Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:09, дипломная работа

Описание работы

В первой главе дипломной работы приведена небольшая историческая справка создания и работы органов борьбы с контрабандой и другими правонарушениями на границе Российской Империи, осуществлен анализ условий и причин способствующих их совершению.
Во второй главе дипломной работы раскрывается понятие "правоохранительной деятельности", основные направления правоохранительной деятельности Российских таможенных органов, их правовая основа при осуществлении правоохранительных функций.
В третей главе дипломной работы приведены результаты правоохранительной деятельности таможенных органов, освещены вопросы взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами России и зарубежных стран, раскрываются проблемы, стоящие перед таможенными органами и возможные варианты решения этих проблем.

Содержание

Введение -3-
Глава 1: Из истории создания и работы органов борьбы
с контрабандой на границе. -7-
§ 1. Учреждение таможенной пограничной стражи. -7-
§ 2. Создание Корчемной стражи и ее деятельность. -14-
§ 3. Пресечение контрабандного ввоза и вывоза товаров. -16-
Глава 2: Таможенные органы Российской Федерации
как субъект правоохранительной деятельности. -22-
§ 1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи. -22-
§ 2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России. -26-
§ 3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление. -27-
§ 4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил. -41-
§5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности. -55-
Глава 3: Правоохранительная деятельность таможенных органов
России на современном этапе. -61-
§ 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности. -61-
§ 2. Взаимодействие с правоохранительными органами России
и Зарубежных стран. -63-
Заключение -66-

Работа содержит 1 файл

5ballov-29194.rtf

— 618.60 Кб (Скачать)

    В то же время, если непосредственным объектом неправомерного действия либо бездействия являлись сами товары и транспортные средства либо таможенные платежи, взимаемые таможенными органами Российской Федерации, такого рода правонарушения к числу малозначительных могут быть отнесены лишь в случаях, когда материальное выражение стоимости непосредственных объектов нарушения таможенных правил либо таможенных платежей позволяет реально отнести ситуацию к малозначительной.

    При принятии решения об освобождении правонарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело, выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу.

    За совершение нарушений таможенных правил законодатель предусмотрел следующие виды взысканий, перечень которых дается в ст.242 ТК РФ и охарактеризованных в других статьях ТК РФ:

      1. Предупреждение.

    Как мера ответственности за нарушение таможенных правил предупреждение выносится в письменной форме, о чем составляется постановление по делу. Применяется в качестве основного взыскания и, как правило, по таможенным правонарушениям, которые не имеют тяжких последствий.

      2. Штраф (ст.243 ТК РФ).

    Таможенный кодекс РФ за нарушения таможенных правил предусматривает два вида штрафа:

    - исчисляемый применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения;

    - исчисляемый, исходя из стоимости товаров и транспортных средств, в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.

    Среди должностных лиц таможенных органов имеет место ошибочное мнение, что предусмотренное санкциями некоторых статей ТК РФ взыскание в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, является якобы указанием на то, что субъектами ответственности по этим статьям могут быть только физические либо должностные лица.

    Например, за нарушение сроков представления таможенному органу Российской Федерации таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст.263 ТК РФ) субъектом ответственности, как правило, может быть именно юридическое лицо. Исчисление же штрафа применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда применяется лишь в связи с тем, что в подобных случаях непосредственным объектом нарушения являются не товары и транспортные средства, а специфические требования таможенных органов. Штраф применяется в качестве основного наказания.

    3. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата.

     Данный вид взыскания имеет специфических субъектов и может применяться к:

    - владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;

    - таможенным брокерам, таможенным перевозчикам;

    - специалистам по таможенному оформлению. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется только в качестве дополнительного взыскания к перечисленным выше лицам и лишь в случае совершения ими нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.

    4. Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

    Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, в федеральную собственность. Конфискация производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

    Данный вид взыскания может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного.

    5. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

    Данный вид взыскания представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения правонарушения. Он может применяться в качестве основного или дополнительного взыскания.

    Следует иметь в виду, что взыскание стоимости товаров и транспортных средств является самостоятельным видом административного воздействия.

