Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:09, дипломная работа

Описание работы

В первой главе дипломной работы приведена небольшая историческая справка создания и работы органов борьбы с контрабандой и другими правонарушениями на границе Российской Империи, осуществлен анализ условий и причин способствующих их совершению.
Во второй главе дипломной работы раскрывается понятие "правоохранительной деятельности", основные направления правоохранительной деятельности Российских таможенных органов, их правовая основа при осуществлении правоохранительных функций.
В третей главе дипломной работы приведены результаты правоохранительной деятельности таможенных органов, освещены вопросы взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами России и зарубежных стран, раскрываются проблемы, стоящие перед таможенными органами и возможные варианты решения этих проблем.

Содержание

Введение -3-
Глава 1: Из истории создания и работы органов борьбы
с контрабандой на границе. -7-
§ 1. Учреждение таможенной пограничной стражи. -7-
§ 2. Создание Корчемной стражи и ее деятельность. -14-
§ 3. Пресечение контрабандного ввоза и вывоза товаров. -16-
Глава 2: Таможенные органы Российской Федерации
как субъект правоохранительной деятельности. -22-
§ 1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи. -22-
§ 2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России. -26-
§ 3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление. -27-
§ 4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил. -41-
§5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности. -55-
Глава 3: Правоохранительная деятельность таможенных органов
России на современном этапе. -61-
§ 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности. -61-
§ 2. Взаимодействие с правоохранительными органами России
и Зарубежных стран. -63-
Заключение -66-

Работа содержит 1 файл

5ballov-29194.rtf

— 618.60 Кб (Скачать)

          Координация взаимодействия при решении вопросов организации  борьбы  с  преступностью  в  данной  сфере  возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы.

    Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с  таможенными  органами  зарубежных стран.

    В 1996 году Государственным таможенным комитетом России совместно с зарубежными правоохранительными органами было проведено 14 контролируемых поставок, в результате которых изъято 2532,97 кг наркотиков. 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

    Известно, что  контрабанда  и другие экономические преступления и коммерческие правонарушения,  порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти  установленный  порядок  перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое,  а арсенал  ухищрений  и  изощренных тайных методов  и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

    Поэтому, основным  резервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов является ускоренное освоение и  внедрение методов оперативно-розыскной деятельности.

    Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует времени, активных творческих поисков сотрудников специальных подразделений ГТК РФ и совместных усилий родственных правоохранительных структур.

    В сфере  внешнеэкономической  деятельности  пересекаются интересы многих специальных органов и служб страны.

    В России,  как и повсеместно, у истоков организации борьбы с контрабандой стояла служба таможенно-пограничной ( погранично-таможенной ) стражи.

         Однако в советский период нашей истории объективно сложилось так, что ведущая  роль  в борьбе с контрабандой и некоторыми другими видами посягательств на государственные экономические интересы перешла к  органам госбезопасности и пограничным войскам.  В течении десятилетий ни у кого не вызывало сомнений,  что борьба с контрабандой и с  нарушением правил о валютных операциях относится к числу пререгатив органов контрразведки.

    Ведя борьбу  с этими видами преступлений,  органы госбезопасности одновременно выявляли и  пресекали  факты  использования  иностранными разведками в своих целях контрабандистов и валютчиков,  а также перехватывали нелегальные каналы осуществления ими  разведывательно-подрывных операций.  Примеров  становления  контрабандистов  и валютчиков на путь измены Родине в форме шпионажа известно предостаточно.

    Канал внешнеэкономических связей может использоваться противником также и для осуществления вредительских акций,  предотвращение которых также относится к задачам органов госбезопасности.

    Пограничники помимо осуществления своей  главной  функции  охраны государственных рубежей, выявления и пресечения попыток нарушения неприкосновенности границ всегда решали и задачи выявления  и  пресечения фактов перемещения  через  Государственную границу любых видов контрабанды.

