Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью исследования в работе является изучение проблем экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России, а также способов повышения его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить основные направления и особенности экономического взаимодействия стран СНГ.
2. Рассмотреть проблемы взаимодействия России со странами Содружества.
3. Сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СНГ 5
1.1 Взаимные интересы России и стран СНГ 5
1.2 Основные направления взаимодействия стран СНГ 11
2 ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ СО СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА 17
2.1 Проблемы во взаимодействии 17
2.2 Перспективы развития взаимодействия России и государств СНГ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Развитие внешней торговли в рамках, созданных на постсоветском пространстве региональных объединений с участием России свидетельствует о сохранении центробежных тенденций. Доля взаимной торговли в общем объеме товарооборота (показатель характеризует степень реального экономического сближения) Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, по сравнению, например, с ЕС-27 (60%) или НАФТА (40%), невелика и имеет тенденцию к снижению: 16,4% в 2000 г. и 11,4% в 2010 г.
Отрицательное влияние на
торгово-экономическое
В результате по большинству
направлений слабо развивается межгосударственная
внутриотраслевая производственно-
В то же время роль взаимной торговли в восстановлении и модернизации индустриального потенциала Содружества невелика. Импортные потребности в машиностроительной продукции удовлетворяются в основном за счет стран дальнего зарубежья, в том числе России – на 91% (2010 г.), Молдавии – на 87%, Казахстана – на 75%. Наряду с высокими технико-экономическими характеристиками расширение объемов импорта машин, оборудования и транспортных средств в третьих странах связано с поступлениями прямых иностранных инвестиций, созданием совместных предприятий, получением кредитов, в том числе предполагающих встречные закупки в стране-кредиторе.
Отметим, что межгосударственные договоренности продолжают оказывать большое влияние на развитие торгово-экономических отношений стран СНГ. Об этом свидетельствует использование во взаимной торговле контрактных цен, которые по ряду товаров отличаются от мировых. Например, в 2010 г. Казахстан имел меньшую по сравнению со странами дальнего зарубежья, доходность по поставкам в СНГ руд и концентратов железных, нефти и продуктов ее переработки, природного газа и ферросплавов.
Основная доля суммарного
взаимного внешнеторгового
Россия является «центром торговой гравитации» в регионе СНГ: каждая из стран имеет развитые внешнеторговые отношения с РФ, в то время как двусторонние связи, в том числе между ближайшими соседями, развиты намного слабее. Например, экспорт Украины в нашу страну в 7 раз больше, чем в Белоруссию, экспорт Казахстана в РФ превышает вывоз в соседнюю Киргизию – в 11 раз.
Для отдельных постсоветских государств значение внешнеэкономических связей с Россией неодинаково. Критически важно – для обеспечения экономического развития Белоруссии: в 2010 г. на долю нашей страны приходилось 46% внешнеторгового оборота РБ. Существенна роль торговли с РФ для Украины (32%), Узбекистана (29%), Киргизии (27%), Таджикистана (25%) и Армении (21%); меньше – для Казахстана (18%), Молдавии (18%) и Азербайджана (7%)11. В 2010 г. Россия занимала первое место во внешней торговле Белоруссии и Украины, второе – Армении и Молдавии, являлась крупнейшим импортером Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
В годы рыночных преобразований российские компании стремились максимально использовать преимущества продаж на внешнем рынке по мировым ценам (поставки внутри СНГ до недавнего времени осуществлялись по более низким тарифам), а также широкие возможности удовлетворения импортных потребностей в разнообразных качественных товарах инвестиционного и потребительского назначения, включая высокотехнологичную и наукоемкую продукцию.
За общими тенденциями и показателями развития внешней торговли скрывается резкая их дифференциация по отдельным странам и группам стран. В частности, основное влияние на стоимостные объемы и структуру внешнеторгового оборота СНГ оказывает Россия, на долю которой в 2010 г. падало 71% суммарной стоимости экспорта и 61% импорта. Сильно варьируется динамика внешней торговли: экспорт Азербайджана в 2001-2010 гг. увеличился в 12 раз по сравнению с Таджикистаном – в 1,5 раза. Экспорт на душу населения (2010 г.) Армении был равен 306 долл., Казахстана – 3611 долл., Белоруссии – 2655 долл. В 2010 г. на долю изделий машиностроения приходилось примерно 18% экспорта Белоруссии и Украины, но всего 0,8% Казахстана. Молдавия выступает крупным поставщиком на внешние рынки аграрной продукции (47,5% экспорта в 2010 г.), Армения – металлов и изделий из них (33%). Белоруссия, Киргизия, Молдавия и Украина на протяжении последних лет демонстрируют наибольшую вовлеченность во внутрирегиональные торговые потоки.
2.2 Перспективы
развития взаимодействия
Несмотря на разную обеспеченность
природными ресурсами, величину экономического
потенциала и внутреннего рынка, страны
СНГ, как уже было установлено выше, имеют
общие внешнеэкономические проблемы.
