Проблемы экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России. Способ повышения его эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в работе является изучение проблем экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России, а также способов повышения его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить основные направления и особенности экономического взаимодействия стран СНГ.
2. Рассмотреть проблемы взаимодействия России со странами Содружества.
3. Сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СНГ 5
1.1 Взаимные интересы России и стран СНГ 5
1.2 Основные направления взаимодействия стран СНГ 11
2 ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ СО СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА 17
2.1 Проблемы во взаимодействии 17
2.2 Перспективы развития взаимодействия России и государств СНГ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

74674 (1).docx

— 119.74 Кб (Скачать)

Доля взаимной торговли в  совокупном товарооброте стран СНГ, в %

 

1995

2007

2008

2009

2010

Оборот

31,2

21,7

20,1

21,0

21,8

Экспорт

25,9

18,5

16,9

17,6

18,5

Импорт

38,5

26,2

24,9

25,9

26,7


 

За последнее десятилетие  многие месторождения, инфраструктурные и производственные объекты, в том числе экспортные предприятия государств СНГ, перешли к иностранным компаниям. Снижение доли взаимной торговли в общем объеме товарооборота СНГ отражает и барьерное действие новых, межгосударственных границ между бывшими советскими республиками. Образование границ привело к высоким транзакционным издержкам (расходы на страхование, конвертацию валют и т.д.) и транспортным расходам особенно для Армении, Киргизии, Таджикистана, находящихся в транспортной изоляции от других стран СНГ.

Несмотря на снижение удельного  веса стран СНГ в экспорте России с 18-22% в 1990-х гг. до 14-16% в 2000-х гг., сейчас они имеют существенно большее значение для многих российских экспортеров. Дело в том, что указанное снижение произошло главным образом из-за переориентации поставок энергоносителей на рынки дальнего зарубежья в условиях быстрого роста мирового спроса и цен на топливо. Если в 1992-1994 гг. на СНГ приходилось 40% суммарного российского экспорта энергоресурсов в натуральном выражении, то в 2007-2008 гг. – 14,7% (в 2009 г. – 15,9% из-за увеличения поставок газа в Украину по причине аварии на туркменском участке газопровода и последовавшего прекращения отгрузок газа из Туркмении).

Российских экспортных автомобилей  на страны СНГ приходится около 70-80%, лекарств, готовых химических товаров, одежды и текстиля, продуктов питания, продукции строительной промышленности, более половины всех поставок продукции общего машиностроения и металлообработки, 30-40% экспорта готовой бумаги и картона, стальной продукции, изделий из дерева и древесных плит.

За все годы нового века отмечено значительное повышение доли Содружества по большому кругу промышленной продукции глубокой переработки, а также множественным видам машин и оборудования.

Доля стран Содружества  в импорте России неуклонно снижается. Например, если в 1990-е гг. она достигала 30% и выше, то уже к 2009 г. сократилась до 13%. Это вызвано тем, что РФ активно формировала импорт высококачественных товаров как потребительского, так и инвестиционного назначения, которые государства СНГ чаще всего не могут пока предложить. Кризис еще более усугубил ситуацию и снизил конкурентоспособность продукции из СНГ на российском рынке.

2. Взаимная торговля услугами.

Важной частью во внешнеторговом обмене России со странами СНГ является торговля услугами. Доля услуг, например, по итогам 2009 г. в суммарном обороте товаров и услуг составила 16,7%. С начала нового века и до конца 2008 г. отмечалось стабильное расширение взаимной торговли услугами стран СНГ и России. Начиная с 2000 г. обмен услугами увеличился более чем в 3,4 раза. Особенно характеризовался период 2007-2008 гг. беспрецедентно высокими темпами прироста взаимной торговли услугами, достигая 30% ежегодно.

Имеющийся экономический подъем в странах Содружества и в России стимулировал увеличение всего объема закупок и продажи услуг, в первую очередь, по таким статьям, как «Строительные услуги», «Поездки», «Транспорт», «Прочие деловые услуги».

3. Инвестиционное сотрудничество.

Рост оборотов торговли между  государствами СНГ в докризисные годы сопровождался увеличением объемов взаимных инвестиций.