    Сотрудники подразделений таможенной службы,  прежде не являвшейся самостоятельной структурой, выполняли свои профессиональные обязанности в тесном взаимодействии с пограничниками и ( при возникновении оперативной необходимости ) с сотрудниками местных органов госбезопасности. Место  расположения подразделений таможенной службы,  как правило, совпадало с дислокацией КПП погранвойск.

    В этой до недавних пор существовавшей строгой и отлаженной системе ниша каждой из участвовавших в общем деле  сторон  была  определена четко.

    С появлением органов Государственного  таможенного  комитета  как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия, да еще и с приданными им правоохранительными функциями, произошло объективно  неизбежное  изменение расстановки сил в обеспечении экономической безопасности страны.

    С резким расширением и изменением самого механизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасность контрабанды и других экономических преступлений неизмеримо возросли. Значительная тяжесть борьбы с ними легла на плечи таможенных органов.

    В связи с отсутствием нормативной базы, адекватно отражающей происшедшие изменения и четко определяющей роль и место каждой  структуры в общей борьбе, в реальных условиях в основном состоявшегося и продолжающегося перераспределения функциональных  обязанностей  между  ними, пока еще  имеет  место то и дело возникающие нежелательные осложнения, обусловленные как проявлениями ностальгии по отжившей прежней  практике, так и необоснованными попытками принижения роли в общем деле какого-либо ведомства.

    Положение усугубилось еще и увеличением числа субъектов оперативно-розыскной деятельности,  привычное представление о содержании которой ранее почти отождествлялось прежде всего с контрразведывательной ( разведывательной )деятельностью органов госбезопасности,  в  усеченном объеме -  с деятельностью оперативных подразделений погранвойск,  частично - с розыскной работой подразделений уголовного  розыска  и  БХСС МВД, но и только.  В истории становления и развития спецслужб подобные проблемы возникали не раз.  Впоследствии они,  как правило, хотя и небезболезненно, преодолевались.  Совсем недавно такое было в связи с освоением нового направления борьбы -  борьбы  сорганизованной  преступностью, в которую вслед за органами милиции включились органы госбезопасности. Нельзя сказать что данная проблема решена полностью, тем более что  в область борьбы с организованной преступностью теперь возникают интересы специальных подразделений таможенных органов. Но уже ясно, что зоны ответственности и сферы влияния на этом направлении борьбы уже обозначились, заработал и уже совершенствуется механизм координации и взаимодействия между ведомствами.

    Проблемы организации координации и взаимодействия в деле  обеспечения экономической безопасности - это проблемы трехуровневые:

         - межведомственные - самые болезненные и заметные,  актуальные  и сложные;

         - внутриведомственные - не менее актуальные,  но мене  заметные, обусловленные трудностями структурирования и определения границ функциональности вновь формируемых специальных служб таможенных органов;

         - проблемы межгосударственные, международные.

    Есть, однако,  проблема, которая заслуживает того, чтобы привлечь к ней всеобщее внимание, хотя она и является внутриведомственной проблемой ГТК.  Это проблема наполнения таможенных специальных подразделений профессиональными кадрами, то есть кадровая проблема.

    Процесс комплектования таможенных специальных  подразделений  исполнителями с  оптимальным  сочетанием  деловых  и личных качеств идет сейчас интенсивно и одновременно несколькими путями.

         1. Это  отбор кадров из среды таможенников с базовым высшим образованием и последующая переподготовка по специальной программе в условиях Российской  таможенной академии ( РТА ) с отрывом и без отрыва от производства.

         2. Фундаментальная подготовка на базе общего среднего образования на правовом факультете РТА.

    Сегодня и на ближайший обозримый период основным резервом пополнения являются вышедшие в запас профессионалы розыскники  ( разработчики-агентуристы ) из  родственных правоохранительных структур.  Это объективно неизбежно и полезно,  ибо с самого  начала  создается  слой умельцев, которые  в  ближайшем  будущем смогут повести за собой вновь подготовленных специалистов таможенной формации. А, как известно, профессиональное мастерство  в значительной мере наращивается путем передачи секретов ремесла из рук в руки.  Однако,  не следует  забывать  о различиях в методиках противодействия,  с которыми приходят в таможенные органы выходцы из других правоохранительных структур.