В числе важнейших – низкая степень диверсификации
экспортных поставок и непрогрессивная
под углом зрения мирохозяйственных тенденций
топливно-сырьевая международная специализация;
неконкурентоспособность многих изделий
обрабатывающей промышленности; высокая
зависимость внешнеторгового оборота
от колебаний мировой конъюнктуры; слабое
развитие международной производственно-
Решение этих проблем предполагает необходимость осуществления продуманной структурной и технологической модернизации экономики; стимулирования притока зарубежных капиталовложений, особенно, в сферу НИОКР и наукоемкие производства; поощрения формирования кооперационных связей со странами – технологическими лидерами; продвижения постсоветских стран по пути объединения рынков и ресурсов, углубление делового взаимодействия.
Решение этих проблем предполагает необходимость осуществления продуманной структурной и технологической модернизации экономики; стимулирования притока зарубежных капиталовложений, особенно, в сферу НИОКР и наукоемкие производства; поощрения формирования кооперационных связей со странами – технологическими лидерами; продвижения постсоветских стран по пути объединения рынков и ресурсов, углубление делового взаимодействия.
Диверсификация экономики и экспорта позволит обеспечить более устойчивое экономическое развитие стран СНГ, снизить сложившуюся сильную зависимость от неблагоприятных внешних воздействий, глобальных потрясений.
Начиная с конца 2009 года экономическая конъюнктура в странах СНГ начала постепенно восстанавливаться после кризиса. Этому, прежде всего, способствовало оживление в глобальном хозяйстве, сопровождавшееся повышением мировых цен на основные биржевые товары, позволившее государствам Содружества значительно увеличить свои экспортные поступления. В первом полугодии 2012-го почти все страны показали прирост ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2011-го, при этом более чем у половины участников СНГ он превысил 3-4% в годовом исчислении. Объем промышленного производства в среднем по Содружеству вырос на 2,6%, розничный товарооборот – на 8,3%, экспорт – на 7,2%. По оценкам экспертов, динамика роста экономики стран СНГ могла бы быть и более высокой, однако она сдерживается сохраняющимся на низком уровне инвестиционным спросом. В частности, в крупнейших государствах Содружества – России и Казахстане – темпы прироста инвестиций в основной капитал за январь – июнь 2012 года выросли на 11,6% и 3,1% соответственно.
Наблюдаемое восстановление деловой активности в государствах СНГ дает основания для оптимистичных прогнозов относительно перспектив их экономического развития в ближайшие годы. Согласно оценкам ведущих международных экспертных организаций, в 2013 году ВВП в среднем по странам СНГ вырастет на 3,8%, а в 2014-м – на 4,4%. Указанные прогнозы базируются на предположениях о сохранении высоких мировых цен на сырье и другие биржевые товары, экспорт которых обеспечивает существенную часть доходов государств Содружества, а также о возобновлении притока в них иностранного капитала, который позволит активизировать инвестиционные процессы в их экономиках.
Вместе с тем, очевидно,
что долгосрочные перспективы социально-
Доля высокотехнологичных
товаров в структуре
Взаимная торговля традиционно выступает основным направлением экономического взаимодействия государств СНГ. Ее развитию способствуют в первую очередь географическая близость стран, сохраняющиеся еще со времен СССР хозяйственные связи их предприятий, а также налаженные транспортные коридоры для поставок продукции. Взаимный товарооборот в 2000-2011 годах стабильно рос, увеличившись, по данным Исполнительного комитета СНГ, в 4,6 раза до 281,7 млрд.долл. (в 2009-м на фоне кризиса произошло его сокращение). Объемы экспорта государств Содружества в другие страны СНГ выросли в 4,7 раза до 142,5 млрд.долл., импорта – в 4,1 раза до 139,1 млрд.долл. Наиболее крупными участниками внешнеторговых отношений в рамках СНГ выступали Россия, товарооборот которой с государствами Содружества составил в 2011 году 123,2 млрд.долл., или 44% его общего объема, Украина (63,3 млрд.долл.), Беларусь (47,5 млрд.долл.) и Казахстан (32,6 млрд.долл.).
Взаимная торговля играет
важную роль в структуре
Следует отметить, что сходная у многих стран СНГ структура национального производства и экспорта, основу которого составляет сырьевая продукция, выступает сдерживающим фактором развития их внешнеторговых отношений. В частности, низкий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспортных поставках большинства государств Содружества объективно сужает возможности для налаживания ими эффективного товарообмена, заставляя их ориентироваться в первую очередь на расширение торговли с третьими странами.
Наиболее заметных успехов на пути углубления сотрудничества стран-участниц удалось добиться в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), учрежденного в 2000 году Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном. ЕврАзЭС – крупнейшая после СНГ интеграционная группировка на постсоветском пространстве, занимающая более 90% территории бывшего СССР, на которой проживают свыше 180 млн. человек, или 64% численности населения СНГ. Главной целью ЕврАзЭС заявлено создание Единого экономического пространства, в рамках которого обеспечивалось бы функционирование общего рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала государств-участников.
Наконец, настоящим интеграционным прорывом в рамках ЕврАзЭС стало формирование в 2007-2010 годах Таможенного союза трех государств – Беларуси, Казахстана и России (ожидается, что присоединение к ТС остальных государств – членов Сообщества будет происходить по мере готовности их экономик). Окончательно Таможенный союз заработал в июле 2010 года, когда во всех входящих в него странах вступил в силу единый Таможенный кодекс, определяющий порядок и процедуры его функционирования. В соответствии с кодексом в рамках ТС действует единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле участников не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер), а также используется единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Вопросам углубления сотрудничества
в инновационном секторе