Как и в торговой сфере, ключевая роль в системе трансграничных инвестиционных потоков в рамках Содружества принадлежит России, занимающей лидирующие позиции среди республик по показателям капиталовложений, направляемых в экономику государств-партнеров. Так, по данным Росстата, совокупный объем инвестиций из России в страны СНГ (без учета средств коммерческих банков) составил в 2008 году 10,2 млрд.долл., увеличившись по сравнению с 2005-м почти в 17 раз. Даже в кризисные 2009-2010 годы этот показатель лишь незначительно сократился до 9,2 млрд.долл. и 7,4 млрд.долл. соответственно, что свидетельствует об устойчивом интересе бизнеса РФ к работе в СНГ. Накопленный объем российских капиталовложений в страны Содружества вырос в 2005-2012 годах в 5,1 раз до 16,7 млрд.долл., из них более 70% составляли прямые и портфельные инвестиции. Основными получателями финансовых ресурсов выступают Беларусь, на которую приходилось в среднем более половины всех ежегодных российских вложений в экономику стран СНГ, и Украина. Согласно данным Росстата, эти две страны лидируют по показателю накопленных инвестиций из России, последующие места занимают Армения, Узбекистан и Казахстан (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Объем накопленных инвестиций из России в экономику стран СНГ в 2012 году, в долл.

Среди основных задач:

  • развитие транспортной инфраструктуры, в том числе общеевропейского значения (трех панъевропейских коридоров);
  • обновление и совершенствование парка перевозочных средств, особенно торгового флота и гражданской авиации;
  • приведение показателей функционирования транспортной системы в соответствие с мировыми требованиями по уровню сервиса, качества и стоимости перевозок;
  • упрощение и ускорение осуществления таможенных формальностей при пересечении общих  границ России и стран СНГ;
  • гармонизация нормативно-правовой базы отечественной транспортной деятельности с соответствующими правовыми нормами стран Содружества; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешнем рынке.

Значимость взаимной торговли стран СНГ остается довольно высокой. Об этом свидетельствует сопоставление показателей, характеризующих удельный вес Содружества в мировом (3,85% в 2010 гг.) и взаимном экспорте (18,5%); превышение составляет 4,8 раза. Страны постсоветского пространства обмениваются энергетическими и другими минеральными ресурсами, сбывают друг другу изделия, которые могли бы быть неконкурентоспособны на иных рынках; громадная протяженность их общих границ позволяет интенсивно развивать приграничное сотрудничество.

Отличительной чертой взаимного  экспорта стран СНГ является существенно более широкая номенклатура поставляемых изделий по сравнению с дальним зарубежьем. Его характеризует большая доля товаров с высокой добавленной стоимостью и, соответственно, меньший удельный вес сырья и полуфабрикатов. Так, в экспорте Казахстана в дальнее зарубежье доминируют топливно-энергетические товары (76% в 2010 г.), в то время как значимыми позициями экспорта в СНГ являются, наряду с этой товарной группой (31%), химические продукты (11%), металлы и изделия из них (22%), машины и оборудование (3%). Другой пример – 45% (2010 г.) экспорта Белоруссии в третьи страны приходится на топливно-энергетические товары (производные переработки нефти), но 28% экспортных поставок в страны СНГ составляет продукция машиностроения.

 

2 ПРОБЛЕМЫ ВО  ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ СО СТРАНАМИ  СОДРУЖЕСТВА

2.1 Проблемы во взаимодействии

Предшествовавшие глобальному  финансовому кризису годы ознаменовались быстрым экономическим подъемом стран СНГ, способствовавшим повышению уровня благосостояния населения, улучшению ситуации в социальной и бюджетной сферах, увеличению объема инвестиций и расширению притока иностранного капитала. Однако в экономике государств СНГ еще сохраняется множество нерешенных проблем, в частности, однобокая в большинстве стран структура производства, базирующаяся на эксплуатации природных ресурсов, высокий моральный и физический износ основных фондов, неразвитость инфраструктуры.

В данной структуре непропорционально большую роль играет производство и первичная переработка сырьевой и сельскохозяйственной продукции. Такая структура во многом унаследована от бывшего СССР, проводившего политику экономической специализации отдельных республик в рамках единого народнохозяйственного комплекса. В постсоветский период лишь некоторым странам удалось незначительно диверсифицировать свою экономику, в ряде же государств произошло дальнейшее упрощение ее структуры в результате сворачивания деятельности отдельных промышленных предприятий и целевых отраслей, в частности, производивших машиностроительную продукцию, оказавшихся неконкурентоспособными после распада СССР и открытия внутренних рынков для импортных товаров.

Указанные недостатки отчетливо  проявились в ходе кризиса, вызвавшего почти во всех республиках Содружества резкое замедление темпов роста ВВП. Кризис отчетливо показал, что их устойчивое развитие возможно лишь при условии проведения в сжатые сроки всесторонней модернизации национальных хозяйств.

Очевидно, что это потребует  установления более тесных интеграционных связей в рамках СНГ, которое позволило бы его участникам сообща решать накопившиеся социально-экономические проблемы.