    Взыскание стоимости товаров и транспортных средств как самостоятельный вид административного воздействия следует отличать от взыскания стоимости товаров и транспортных средств как меры, применяемой при невозможности конфискации товаров и транспортных средств на стадии исполнения постановления таможенного органа в части конфискации (ч.3 ст. 380 ТК РФ). В последнем случае в качестве вида взыскания применяется конфискация товаров и транспортных средств, однако если по каким-либо причинам исполнить постановление таможни в этой части не представляется возможным, - оно реализуется через взыскание их стоимости.

    6. Конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

    Данный вид взыскания предусмотрен лишь в санкции ст.276 ТК. РФ "Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля".

    На практике применение санкции названной выше статьи, предусматривающей и вид взыскания, о котором идет речь, вызывает затруднения, т.к., с одной стороны, статья сформулирована очень сложно, а санкция недостаточно четко, а с другой -конфискация транспортных средств, на которых перевозились помимо таможенного контроля товары, предусмотрена лишь в одном из четырех вариантов возможной санкции. Однако, исходя из того, что при перемещении помимо таможенного контроля нарушается один из основных принципов перемещения не только товаров, но и транспортных средств, закрепленный в ст.27 ТК РФ, можно сделать вывод, что по ситуации, оговоренной в ст.276 ТК РФ, непосредственными объектами нарушения таможенных правил выступают не только перемещаемые помимо таможенного контроля товары, но и транспортные средства, на которых перемещаются такие товары. Следовательно, все четыре варианта санкции ст.276 ТК РФ фактически в качестве непосредственного объекта нарушения таможенных правил включают и транспортные средства, на которых перевозились товары.

    После принятия Конституции Российской Федерации некоторыми правоведами был высказан тезис о якобы имеющем место несоответствии Основному закону России правоприменительной практики таможенных органов в части наложения взыскания в виде конфискации, так как согласно п.3 ст.35 Конституции РФ "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

    Представляется, что закрепленное в Таможенном кодексе право таможенных органов рассматривать дела о нарушениях таможенных правил с наложением взыскания в виде конфискации не противоречит закону.

    Нарушения таможенных правил есть не что иное, как нарушение экономических интересов России и ее безопасности. Нормы ТК РФ, как указано в его преамбуле, направлены на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Пункт 3 ст.55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Кроме того, принимаемые таможенными органами решения о наложении взысканий соответствуют нормам части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г. (ст.235, 243), а также положениям ст.4 Федерального закона РФ о введении в действие части первой ГК РФ.

    В этом контексте представляется безусловным, что при применении мер взыскания за нарушения таможенных правил следует по-прежнему руководствоваться положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

    Наложение взысканий за нарушение таможенных правил ограничено сроками, установленными ст.247 ТК РФ. Согласно данной статье взыскания могут быть наложены: - предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата - на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения таможенных правил; на предприятия, учреждения и организации, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения (ч.1 ст.247 ТК РФ);

    - конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, а также конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, -на всех субъектов нарушений таможенных правил независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, является она основным или дополнительным взысканием (ч.2 ст.247 ТК РФ).

    Днем обнаружения нарушения таможенных правил, исходя из смысла ст.294 ТК РФ, следует считать день непосредственного обнаружения должностными лицами таможенных органов нарушения таможенных правил либо наличие на определенную дату в таможне материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил (материалы проверок, рапорта, информация таможенных и иных правоохранительных служб и т.п.). Закон предписывает в этих случаях немедленно оформить протокол о нарушении таможенных правил.

    Если протокол оформляется по истечении какого-то времени со дня фактического обнаружения нарушения таможенных правил, срок наложения взыскания должен исчисляться с даты обнаружения нарушения таможенных правил.

    При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении его по основаниям, не освобождающим от административной ответственности, срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (имеются в виду сроки для наложения взыскания в виде предупреждения, штрафа, отзыва лицензии или квалификационного аттестата).

    Течение сроков наложения взысканий в виде штрафа, предупреждения, отзыва лицензии или квалификационного аттестата может прерываться, если до истечения сроков их наложения лицо совершит новое нарушение таможенных правил. Исчисление срока в этом случае начинается с момента обнаружения нового нарушения таможенных правил.

    Наконец, к общим положениям, регламентирующим производство и рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, относятся и вопросы обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов