Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:31, курсовая работа
В ней наглядно видно как развитие международной торговли привело к появлению новых таможенных режимов, одним из которых является магазин беспошлинной торговли. Как использование этого режима позволяет продавать товар под таможенным контролем на таможенной территории данной страны без взимания таможенных пошлин, НДС и акцизов и без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования).
Среди них в первую очередь следует назвать Стамбульскую конвенцию о временном ввозе 1990 г., Таможенную конвенцию о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА 1961 г.), Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (Киотская конвенция).
В действующем ТК РФ насчитывается 16 таможенных режимов. Новый Таможенный кодекс впервые ввел классификацию таможенных режимов, подразделив их на четыре группы: основные, экономические, завершающие и специальные таможенные режимы. Квалифицирующие признаки, по которым проведено такое деление, различны. Деление таможенных режимов на группы является в известной мере условным. Каждый режим имеет особенности в применении различных инструментов таможенного регулирования: взимании таможенных платежей, предоставлении определенных льгот или, напротив, введении специальных ограничений и т.д.
Избранный таможенный режим влияет на возможность перемещения определенных категорий товаров, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, размер таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и транспортных средств, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних.
В действующем ТК РФ решен ряд практических вопросов, не получивших отражения в прежнем Кодексе 1993 г. На них, в основном, хотелось бы обратить внимание в данной статье.
Общие требования и правила, установленные ТК РФ:
1.
Обязанность помещать товары, подлежащие
перемещению через таможенную
границу, под определенный
2.
Виды таможенных режимов
3.
Согласно п. 2 ст. 156 ТК РФ лицо,
намеренное осуществлять
В этой норме закон закрепляет общий принцип свободы выбора и изменения таможенного режима, указывая одновременно на рамки, в пределах которых такой выбор возможен: "в соответствии с настоящим Кодексом". Данное указание означает не только то, что режим может быть выбран из перечня, предусмотренного ТК РФ, но и что выбор его должен осуществляться с соблюдением предусмотренных Кодексом условий, необходимых для помещения товара под конкретный режим, в том числе с учетом цели перемещения товара через границу (экспорт, импорт, транзит) и т.д.
Выбор режима, таким образом, не означает, что таможенный орган должен в обязательном порядке предоставить лицу этот режим. Такая обязанность возникает у таможенного органа только при соблюдении лицом всех условий, необходимых для помещения товара под конкретный таможенный режим. В определенных случаях право на свободу выбора и изменение режима ограничивается и самим Таможенным кодексом. Так, в соответствии со ст. 244 Кодекса исключается возможность помещения культурных ценностей, а также животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, под таможенный режим уничтожения.
В конкретных ситуациях таможенный орган, наделенный соответствующими полномочиями, может принимать решение о применении или неприменении режима, выбранного декларантом. Это относится, в частности, к режимам переработки, реимпорта, временного ввоза, беспошлинной торговли.
4.
Каждый режим, как уже
5.
Таможенный кодекс
6. Элементом таможенного режима согласно ст. 11 ТК РФ является применение запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Запреты и ограничения отличаются по своему характеру, единых критериев их разграничения нет. ТК РФ в этой части отсылает к законодательству РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Но и в основном нормативном акте, применяемом в данной сфере, - Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", где четкая классификация их не проводится. Исходя из характера и содержания конкретных запретов и ограничений их можно подразделить на экономические и на не носящие экономического характера. Необходимо при этом учитывать цели введения соответствующих ограничений и методы их осуществления.
В качестве метода государственного регулирования деятельности в области внешней торговли товарами в Законе названо нетарифное регулирование, осуществляемое путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Целью
установления таких запретов могут
служить защита внутреннего рынка,
отраслей российской экономики и
отдельных хозяйствующих
К
методам, посредством которых
Следует отметить, что запреты и ограничения экономического характера применяются только в отношении четырех таможенных режимов: выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Запреты и ограничения неэкономического характера вводятся для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды, защиты прав потребителей и т.п. К ним относятся технические барьеры: подтверждение соответствия различным стандартам (техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим), опробование, клеймение и другие меры подобного характера, соблюдение разрешительного порядка перемещения через границу отдельных категорий товаров. Примером запрета, не носящего экономического характера, является запрет на ввоз печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В соответствии с таможенным законодательством при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и вывозе их с этой территории соответствующие лица (импортеры, экспортеры и т.д.) обязаны поместить их под один из таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (далее - ТК РФ, Таможенный кодекс) и соблюдать этот режим (ст. 156 ТК РФ).