Глобальный финансово-экономический  кризис 2008-2009 годов стал серьезным потрясением для стран СНГ, вызвавшим в большинстве из них резкое снижение темпов роста ВВП или его падение. Наиболее болезненно кризис ударил по Украине и Армении, чьи экономики в 2009 году сократились, соответственно, на 15% и 14,4%. В число наиболее пострадавших от кризиса государств вошли также Россия, Молдова, Беларусь и Казахстан, показавшие в 2009-м отрицательные или близкие к нулевым темпы прироста ВВП. В период кризиса почти во всех странах Содружества заметно упали объемы промышленного производства, возросли показатели безработицы, снизились реальные доходы населения. Особенно тяжелая ситуация сложилась в инвестиционной сфере. В среднем по СНГ объемы вложений в основной капитал уменьшились в 2009 году на 16% по сравнению с 2008-м, при этом на Украине они сократились на 44%, в Армении – на 36%, в Молдове – на 35%, что свидетельствует о практически полной остановке инвестиционного процесса в этих государствах.

Крайне негативные последствия  для экономики государств СНГ  имело также резкое сокращение притока  иностранного капитала, связанное с общим падением в ходе кризиса объемов трансграничного инвестирования в развивающиеся страны, традиционно рассматриваемые международными инвесторами в качестве рынков с повышенным уровнем риска. Так, поступление прямых иностранных инвестиций в целом по СНГ в 2009 году уменьшилось на 49%, без учета России – на 30%. Еще значительнее снизились объемы привлечения средств странами на мировых рынках капитала. В частности Казахстан и Украина (два крупнейших в СНГ после России импортера финансовых ресурсов) с IV квартала 2008 года по III квартал 2011-го по сути лишились возможности привлекать международные синдицированные кредиты. Одновременно практически полностью прекратилась практика размещения их корпорациями акций и долговых ценных бумаг за рубежом.

Ряд стран СНГ в условиях резкого сокращения притока экспортной выручки и иностранных инвестиций оказались вынужденными прибегнуть к помощи международных финансовых организаций. Так, Армения, Беларусь, Таджикистан и Украина впервые за последние годы привлекли кредиты МВФ, причем Украина, получившая в ноябре 2008-го и в июле 2010-го два займа фонда на общую сумму 30 млрд.долл., вошла в число его крупнейших должников.

Сложившийся крайне низкий количественный уровень экономического взаимодействия стран СНГ обусловлен рядом факторов, наиболее значимыми из которых являются7:

1) процессы географической диверсификации внешнеэкономических связей в условиях рыночных преобразований, либерализации ВЭД и ориентации на коммерческий эффект. Это особенно заметно на примере энергоносителей: в 1992-1994 гг. Россия отгружала в СНГ в натуральном выражении более 40% всех экспортируемых энергоресурсов, а в последние годы – 15-16%; Азербайджан и Казахстан направляют практически всю экспортируемую нефть в дальнее зарубежье (по данным ФТС РФ);

2) сближение экспортных структур стран Содружества под влиянием падения конкурентоспособности большинства их обрабатывающих производств;

3) увеличение потребностей государств СНГ в инвестиционных товарах и качественных потребительских изделиях, что способствовало повышению удельного веса в импорте стран дальнего зарубежья (особенно ЕС и Китая);

4) форсированная либерализация торгового режима (большинство стран СНГ снизили степень тарифной защиты).

По характеру внешнеторговых связей страны СНГ делятся на нетто-экспортеров, объемы экспорта которых в последние  годы устойчиво превышали размеры их импорта (к этой группе относятся Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан), и нетто-импортеров, для которых характерна противоположная тенденция (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Украина) (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Сальдо по текущим операциям платежного баланса, % ВВП, 2005-2011 годы

Следует отметить, что устойчивое отрицательное сальдо текущего баланса  обусловило быстрый рост государственного внешнего долга некоторых стран второй группы, размер которого в 2001-2010 годах увеличился в Беларуси в 2,3 раза, в Армении – в три раза, на Украине – в 1,5 раза. Пока объем внешнего госдолга не является критическим для этих республик, однако его дальнейшее наращивание, практически неизбежное при существующей структуре их платежного баланса, способно в перспективе заметно осложнить финансово-экономическое положение данных государств.

Наряду с отмеченными  выше объективными причинами динамичного  роста товарооборота с третьими странами отметим и факторы, оказавшие сдерживающее влияние на развитие взаимной торговли стран СНГ. В числе важнейших8:

  • неконкурентоспособность многих обрабатывающих производств;
  • слабое развитие производственного сотрудничества;
  • высокие предпринимательские риски взаимодействия (особенно с Киргизией и Таджикистаном);
  • политическая напряженность отношений между отдельными государствами, следствием которой явились прекращение торговли (между Арменией и Азербайджаном), усиление торговых барьеров, развитие импортозамещающих производств, срыв перспективных кооперационных проектов.

Информация о работе Проблемы экономического и таможенного сотрудничества стран СНГ и России. Способ повышения его эффективности