А. Булатова. – М.: Экономистъ. 2009. – 276 c.
  4. Варфаловский, А.В. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации к странам СНГ / А.В. Варфаловский // Проблемы местного самоуправления. – 2011. –№ 44. – С. 40-48
  5. Глазьев, С. Итоги и перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве / С. Глазьев // Российский экономический журнал. – 2012. – № 4. – С. 24-29
  6. Гурова, И.П. Региональная торговля и торговая интеграция СНГ / И.П. Гурова // ЕЭИ. – 2009. – № 2(3). – С. 89-102
  7. Зыкова, Т. На пути к единой валюте / Т. Зыкова // Российская газета от 16.07.2010
  8. Кондратов, Д. Перспективы углубления экономической интеграции стран СНГ / Д. Кондратов // ЕЭИ. – 2013. –№ 2 (19). – С. 57-80
  9. Коноваленко, С. Федеральная таможенная служба на пространстве СНГ / С. Коноваленко // Международная жизнь. – 2008. – № 8-9
  10. Кулик, С.А. Экономические интересы и задачи России в СНГ / С.А. Кулик, А.Н. Спартак, И.Ю. Юргенс. – М.: ИНСОР, 2010. – 120 с.
  11. Непомнящий, Е.Г. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Курс лекций. – Таганрог: ТИУиЭ, 2007. –176 с.
  12. Симонова, Л.М. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации / Л.М. Симонова // Вестник Тюм.ГУ. – 2009. – № 4. – С. 206-214
  13. Страны СНГ объединит зона свободной торговли // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 6
  14. Шишков, Ю.В. Кооперирование в машиностроении стран СНГ: не расширение, а свертывание / Ю.В. Шишков // Евразийская экономическая интеграция, 2008. – № 1. – С. 45
  15. Интернет-ресурс: http://www.cisstat.com/0base/index.htm Межгосударственный статистический комитет СНГ

1 Варфаловский, А.В. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации к странам СНГ // Проблемы местного самоуправления. – 2011. –№ 44. – С. 40

2 Симонова, Л.М. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Вестник Тюм.ГУ. – 2009. – № 4. – С. 207

3 Кулик, С.А. Экономические интересы и задачи России в СНГ. – М.: ИНСОР, 2010. – С. 15

4 Коноваленко, С. Федеральная таможенная служба на пространстве СНГ // Международная жизнь. – 2008. – № 8. – С. 19

5 Кондратов, Д. Перспективы углубления экономической интеграции стран СНГ // ЕЭИ. – 2013. –№ 2 (19). – С. 58

6 Андреев, А.В. Развитие внешней торговли стран Содружества Независимых Государств: итоги 2010 // Российский внешнеэкономический вестник. – 2011. – № 10. – С. 20

7 Гурова, И.П. Региональная торговля и торговая интеграция СНГ // ЕЭИ. – 2009. – № 2(3). – С. 95

8 Булатов, А. Экономика России и других постсоветских стран. – М.: Экономистъ. 2009. – С. 117

9 Шишков Ю.В. Кооперирование в машиностроении стран СНГ: не расширение, а свертывание / Евразийская экономическая интеграция, 2008. – № 1. – С. 45

10 Интернет-ресурс: http://www.cisstat.com/0base/index.htm Межгосударственный статистический комитет СНГ

11 11 Интернет-ресурс: http://www.cisstat.com/0base/index.htm Межгосударственный статистический комитет СНГ

 


Информация о работе Проблемы экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России. Способ повышения его эффективности