Запреты и ограничения неэкономического характера вводятся для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды, защиты прав потребителей и т.п. К ним относятся технические барьеры: подтверждение соответствия различным стандартам (техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим), опробование, клеймение и другие меры подобного характера, соблюдение разрешительного порядка перемещения через границу отдельных категорий товаров. Примером запрета, не носящего экономического характера, является запрет на ввоз печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, должны применяться независимо от заявленного таможенного
Вне зависимости от заявленного таможенного режима для лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, устанавливается обязанность соблюдения правил валютного контроля (ст. 158 ТК РФ). Согласно ст. 39 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" валютный контроль рассматривается как особый вид ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
В настоящее время вопросы
валютного контроля
Выделяются следующие группы таможенных режимов:
К группе основных отнесены три таможенных режима, которые наиболее часто применяются при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с продажей товаров российских производителей за рубеж и приобретением иностранных товаров для реализации их на территории РФ: выпуск для внутреннего потребления, экспорт и международный таможенный транзит.
Выпуск для внутреннего потребления. Название этого режима в действующем Таможенном кодексе уточнено и приближено к принятому в международной практике . Он является одним из наиболее часто используемых; в соответствии с его условиями на территорию России ввозятся различные товары в рамках заключенных договоров международной купли-продажи. Данный режим применим и к товарам, ранее вывезенным с таможенной территории РФ без обязательства об их обратном ввозе, а также к товарам, ранее ввезенным на таможенную территорию РФ и помещенным под таможенный режим, сопряженный с ограничениями, установленными в отношении возможности пользоваться и распоряжаться такими товарами.
В Таможенном кодексе 1993 г.
этот режим назывался "выпуск
для свободного обращения".
Товары, помещенные под режим внутреннего потребления, приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ при условии уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В частности в отличие от Кодекса 1993 г. к условиям помещения товаров под рассматриваемый таможенный режим в новом Таможенном кодексе не отнесена уплата таможенных сборов за таможенное оформление.
Иначе стал определяться объект обложения таможенными пошлинами и налогами. Согласно ст. 322 ТК РФ 2003 г. таким объектом являются сами товары, которые вводятся в гражданский оборот на территории России, а не ввоз товаров на таможенную территорию РФ, как предусматривалось в ранее действовавшем Таможенном кодексе. Исследователи отмечали соответствие этого изменения сущности таможенного законодательства, направленность его на исключение формального подхода к вопросу возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.
Размер подлежащей уплате таможенной пошлины зависит от нескольких факторов, среди которых имеет значение страна происхождения товаров. В настоящее время эти вопросы решаются в Таможенном Кодексе РФ (§ 1 гл. 6), и их регламентация соответствует положениям двух международных договоров - Соглашению по правилам происхождения ВТО от 15 апреля 1994 г. и Киотской конвенции (Специальное приложение "К").
В
новом Таможенном кодексе решен
также ряд практических вопросов,
возникающих при помещении
Экспорт. Прежде всего, изменения касаются статуса товаров, которые могут быть вывезены в соответствии с данным таможенным режимом. В ст. 165 ТК РФ четко определено, что экспортировать можно товары, находящихся на таможенной территории РФ в свободном обращении, т.е. речь идет только о российских товарах. Под российскими в данном случае понимаются товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, т.е. не вывезенные с таможенной территории России, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории России, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенную территорию РФ (пп. 2 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Принципиально важное значение при перемещении товаров в соответствии с режимом экспорта имеет новое положение, предусматривающее, что российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров (п. 3 ст. 122 ТК РФ). Принятие этой нормы обусловлено тем, что оставление на таможенной территории РФ товаров, находящихся в свободном обращении, не может иметь экономического влияния на внутренний рынок. В ТК РФ 1993 г. такая норма отсутствовала, что позволяло рассматривать вывоз экспортируемых товаров в меньшем количестве как правонарушение, за которое в КоАП РФ предусматривалось наказание в виде административного штрафа.
Информация о работе Порядок открытия магазинов беспошлинной торговли и условия реализации товаров