    Будучи во  многом  сходными ( " борьба " и " оперативно-розыскная деятельность " - вот что " роднит " всех профессионалов ),  тем не менее каждая  из методик существенно отличается одна от другой,  а в отдельности ни одна из них в " чистом виде " не может  быть  противопоставлена особенностям  тактики  той или иной разновидности противника, противостоящего таможенникам.

    Разработка методики противодействия,  адекватной таможенной специфики, возможно, комбинированной, а в конечном счете - своей специфической - вот еще одна проблема.  Словом, если речь идет о практических шагах по организации координации и противодействия с таможенными органами в  деле  борьбы  с контрабандой и другими видами посягательств на экономические интересы страны, желательно помнить, что процесс профессионального становления  специальных  подразделений ГТК идет не равномерно в Центре и на местах, что это требует времени и терпения.

    Отсутствие взаимопонимания порой проистекает от, того что многими пока еще не усвоено,  что таможенная служба стала вполне самостоятельной и  мощной государственной правоохранительной структурой.  С другой стороны, понятно,  что настоящее уважение и признание к таможенным розыскникам приходит  не сразу,  а постепенно и с ростом их профессионализма.

    В ближайшее время представляется необходимым:

         1. Для совершенства деятельности по обеспечению экономической безопасности страны,  правоохранительных  структур в целом и специальных подразделений таможенных органов, в частности - определить и нормативно закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности  заинтересованных специалистов  и  служб  Министерства  внутренних дел,  Федеральной службы безопасности,  Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления Генерального штаба, Федеральной службы налоговой полиции и Налоговой инспекции.

         2. На  основе  четкого разграничения функций разработать методику координации и взаимодействия специальных служб  таможенных  органов  с другими правоохранительными структурами при проведении совместных скоротечных и долговременных операций.

         3. В  интересах  ускоренного  становления  таможенных органов как правоохранительной структуры организовать интенсивную подготовку  профессионалов оперативного  розыска  на  собственной учебно-методической базе Российской таможенной академии и по программам, отвечающим требованиям таможенной специфики.

         4. В рамках плана НИР Российской таможенной академии  активизировать разработку  основ  методологии  оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, включая:

         - теоретическое  осмысление понятия,  роли и места оперативно-розыскной деятельности таможенных органов  в  обеспечении  экономической безопасности страны;

         - научное обоснование границ функциональности специальных подразделений таможенных  органов и других правоохранительных структур и линий сопряжения между ними;

         - определение  путей становления и развития специальных служб таможенных органов на основе результатов анализа и обобщения оперативно-розыскной практики  в Центре и на местах и изучения опыта подобной работы в родственных структурах.

    Создание как  межструктурного,  так и внутриведомственного эффективного механизма координации и взаимодействия возможно лишь при условии соблюдения  всеми  заинтересованными  службами  и  подразделениями принципа научного подхода в разработке оптимальной модели деятельности по обеспечению экономической безопасности,  при строгом следовании логике здравомыслия и четкой ориентации на интересы общего дела,  исключающей проявления ведомственной амбициозности и конъюктуризма.

    Примат целесообразности и державных интересов - вот ключ к  решению проблем.

    Исследуя данную  проблему об осуществлении правоохранительной деятельности таможенными органами в России, в работе была сделана попытка раскрыть основные правовые вопросы организации  и деятельности таможенной службы в период её становления и укрепления. Всё это происходит в сложных условиях осуществления в стране политических и экономических преобразований.

    Таможенная служба -  один  из  ведущих  государственных  институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.

    Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в  государственную копилку из таможенных органов.

    Основной итог деятельности таможенных органов РФ - это завершение процесса интегрирования  таможенной  службы  в  правоохранительную систему страны. Определились и оформились основные направления  участия  таможенной службы в укреплении экономических основ государства,  регулировании внешнеэкономического оборота, обеспечении экономической безопасности Державы.

    Не мало сделано таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и  нарушениями таможенных правил.  Создана единая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений. На стадии завершения формирования нормативная база  позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой и НТП.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов